Кредитный рейтинг Волгоградской области (далее — Область, Регион) обусловлен существенным улучшением в 2017 году показателей бюджетной дисциплины и долговой нагрузки из-за снижения утвержденных в Законе о бюджете и в соответствующих госпрограммах расходов на образование и социальную политику, а также относительно высокой безработицей и низкими среднедушевыми доходами, сбалансированным по срокам погашения и по стоимости рыночным долгом и умеренно высоким уровнем развития инфраструктуры.

Диверсифицированная экономика с относительно высокой безработицей и среднедушевыми доходами на уровне ниже среднероссийских. Основой экономики Области являются обрабатывающая промышленность (производство нефтепродуктов, готовых металлических изделий, пищевых продуктов), торговля (оптовая и розничная) и сельское хозяйство. С 2012 года интенсивность инвестиционных процессов в Области на 13,6% превышает среднероссийский уровень. Для федерального бюджета Волгоградская область является регионом-донором (около 30% налоговых поступлений с территории области в консолидированный бюджет РФ составили акцизы на нефтепродукты и табачные изделия). Уровень безработицы, исчисляемый по методологии МОТ, существенно (в среднем на 25%) превышает среднероссийский показатель. Отставание среднедушевых доходов от среднероссийского уровня объясняется относительно невысокими зарплатами в секторе торговли (оптовой и розничной), сельском хозяйстве и социальной сфере.

Улучшение показателей бюджетной дисциплины обеспечивается ростом регулярных доходов и маневрированием расходов на социальную сферу. Бюджет области характеризуется достаточной долей собственных доходов (76%) и умеренным уровнем обязательных расходов в структуре бюджета. Область балансирует бюджетные показатели путем оптимизации расходов на социальную сферу (образование и социальную политику), оставаясь при этом в рамках выполнения текущих нормативов по зарплатам бюджетников. Оптимизация социальных расходов носит заблаговременный характер (за один-три года до наступления соответствующего бюджетного года). Заблаговременное маневрирование позволяет избегать экстренного внутригодового секвестра социальных расходов и, соответственно, не допускать шокового воздействия на экономику региона. Внутри года по мере поступления дополнительных доходов Область может увеличивать финансирование отдельных социальных программ.

Сбалансированная по срочности и по стоимости структура рыночного долга.  На 15.06.2017 Область на 59% выполнила годовой график погашения рыночного долга. Более 70% рыночного долга подлежат погашению после 2019 (включительно) года. По итогам 2016 года Область нарушила ковенанту по предоставлению бюджетных кредитов (из-за превышения фактического дефицита относительно утвержденного в соглашении) и была вынуждена в 2017 году досрочно погасить существенную часть бюджетных кредитов (на сумму 21,3 млрд руб.). Правительство РФ намерено в 2017 году предоставить Волгоградской области долгосрочный бюджетный кредит (ориентировочно на 10–15 млрд руб.) для возмещения досрочно погашаемого бюджетного кредита. Это позволит существенно сэкономить на процентных расходах и избежать шокового воздействия на долговой портфель Области.

Достаточный уровень ликвидности. Администрация Области не имеет права размещать депозиты в банках, однако располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Расходы текущего месяца преимущественно превышают остатки средств на счетах бюджета на начало месяца. Потребность в краткосрочной ликвидности Области в случаях плановых кассовых разрывов закрывается средствами федерального бюджета на едином счете, краткосрочными кредитами, предоставленными Управлением Федерального казначейства (УФК), возобновляемыми кредитными линиями.

Ключевые допущения

  • предоставление в 2017 году Минфином РФ долгосрочного бюджетного кредита в размере более 10 млрд руб.;
  • экономия в 2017–2018 гг. на расходах по обслуживанию долга относительно утвержденных на год значений;
  • сохранение расходов на образование и социальную политику в 2017–2018 гг. на уровнях, утвержденных в текущих редакциях соответствующих госпрограмм;
  • выполнение в 2017 года условий предоставления дотаций из федерального бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с максимально возможной долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение уровня безработицы, рост удельных значений показателей ВРП и денежных доходов населения Области до среднероссийского уровня;
  • улучшение показателей бюджетной дисциплины и операционного баланса.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение в 2017–2018 гг. расходов областного бюджета на образование и социальную политику сверх показателей, утвержденных в текущих редакциях госпрограмм, без соответствующего увеличения доходов областного бюджета;
  • нарушение условий предоставления дотаций;
  • неполучение долгосрочного бюджетного кредита на замещение досрочно погашаемого бюджетного кредита.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен Волгоградской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (22.06.2017).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Волгоградской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Волгоградская область принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Волгоградской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Волгоградской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.