Кредитный рейтинг Курской области (далее — Курская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки и умеренно высокими показателями бюджетного профиля. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывает средний уровень развития экономики Региона.
Курская область расположена в Центральном федеральном округе, граничит с пятью регионами РФ и Украиной. В Области проживает 0,8% населения РФ, ее валовый региональный продукт (ВРП) составляет порядка 0,5% совокупного ВРП страны. На территории Области частично располагается Курская магнитная аномалия.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Консервативная долговая политика и сбалансированное управление ликвидностью бюджета. Область придерживается консервативной долговой политики и в течение последних четырех лет удерживает показатели долговой нагрузки в пределах, соответствующих низкому уровню риска. В 2020 году соотношение долга Области и ее текущих доходов (по методологии АКРА) увеличилось с 15 до 18%. По оценкам АКРА, к концу 2021 года данное соотношение составит порядка 20%. На 01.05.2021 долг Региона был представлен облигациями (11%) и бюджетными кредитами (89%). С учетом низкой долговой нагрузки Области выплаты по долговым обязательствам в абсолютном выражении невелики и сопряжены с минимальным риском рефинансирования. Расходы на обслуживание долга необременительны для бюджета за счет высокой доли бюджетных кредитов в структуре долга: соотношение усредненных1 процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) в 2017–2021 годах составит 0,3%. Курская область располагает достаточным объемом собственной ликвидности для своевременного выполнения своих обязательств. Остатки на счетах, сформированные на 01.05.2021, в полтора раза превышают среднемесячные расходы областного бюджета в 2020 году.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Умеренно сильный бюджетный профиль. В 2020 году налоговые и неналоговые доходы (далее — ННД) Области снизились на 2,6% по сравнению с 2019-м, однако благодаря росту трансфертов из федерального бюджета совокупные доходы бюджета Области увеличились на 7%. Расходы бюджета в 2020 году выросли на 9%, а его дефицит составил 0,6 млрд руб. (1,4% ННД).
Закон об областном бюджете на 2021 год предусматривает исполнение бюджета с дефицитом в размере 5,1 млрд руб. (11,5% ННД). Основным источником финансирования дефицита станут остатки на счетах, сформированные в предыдущие годы.
Усредненная доля собственных доходов Области в совокупном объеме ее доходов (без учета субвенций) за период с 2017 по 2021 год составит 73%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за указанный период будет на уровне 6%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов может стать отрицательным (-2%). Приведенные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и о возможной потребности в привлечении долгового финансирования для осуществления капитальных расходов. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (без учета субвенций) в 2017–2021 годах составляет 16%.
Умеренные показатели развития экономики Области. Несмотря на достаточный уровень диверсификации экономики и налоговых поступлений (максимальная доля налоговых поступлений приходится на сегмент добычи железных руд: в среднем 25% за 2017–2020 годы), ВРП Области на душу населения невысок (порядка 70% от среднего показателя по РФ в 2019 году). Заработная плата превысила региональный прожиточный минимум (для трудоспособного населения) в 2020 году в 3,3 раза, а безработица в Регионе в 2020-м была ниже среднероссийского уровня.
Ключевые допущения
- следование консервативной долговой политике;
- сокращение расходов в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными;
- сохранение собственной ликвидности на достаточном уровне.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост операционной эффективности бюджета при отсутствии потребности в долговом финансировании;
- дальнейший рост собственной ликвидности бюджета;
- ускорение темпов роста показателей социально-экономического развития Области.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- снижение уровня доступной ликвидности;
- рост соотношения долга и текущих доходов Области до уровня выше 30%;
- рост текущих расходов бюджета Области, не сопровождающийся ростом текущих доходов.
Рейтинги выпусков
Курская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYCD1), срок погашения — 12.10.2025, объем эмиссии по номиналу — 4 млрд руб., — А+(RU).
Обоснование. Облигационный выпуск Курской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Курской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Курской области и облигационного выпуска Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Курской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были опубликованы АКРА 01.09.2017 и 10.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Курской области, а также кредитного рейтинга ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Курской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Курской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало администрации Курской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.