Кредитный рейтинг Москвы (далее — Город, Москва) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки, стабильным профицитом ликвидности и наивысшими оценками бюджетного и экономического профилей Города.
Оценочная численность постоянного населения Москвы на декабрь 2020 года составила 12,66 млн человек (примерно 9% населения РФ). Москва занимает первое место в РФ по объему совокупного валового регионального продукта (ВРП). Статус политического, финансового, промышленного, научного и культурного центра страны обуславливает высокий уровень развития экономики Города.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Максимальная оценка экономического профиля Города. Комбинация двух факторов — отношения подушевого ВРП Москвы к среднестрановому значению и отношения средней заработной платы к прожиточному минимуму — определяет максимально возможную первичную оценку категории экономического профиля Города.
Безработица находится на стабильно низком уровне, по итогам 2020 года ее уровень, измеряемый по методологии МОТ, составил 2,6%. В течение года максимальное значение показателя пришлось на сентябрь-ноябрь — 3,8%. Диверсификация налоговых поступлений по отраслям находится на высоком уровне: по расчетам АКРА, взвешенная оценка максимальной доли одной отрасли в налоговых доходах Города не превышает 17%. По данным Города, объем доходов, поступивших в его бюджет от десяти крупнейших налогоплательщиков за пять месяцев 2021 года, составил 12,6% общего объема налоговых доходов. Уровень безработицы и концентрации налоговой базы позволяет присвоить Городу наивысшую окончательную оценку экономического профиля. Москва характеризуется высоким уровнем развития социальной и инженерной инфраструктуры.
Минимальный уровень долговой нагрузки. Соотношение долга и текущих доходов Города стабильно находится на минимальном уровне. Исполнение плановых заимствований на 2021 и 2022 годы не изменит оценку долговой нагрузки. Тем не менее АКРА полагает, что заявленный объем заимствований не будет исполнен в полной мере.
Текущий долг представлен облигациями с погашением в 2022–2028 годах. Процентные расходы Города незначительны, в 2022 году Москве предстоит погасить 21% текущего (на момент проведения рейтингового анализа) долга.
Высокая операционная эффективность бюджета. Бюджет Города характеризуется высоким уровнем операционной эффективности. Временное снижение соотношения баланса текущих операций и текущих доходов в 2020–2021 годах отчасти объясняется ухудшением экономических условий и, возможно, консервативным планированием бюджета.
Тем не менее планируемые текущие доходы Города являются достаточными для финансирования текущих и части капитальных расходов.
Доля налоговых и неналоговых доходов в составе совокупных доходов (без учета субвенций) близка к 100%. Капитальные расходы с 2018 года ежегодно превышают 20%. С учетом плановых параметров бюджета Города на 2021–2022 годы, предполагающих исполнение бюджета с дефицитом, оценка бюджетного профиля сохранится на максимальном уровне.
Профицит ликвидности бюджета. Значительный объем остатков средств на счетах бюджета (в том числе на депозитах) Города обеспечивает большой запас ликвидности. Доходы от размещения временно свободных денежных средств на банковских депозитах ежегодно превышают проценты на обслуживание долга. Значение коэффициента ликвидности превышает уровень, соответствующий его максимальной оценке.
Ключевые допущения
- сохранение высокой операционной эффективности бюджета в долгосрочной перспективе;
- сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- значительное снижение профицита операционного баланса и существенный рост долговой нагрузки;
- существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.
Рейтинги выпусков
Облигации сорок восьмого выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU32048MOS0 / ISIN RU000A0JNYN1, дата погашения — 11.06.2022, объем в обращении — 30 млрд руб., — ААА(RU).
Облигации семьдесят второго выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU25072MOS0 / ISIN RU000A1030S9, дата погашения — 23.04.2024, объем в обращении — 35 млрд руб., — ААА(RU).
Облигации семьдесят третьего выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU25073MOS0 / ISIN RU000A1030T7, дата погашения — 21.04.2026, объем в обращении — 10,4 млрд руб., — ААА(RU).
Облигации семьдесят четвертого выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU26074MOS0 / ISIN RU000A1033Z8, дата погашения — 18.05.2028, объем в обращении — 70 млрд руб., — ААА(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Москвы, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Москвы.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Москвы и облигационных выпусков Москвы (ISIN RU000A0JNYN1, RU000A1030S9, RU000A1033Z8, RU000A1030T7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Москвы и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Москвы (ISIN RU000A0JNYN1, RU000A1030S9, RU000A1033Z8, RU000A1030T7) были опубликованы АКРА 30.08.2017, 17.10.2017, 26.04.2021, 21.05.2021 и 07.06.2021 соответственно.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Москвы, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Москвы (ISIN RU000A0JNYN1, RU000A1030S9, RU000A1033Z8, RU000A1030T7) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Москвой, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Москвы принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Москвы дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.