Кредитный рейтинг Оренбургской области (далее — Оренбургская область, Область, Регион) обусловлен умеренной операционной эффективностью бюджета, умеренно низкой долговой нагрузкой и плавным графиком погашения долга. Уровень кредитного рейтинга ограничивают умеренные показатели развития экономики по сравнению со среднестрановыми значениями, зависимость экономических и бюджетных показателей от доминирующей в Регионе отрасли, а также планируемый прирост государственного долга.

Оренбургская область расположена в Приволжском федеральном округе (ПФО), на стыке двух континентов — Европы и Азии. Регион граничит с пятью областями РФ и Казахстаном. В Области проживает 1,3% населения РФ, на долю Региона приходится 1,2% суммарного российского валового регионального продукта (ВРП). Ежегодно Область обеспечивает порядка 3% российской добычи нефти и газа.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Умеренно низкий уровень долговой нагрузки с минимальным риском рефинансирования. На начало 2021 года отношение долга к текущим доходам Региона находилось на уровне 21,7%. В соответствии с Законом о бюджете на текущий год1, на конец 2021-го данное соотношение вырастет до 34%, что связано с увеличением объема долга при одновременном незначительном сокращении текущих доходов. На 01.01.2021 долг Региона составил 21,4 млрд руб. и был представлен облигациями (43%) и бюджетными кредитами (57%). На 01.05.2021 объем и структура долга не изменились. Благодаря такой структуре долга процентные расходы являются необременительными для Региона, в 2019–2020 годах они на треть покрывались процентными доходами от размещения средств бюджета на депозитах. Соотношение усредненных2 процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета Оренбургской области (без учета субвенций) за период с 2017 по 2021 год составит менее 2%. Большая часть долга (70% общего объема) подлежит погашению после 2024 года. С 2021 по 2024 год Региону необходимо рефинансировать не более 8% долга ежегодно.


1 Закон Оренбургской области от 18.12.2020 № 2558/716-VI-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 17.12.2020 № 2558).
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Сохранение накопленной ликвидности в текущем году. Умеренно высокая оценка коэффициента ликвидности обусловлена имеющимися у Региона средствами на счетах бюджета и депозитах (совокупно — 9,4 млрд руб. на 01.05.2021) при наличии невыбранных кредитных линий в банках на сумму 6 млрд руб. и сроком более года.

В 2020 году остатки средств на счетах бюджета на начало месяца были преимущественно ниже расходов предстоящего месяца (в среднем 80% предстоящих расходов). На 01.05.2021 объем остатков покрывал 99% среднемесячных расходов Области за 2020 год, а также 44% государственного долга Области на указанную дату. Кроме того, указанный объем остатков в 5,3 раза превышает объем госдолга, погашаемого в 2021 году.

Для финансирования возможных кассовых разрывов Регион заключил договор с Управлением Федерального казначейства (УФК), но средства УФК не привлекались с начала 2019 года. С 2019 года Регион размещает средства на банковских депозитах.

Умеренный бюджетный профиль. В 2020 году налоговые и неналоговые доходы (далее — ННД) Области снизились на 12%, что наряду со значительным увеличением расходов (на 15%) привело к дефициту бюджета в размере 3,9% ННД, несмотря на существенный (в 1,8 раза) прирост безвозмездных поступлений. Дефицит в основном был профинансирован за счет остатков на счетах. Снижение объема производства в добывающей отрасли заметно сказалось на поступлениях по налогу на прибыль организаций: в 2020 году они сократились на 34%. При этом поддержку бюджету Региона оказали поступления по НДФЛ и налогам на товары и услуги, которые выросли на 6 и на 20% соответственно.

Согласно Закону о бюджете на текущий год в 2021 году ННД Области вырастут на 5% к показателю 2020-го, однако останутся ниже уровней 2019 года на 8%. Положительная динамика ННД в 2021 году в основном будет обусловлена поступлениями по налогам на товары и услуги и НДФЛ, рост которых ожидается на уровне 49 и 4% соответственно. Сдерживающее влияние на ННД по-прежнему будет оказывать налог на прибыль организаций: ожидается снижение поступлений на 7% относительно 2020 года (39% к показателю 2019-го). Тем не менее, за четыре месяца текущего года поступления по налогу на прибыль организаций выросли на 12% в годовом сопоставлении.

Существенное снижение безвозмездных поступлений (на 31%) окажет негативное влияние на динамику совокупных доходов, которые сократятся на 10%. При этом совокупные расходы снизятся лишь на 3%, что приведет к дефициту бюджета на уровне 15% ННД. Регион планирует финансировать дефицит бюджета за счет привлечения заемных средств.

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов стабильно положительное; за 2017–2020 годы оно составило 10%. По итогам 2021 года АКРА прогнозирует снижение операционной эффективности Региона до 8%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов станет отрицательным (-1%). Это свидетельствует о достаточности текущих доходов Региона для финансирования его текущих расходов и о возможном привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.

По итогам 2021 года усредненное отношение ННД к доходам бюджета (без учета субвенций) незначительно вырастет и составит 75%.

Гибкость бюджетных расходов находится на умеренно высоком уровне: усредненное за период с 2017 по 2021 год соотношение капитальных и совокупных расходов (без учета субвенций) будет на уровне 17%.

Умеренно развитая экономика с концентрацией на добыче углеводородов. Основой экономики Области является добыча углеводородов и связанные с ней отрасли. По оценкам АКРА, в налоговых поступлениях в бюджет Региона за период с 2016 по 2020 год на добычу, обработку и реализацию углеводородов в среднем приходилось порядка 40%. По данным Области, в 2020 году налоговые поступления от десяти крупнейших налогоплательщиков составили 33,6% консолидированного бюджета Региона; пять из них принадлежат к нефтегазодобывающей отрасли, они обеспечили 25,3% налоговых поступлений.

Структура ВРП Области близка к структуре налоговых поступлений в ее бюджет — наибольшая доля ВРП приходится на добывающий сектор (41% в 2019 году). Усредненный показатель ВРП на душу населения в Регионе стабильно составляет порядка 86% усредненного среднестранового значения.

Соотношение усредненных показателей заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2017–2020 годах составило 3,3, а уровень безработицы в Регионе в 2020 году превысил среднероссийский показатель.

Ключевые допущения

  • прирост ННД в 2021 году не менее чем на 5% к показателю 2020 года;
  • снижение расходов бюджета не менее чем на 3% к показателю 2020 года;
  • рост долговой нагрузки до уровня, не превышающего 35% текущих доходов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост диверсификации экономики;
  • сохранение опережающих темпов роста заработной платы относительно регионального прожиточного минимума;
  • исполнение бюджета с дефицитом на уровне ниже запланированного.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • отставание темпов роста ВРП Региона относительно среднестрановых;
  • существенное снижение ликвидности бюджета при одновременном увеличении объема долга в соответствии с Законом о бюджете на текущий год.

Рейтинги выпусков

Оренбургская область, 35002 (ISIN RU000A0JUPE3); срок погашения — 14.06.2021, объем эмиссии — 6 млрд руб., — A+(RU).

Оренбургская область, 35003 (ISIN RU000A0JVM81); срок погашения — 03.07.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — A+(RU).

Оренбургская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYKH5); срок погашения — 02.12.2027, объем эмиссии — 4 млрд руб., — A+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Оренбургской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Оренбургской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Оренбургской области и выпусков облигаций Оренбургской области (RU000A0JUPE3, RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Оренбургской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JUPE3, RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были опубликованы АКРА 31.01.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Оренбургской области и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JUPE3, RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Оренбургской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Оренбургской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Оренбургской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.