Кредитный рейтинг Хабаровского края (далее — Хабаровский край, Край, Регион) обусловлен растущей долговой нагрузкой в совокупности со значительной долей краткосрочного долга и низким уровнем доступной ликвидности. Бюджетный профиль Региона характеризуется растущей потребностью в привлечении долгового финансирования и отрицательным балансом текущих операций в прогнозном периоде. Экономике Края свойственны умеренные показатели развития и частичная зависимость от бюджетного сектора.
Хабаровский край входит в состав Дальневосточного федерального округа. В Регионе проживает порядка 1,3 млн человек (0,9% населения РФ). Валовый региональный продукт (ВРП) Края по итогам 2019 года достиг 803 млрд руб., что составляет около 1% совокупного ВРП субъектов РФ.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Увеличение объема безвозмездных поступлений частично скомпенсировало значительный рост расходов бюджета. Доходы краевого бюджета за 2020 год составили 128,0 млрд руб., что на 15% выше показателя 2019 года. При этом налоговые и неналоговые доходы (ННД) сократились на 1%. Безвозмездные поступления в региональный бюджет по итогам 2020 года выросли на 58% до 49,2 млрд руб., а бюджетные расходы увеличились на 16% и достигли 132,4 млрд руб. Наиболее значимый рост расходов краевого бюджета отмечается в сфере социальной политики (более чем в полтора раза) и здравоохранения (более чем на четверть). Дефицит бюджета составил 4,3 млрд руб. (порядка 5% ННД). Большая часть дефицита была профинансирована за счет привлечения заимствований.
По итогам первого квартала 2021 года профицит бюджета составил 1,3 млрд руб., благодаря значительному росту доходной части бюджета в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Согласно Закону о краевом бюджете1, в 2021 году предусмотрен рост ННД на 6% относительно прошлого года, однако совокупные доходы бюджета снизятся на 5% до 121,7 млрд руб. ввиду сокращения объемов безвозмездных поступлений на 22%. Плановое сокращение бюджетных расходов составляет всего 2%. Ожидается, что дефицит бюджета достигнет 9% ННД, а его финансирование в основном будет осуществлено за счет привлечения долга.
1 Закон Хабаровского края от 09.12.2020 №125 (ред. от 31.03.2021) «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
По мнению АКРА, текущая неопределенная ситуация, связанная с пандемией коронавируса, может спровоцировать рост расходов бюджета в сравнении с уровнем 2020 года. Несмотря на то, что возможное увеличение расходной части бюджета не столь значительно, как в минувшем году, оно может привести к увеличению дефицита до 15% ННД (до вычета остатков на счетах бюджета и расходов на ликвидацию последствий пандемии).
Значение доли собственных доходов в совокупных доходах бюджета (без учета субвенций), усредненное2 за 2017–2021 годы, составит 72%, а усредненная доля капитальных расходов в общих расходах бюджета (без учета субвенций) — 14%. Бюджет Края нуждается в привлечении долгового финансирования, поскольку усредненное значение показателя модифицированного бюджетного дефицита за указанный выше период составит -6,0%. Баланс текущих операций также может стать отрицательным по итогам 2021 года, при этом усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов останется положительным и составит 1% за период с 2017-го по 2021 год. Отрицательная величина прогнозируемого баланса текущих операций, обусловленная возможным ростом расходов Края, в совокупности с отрицательным значением модифицированного бюджетного дефицита указывают на дополнительную потребность Региона в привлечении долгового финансирования.
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Высокие риски рефинансирования долга могут быть снижены благодаря его реструктуризации. По итогам 2020 года государственный долг Хабаровского края вырос на 6% и достиг 54,8 млрд руб. Долг Региона был представлен коммерческими кредитами (65%), бюджетными кредитами (27%), облигациями (7%) и гарантиями (менее 1%). График погашения долга неравномерен, пиковые выплаты приходятся на два ближайших года. По состоянию на 01.01.2021 максимальный объем погашения приходился на 2022 год и составлял 45% совокупного долга Края.
К 01.05.2021 график погашения долга почти не изменился, однако абсолютная величина долга Региона возросла на 3 млрд руб. в связи с привлечением дополнительных банковских кредитов.
Значительная доля краткосрочного долга свидетельствует о наличии существенных рисков рефинансирования обязательств Края. В случае реструктуризации части долга в результате реализации Послания Президента Российской Федерации 2021 года доля краткосрочного долга сократится, что может привести к снижению рисков рефинансирования.
АКРА полагает, что по итогам 2021 года соотношение долга и текущих доходов Региона достигнет 59% вследствие финансирования прогнозного объема дефицита. В то же время процентные расходы остаются незначительными: соотношение усредненных за 2017–2021 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) составит около 3%.
Остатки на счетах Края на 01.01.2021 составили 1,0 млрд руб. При этом среднемесячные остатки на счетах бюджета, включая средства автономных и бюджетных учреждений, с начала 2020 года покрывали порядка 11% ежемесячных бюджетных расходов.
Умеренные показатели развития экономики, частично зависящие от госсектора. Негосударственный сектор экономики Хабаровского края диверсифицирован. За последние четыре года значительная доля налоговых поступлений (20% — усредненная доля за 2017–2020 годы) приходилась на отрасли, связанные с транспортировкой грузов и связью, а сектор торговли обеспечивал около 14% налоговых поступлений Края. Деятельность, финансируемая за счет бюджетных средств (государственное управление, образование, здравоохранение и деятельность в сфере культуры), по оценкам АКРА, формировала порядка 24% налоговых доходов в период с 2017 по 2020 год и вносила наибольший вклад в доходы краевого бюджета.
Величина усредненного ВРП Региона на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем в 2016–2019 годах составила 95%. Соотношение усредненных значений заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2017–2020 годах превышало 300%.
По итогам 2020 года усредненный за четыре последних года уровень безработицы в Регионе, рассчитываемый по методологии МОТ, составил 4%. Безработица в Хабаровском крае находится стабильно ниже среднестранового уровня.
Ключевые допущения
- снижение доходов бюджета в соответствии с законом о краевом бюджете;
- рост расходов в 2021 году не более чем на 1% по сравнению с 2020 годом;
- дефицит бюджета не более 15% ННД;
- частичное использование средств автономных и бюджетных учреждений для финансирования дефицита бюджета;
- оказание экстренной финансовой поддержки со стороны федерального бюджета в случае необходимости;
- рост долга в 2021 году не более чем на 20% по сравнению с предыдущим годом.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- снижение рисков рефинансирования долга;
- снижение долговой нагрузки.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- дальнейшее снижение баланса текущих операций;
- увеличение потребности в привлечении долгового финансирования;
- дальнейший рост доли краткосрочного долга.
Рейтинги выпусков
Хабаровский край, 35007 (ISIN RU000A0ZZQQ0); срок погашения — 24.10.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — BB+(RU).
Обоснование. Указанный выше облигационный выпуск Хабаровского края, по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Хабаровского края.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Хабаровского края и облигационного выпуска Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Хабаровского края и кредитный рейтинг выпуска государственных ценных бумаг Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) были опубликованы АКРА 19.06.2020. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Хабаровского края, а также кредитного рейтинга выпуска государственных ценных бумаг Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Правительством Хабаровского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Хабаровского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Хабаровского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.