Кредитный рейтинг Кемеровской области — Кузбасса (далее — Кемеровская область, Кузбасс, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки в совокупности с умеренными рисками рефинансирования обязательств. Рейтинг Области поддерживается существенным объемом капитальных расходов бюджета и наличием значительного объема свободной ликвидности. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают зависимость экономических и бюджетных показателей от доминирующей в Регионе отрасли (добыча угля) и отрицательный модифицированный бюджетный дефицит в совокупности с отрицательным объемом баланса текущих операций в текущем и прогнозном периодах.
Изменение прогноза по кредитному рейтингу с «Негативного» на «Стабильный» отражает ожидания АКРА относительно стабилизации цен на рынке угля — ключевого сырья для Региона, — что уже положительно отразилось на результатах исполнения бюджета за четыре месяца текущего года, а также снизило прогнозную величину модифицированного бюджетного дефицита и баланса текущих операций.
Область расположена в Сибирском федеральном округе. Численность населения Области составляет 2,6 млн человек (1,8% населения РФ). Валовой региональный продукт (ВРП) Области по итогам 2019 года составил 1,1 трлн руб. (приблизительно 1,2% совокупного ВРП регионов РФ).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Значительный дефицит бюджета сформировался из-за существенного прироста расходов. По итогам 2020 года доходы бюджета Кузбасса составили 165,4 млрд руб., что на 5% выше показателя 2019 года. При этом налоговые и неналоговые доходы (ННД) сократились на 19% за аналогичный период, в том числе поступления по налогу на прибыль уменьшились на 39%. Снижение поступлений по налогу на прибыль было частично обусловлено снижением цен на уголь, добываемый на территории Области, частично — замедлением темпов роста экономики, вызванным пандемией коронавируса. В то же время безвозмездные поступления в региональный бюджет по итогам 2020 года возросли практически вдвое, составив 62,5 млрд руб. Расходы бюджета Кемеровской области увеличились в 2020 году на 30% и достигли 206,5 млрд руб. Наибольший прирост за прошедший год показали расходы регионального бюджета на здравоохранение (прирост более чем в полтора раза), на социальную политику (более чем на четверть) и на образование (почти на четверть). Дефицит бюджета Области составил 41,1 млрд руб. (40% ННД). Большая часть дефицита была профинансирована за счет привлечения новых заимствований.
Закон об областном бюджете1 в 2021 году предусматривает рост ННД Региона на 5% относительно показателя 2020-го, при этом совокупные доходы бюджета снизятся на 8%, до 152,4 млрд руб., из-за сокращения объемов безвозмездных поступлений на 28%. Расходы бюджета планируется сократить по итогам 2021 года на 18%. Планируемый дефицит бюджета составит 15% ННД и будет профинансирован за счет привлечения долга.
1 Закон Кемеровской области — Кузбасса от 23.12.2020 №160-ОЗ (ред. от 26.05.2021) «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
По итогам первых четырех месяцев текущего года доходы Кузбасса выросли на 24% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года, при этом налог на прибыль увеличился на 44%, безвозмездные поступления — на 41%. Расходная часть бюджета выросла на 13% за указанный период. Профицит бюджета за первые четыре месяца 2021 года составил 3,0 млрд руб. (дефицит в прошлом году за тот же период составил 1,4 млрд руб.).
АКРА полагает, что ввиду неопределенной ситуации с развитием пандемии коронавируса расходы Области могут снизиться не столь значительно, как прогнозируется в законе о бюджете. В таком случае дефицит бюджета может достигнуть 24% ННД и будет профинансирован за счет использования свободной ликвидности и привлечения заемного финансирования.
Усредненное2 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Региона в 2017–2021 годах составит порядка 4%, при этом баланс текущих операций в 2021 году останется отрицательным, но его величина будет практически в два раза меньше показателя 2020 года. Это в свою очередь указывает на частичное снижение зависимости бюджета Области от финансирования текущих расходов за счет привлечения заемных средств. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов может достичь -9% в период с 2017 по 2021 год, а объем модифицированного бюджетного дефицита по итогам 2021 года может снизиться на треть по сравнению с 2020-м.
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Усредненная доля собственных доходов в бюджете Области остается умеренно высокой (77% в 2017–2021 годах). Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в указанный период оценивается на уровне 16%, что соответствует умеренно высокому уровню гибкости бюджетных расходов по методологии АКРА.
