Кредитный рейтинг Санкт-Петербурга (далее — Город) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, сбалансированной структурой бюджета и достаточным уровнем бюджетной дисциплины, а также низкой прогнозируемой долговой нагрузкой и избыточной ликвидностью бюджета.

Санкт-Петербург — город федерального значения, расположенный в СЗФО, граничит с Ленинградской областью. В городе проживает 3,5% населения РФ (5,2 млн человек, №4 по численности населения). По итогам 2015 года ВРП Города составил 3 трлн руб., или 4,5% совокупного ВРП РФ. 

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокий уровень развития региональной экономики, обеспечивающий диверсифицированную налоговую базу бюджета. ВРП на душу населения стабильно превышает среднестрановой показатель на 30–40%. АКРА ожидает, что в прогнозируемом периоде темпы прироста ВРП будут незначительно превышать среднероссийский уровень. Ежегодно порядка 60% ВРП формируется в секторах «Торговля и ремонт», «Предоставление услуг», «Обрабатывающие производства» приблизительно в равной пропорции, что оценивается АКРА как хороший уровень диверсификации региональной экономики.

Сбалансированная структура бюджета и достаточный уровень бюджетной дисциплины. Бюджет Города характеризуется высокой самодостаточностью (собственные доходы — в среднем 96%). Объем обязательных расходов составляет порядка 72%, а операционный баланс Города — 20% регулярных доходов, что оценивается АКРА как достаточный уровень бюджетной дисциплины. Бюджетные показатели Города могут подвергнуться давлению в результате роста обязательных расходов на транспортное хозяйство и увеличения объема субсидий образовательным учреждениям. АКРА прогнозирует, что в 2018–2019 гг. объем обязательных расходов вырастет с текущего уровня на 3–4%. Заявленный рост расходов бюджета в 2017–2019 годах может снизить уровень бюджетной дисциплины до умеренной.

Низкая прогнозируемая долговая нагрузка. Долговая нагрузка на бюджет города практически отсутствует. По оценке АКРА, соотношение долга и операционного баланса Города на конец 2017 года (после планируемого выпуска облигаций 2017 года) составит 1,62 с дальнейшим ростом до отметки 3,0 в 2019 году. Расходы на обслуживание долга будут необременительны на трехлетнем горизонте планирования. По мнению АКРА, долговая нагрузка на бюджет Города на конец 2017 года будет соответствовать низкому уровню риска.

Избыточная ликвидность бюджета. Остатки средств на начало месяца (с учетом депозитов) регулярно превышали расходы текущего месяца, создавая значительный запас ликвидности, в 2014–2016 гг. Город регулярно проводил аукционы по размещению средств, зарабатывая в среднем 5,1 млрд руб. ежегодно за период 2014–2016 гг. АКРА оценивает текущий уровень ликвидности бюджета Города как «избыточный», и ожидает, что несмотря на необходимость финансирования дефицита бюджета, уровень ликвидности не снизится ниже «высокого» в прогнозном периоде.   

Ключевые допущения

  • сохранение темпов роста экономики, превышающих среднестрановые показатели;
  • сохранение контроля над темпами роста расходной части бюджета и поддержание капитальных расходов на уровне 20%;
  • низкая долговая нагрузка с учетом выпуска государственных облигаций;
  • высокий уровень ликвидности бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с максимально возможной долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию может привести:

  • замедление темпов экономического развития;
  • рост долговой нагрузки выше уровня 2,6 относительно операционного баланса бюджета.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен Санкт-Петербургу впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (26.06.2017).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Санкт-Петербургом, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Администрация города Санкт-Петербурга принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Санкт-Петербурга, не выявлены.

АКРА не оказывало Администрации города Санкт-Петербурга дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.