Подтверждение кредитного рейтинга Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (далее — Компания, «Автодор») является следствием сохранения ее статуса стратегически значимого ключевого оператора государственной программы строительства и реконструкции скоростных автомобильных дорог федерального значения, в том числе на основе концессионных соглашений, как элемента стимулирования развития государственно-частного партнерства.

Кредитный рейтинг установлен на уровне паритета с рейтингом РФ минус две ступени и обусловлен очень сильным влиянием государства, которое обладает полным операционным и финансовым контролем над «Автодором». Деятельность Компании в сфере доверительного управления и организации строительства и реконструкции скоростных автомобильных дорог полностью субсидируется за счет средств федерального бюджета и иных источников. Дисконт в размере двух ступеней обусловлен невысокими оценками таких субфакторов, как «социальная роль» и «роль в экономике и репутационные риски».   

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Очень высокая степень поддержки. Компания является государственным заказчиком по проектированию, строительству и эксплуатации скоростных автомобильных дорог, переданных в доверительное управление. Компания была создана на основании отдельного Федерального закона № 145-ФЗ от 17.07.2009 «О государственной компании "Российские автомобильные дороги"» с целью реализации широкого спектра задач, в том числе: соединение скоростными автомобильными дорогами шести агломераций, а также двух крупнейших портов России; широкомасштабное привлечение частных инвестиций и переход к новой системе контрактных отношений; повышение качества жизни населения страны за счет улучшения транспортной доступности; повышение безопасности движения автомобильного транспорта по сети автомобильных дорог РФ; повышение конкурентоспособности отраслей экономики РФ на мировых рынках за счет снижения транспортной составляющей в конечной цене продукции. Государство является единственным учредителем Компании. В состав наблюдательного совета «Автодора» — высшего органа управления Компании — входят представители различных государственных ведомств. Наблюдательный совет осуществляет стратегическое управление Компанией: утверждает ее стратегию и одобряет долгосрочную программу ее деятельности. Для Компании определен статус стратегически значимой для государства. В 2020 году Компания была внесена в список системообразующих предприятий. Программа деятельности «Автодора» до 2024 года утверждена распоряжением Правительства РФ от 21.01.2020 №44-р. Наблюдательный совет Компании одобрил в декабре 2020 года проект обновленной программы ее деятельности до 2030 года, которая также подлежит утверждению Правительством РФ.

Невысокая оценка субфакторов «социальная роль» и «роль в экономике и репутационные риски» подразумевает незначительную на данном этапе социальную значимость «Автодора» в масштабах страны и несущественные финансовые последствия потенциального дефолта Компании для экономической деятельности транспортной и смежных отраслей. При этом необходимо отметить, что потенциальный дефолт Компании будет нести большие репутационные риски для государства, что обуславливает очень высокую вероятность обеспечения достаточности бюджетного финансирования обязательств «Автодора», в том числе в рамках концессионных соглашений.  

Высокая степень зависимости от однородных факторов риска подразумевает то, что основным источником финансирования деятельности «Автодора» выступают федеральный бюджет и государственные фонды. В свою очередь, макроэкономические факторы, определяющие наполняемость доходной части бюджета страны, будут непосредственно влиять на объем выделяемых субсидий на финансирование дорожного строительства. 

Ключевые допущения

  • сохранение объемов, выделяемых из федерального бюджета субсидий в соответствии с утвержденной программой развития Компании;
  • обслуживание долговых обязательств Компании за счет средств федерального бюджета и доходов от доверительного управления.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • повышение системной значимости Компании для государства и существенное расширение направлений ее деятельности.

К негативному рейтинговому действию может привести:

  • значительное снижение объема выделяемых бюджетных субсидий на строительство скоростных автомобильных дорог, что может привести к снижению уровня системной значимости Компании.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): отсутствует.

Поддержка: государство — паритет с РФ минус 2 ступени.

Корректировки: отсутствуют.

Рейтинги выпусков

Облигации Государственной компании «Российские автомобильные дороги» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-002P-05 (RU000A1017H9), срок погашения — 12.12.2029, объем эмиссии — 27 280 200 000 руб., — АА(RU).

Облигации Государственной компании «Российские автомобильные дороги» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-003P-01 (RU000A102H91), срок погашения — 15.12.2025, объем эмиссии — 14 000 000 000 руб., — АА(RU).

Обоснование. Эмиссии являются старшим необеспеченным долгом Государственной компании «Российские автомобильные дороги». По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Компании. Агентство ожидает, что в соответствии с программой деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в редакции распоряжения Правительства РФ от 21.01.2020 №44-р, по облигационным займам, привлеченным для финансирования ускоренной реализации проекта строительства скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва — Санкт-Петербург», погашение основного долга (номинала облигаций) планируется осуществить за счет субсидий из федерального бюджета. При этом купонные выплаты по эмитируемым облигациям не более чем на 50% планируется обеспечить также за счет средств субсидий из федерального бюджета. В соответствии с методологией АКРА кредитные рейтинги эмиссий приравниваются к кредитному рейтингу Государственной компании «Российские автомобильные дороги»  — AA(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и облигационных выпусков Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (RU000A1017H9, RU000A102H91) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и ее облигационных выпусков (RU000A1017H9, RU000A102H91) были опубликованы АКРА 02.06.2017, 24.12.2019 и 16.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Государственной компании «Российские автомобильные дороги», а также кредитных рейтингов облигационных выпусков Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (RU000A1017H9, RU000A102H91) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Государственной компанией «Российские автомобильные дороги», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» по МСФО. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Государственная компания «Российские автомобильные дороги» принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Государственной компании «Российские автомобильные дороги» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Макаров
Директор, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 220
Денис Красновский
Эксперт, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 188

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.