Несмотря на значительный прирост долга, долговая нагрузка находится на умеренно низком уровне. По итогам 2020 года государственный долг Кемеровской области вырос на 86% (с низкого уровня) вследствие финансирования дефицита бюджета и на 01.01.2021 был равен 61,8 млрд руб. В структуре долга преобладали банковские и бюджетные кредиты. График погашения долга несбалансирован, периоды значительных пиковых выплат приходятся на ближайшие два года, когда Области предстоит погасить 60% совокупного объема долга. Максимальный объем погашения в ближайшие пять лет приходится на 2022 год и составляет 31% совокупного долга Области на 01.01.2021, включая привлеченный в конце 2020 года бюджетный кредит для рефинансирования бюджетного кредита на пополнение остатков средств.
По состоянию на 01.05.2021 объем долга и график его погашения не изменился.
На конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Региона составляло 41%, что, согласно методологии АКРА, соответствует умеренно низкому уровню долговой нагрузки. Годом ранее указанный показатель составлял 23%. По оценкам Агентства, долговая нагрузка может вырасти до 51% по итогам 2021 года в связи с финансированием планового объема дефицита, при этом она все равно останется на умеренно низкой. Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2017–2021 годы уровень процентных расходов не превысит 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций), в то же время прогнозный объем процентных расходов в 2021 году превысит показатель 2020 года практически втрое.
Объем доступной ликвидности начал восстанавливаться после значительного сокращения по итогам 2020 года. По состоянию на 01.01.2021 объем свободной ликвидности Региона сократился более чем в два раза относительно начала 2020 года. Большая часть доступной ликвидности была использована для финансирования дефицита, возникшего по итогам 2020 года. На 01.05.2021 объем свободных средств Области практически восстановился до уровня предыдущего года.
Однако АКРА полагает, что с большой долей вероятности значительная часть доступной ликвидности Региона будет потрачена к концу текущего года на финансирование возможного дефицита.
По состоянию на 01.05.2021 открытые, но не использованные кредитные линии сроком выборки более одного года у Области отсутствуют. Кредит Управления Федерального казначейства в текущем году не привлекался.
Налоговые поступления от добывающего сектора снизились. Основой экономики Области является добыча угля и связанные с ней отрасли. Традиционно крупнейшими налогоплательщиками Области являются предприятия угольной и металлургической промышленности. В 2020 году семь из десяти крупнейших налогоплательщиков Региона работали в этих сферах. Основной вклад в налоговые поступления в бюджет Области вносит угольная промышленность, однако в последние три года доля налоговых поступлений от нее значительно снизилась (по оценке АКРА — 39% в 2018 году, 31% в 2019-м и 22% по итогам 2020-го), что положительно влияет на диверсификацию налоговых поступлений, и негативно — на доходы бюджета Области. По мнению АКРА, данное явление, скорее всего, носит временный характер, поскольку связано с падением цен на уголь и влиянием пандемии на экономику Региона.
Усредненный ВРП на душу населения Области в 2016–2019 годах составлял 69% от среднестранового показателя. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2017–2020 годах превышало 3,5.
Ключевые допущения
- снижение доходов бюджета в 2021 году не более чем на 8% относительно показателя 2020 года;
- снижение совокупных расходов бюджета не менее чем на 14% и исполнение объема капитальных расходов на уровне не ниже 2019 года;
- исполнение бюджета в 2021 году с дефицитом не более 24% ННД;
- использование доступной ликвидности для финансирования дефицита бюджета Области;
- прирост долга не более чем на 16% к уровню 2020-го.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- значительное сокращение расходной части бюджета, позволяющее снизить планируемый объем дефицита Области;
- пересмотр долговой политики Кузбасса и снижение доли его краткосрочного долга;
- достижение устойчивого положительного значения модифицированного бюджетного дефицита и баланса текущих операций;
- рост объема свободной ликвидности.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- исполнение областного бюджета в 2021 году с дефицитом выше уровня, прогнозируемого АКРА;
- рост долговой нагрузки по итогам текущего года выше 55% текущих доходов Области в совокупности с дальнейшим привлечением краткосрочных заемных средств;
- значительное снижение объема баланса текущих операций и модифицированного бюджетного дефицита;
- значительное сокращение объема доступной ликвидности и невозможность размещать средства на депозитах.
Рейтинги выпусков
Кемеровская область, 35002 (ISIN RU000A0ZYB40), срок погашения — 26.09.2024, объем эмиссии — 9 млрд руб., — A-(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Облигационный выпуск Кемеровской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Кемеровской области — Кузбасса.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Кемеровской области — Кузбасса и облигационного выпуска Кемеровской области (ISIN RU000A0ZYB40) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Кемеровской области — Кузбасса и ее государственных ценных бумаг (ISIN RU000A0ZYB40) были опубликованы АКРА 29.08.2017 и 02.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Кемеровской области — Кузбасса, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Кемеровской области (ISIN RU000A0ZYB40) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Кемеровской областью — Кузбассом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Кемеровской области — Кузбасса принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Кемеровской области — Кузбасса дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.