Повышение кредитного рейтинга Самарской области (далее — Область, Регион) обусловлено существенным улучшением показателей долговой нагрузки и ликвидности бюджета.

Самарская область расположена в Приволжском федеральном округе, занимает 11-е место по объему валового регионального продукта (ВРП). В регионе проживает 3,2 млн человек, из которых 2,6 млн человек — в Самарско-Тольяттинской агломерации, занимающей 3-е место по численности населения в РФ (после Московской и Санкт-Петербургской).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Улучшение показателей долговой нагрузки. Рост операционного баланса в 2015–2017 гг. обуславливает существенное (на 44%) снижение соотношения долга к операционному балансу. Благодаря частичному замещению банковских кредитов бюджетными, частичному досрочному погашению банковских кредитов, а также снижению процентной ставки по ранее полученным банковским кредитам Область в текущем году существенно экономит на обслуживании долга.

Улучшение ликвидности бюджета. С мая 2016 года по июнь 2017-го остатки на счетах областного бюджета покрывают в среднем 96% расходов предстоящего месяца, причем на протяжении восьми из последних четырнадцати месяцев остатки превышали будущие месячные расходы. Область размещает часть свободных средств на депозитах, что позволяет получать дополнительный доход (по итогам 2016 года процентные доходы составили 11,4% расходов по обслуживанию долга).

Стабильные бюджетные показатели. Бюджет характеризуется высокой долей собственных доходов, основанных на устойчивой и диверсифицированной налоговой базе: поступления по налогу на прибыль составляют в среднем 35% налоговых и неналоговых доходов, а поступления по НДФЛ — 30%. По итогам 2016 года рост регулярных доходов (+4,8%) превысил рост обязательных расходов (+1,2%), что ослабило давление на операционный баланс. АКРА ожидает, что данная тенденция продолжится и в 2017 году. Увеличение доли федерального центра в поступлениях по налогу на прибыль не оказало негативного воздействия на бюджет Области: по итогам первых четырех месяцев текущего года поступления по налогу на прибыль в областной бюджет выросли на 16% относительно аналогичного периода прошлого года.

Диверсифицированная экономика Региона. Основу региональной экономики составляет диверсифицированная промышленная база (24% ВРП), в которой доминируют производство транспортных средств, химическое производство, пищевая промышленность и производство готовых металлических изделий. Развитая промышленность, сектор услуг и сельское хозяйство обуславливают низкий уровень безработицы. Продукция предприятий Области востребована как на федеральном, так и на международном рынках (экспорт составляет порядка 30% ВРП), что повышает устойчивость региональной экономики к внешним шокам. В то же время среднедушевые доходы и ВРП на душу населения продолжают отставать от среднероссийских значений на 13%.

Сбалансированная структура долгового портфеля без существенных рисков. Преобладание в структуре долга Области долгосрочных облигационных займов (55% по состоянию на 16.06.2017) в значительной степени защищает областной бюджет от риска рефинансирования и удорожания стоимости долга. В первом полугодии 2017 года Область заместила банковские кредиты (со сроками погашения в 2018–2019 гг.) новым выпуском семилетних облигаций и бюджетными кредитами (со сроками погашения в 2022 году), что улучшило срочную структуру долга.

Ключевые допущения

  • сохранение текущей динамики промышленного производства;
  • опережающий рост регулярных расходов относительно роста обязательных расходов;
  • стабильная структура расходов социального характера; продолжение политики активного управления ликвидностью.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с максимально возможной долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост удельных значений показателей ВРП и денежных доходов населения Области до среднероссийского уровня;
  • увеличение операционного баланса в результате роста собственных доходов.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • сокращение промышленного производства вследствие ухудшения рыночной конъюнктуры; 
  • рост доли обязательных расходов в структуре бюджета.

Рейтинги выпусков

Облигационный выпуск Самарской области (государственный регистрационный номер RU35013SAM0, ISIN RU000A0JXT41), по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Самарской области.

Ключевые характеристики выпуска

Заемщик

Самарская область

Кредитный рейтинг эмитента

А+(RU), прогноз «Стабильный»

Тип ценной бумаги

Государственные ценные бумаги

Объем эмиссии

10 млрд рублей

ISIN / Регистрационный номер

RU000A0JXT41 / RU35013SAM0

Дата выпуска

09. 06.2017

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Самарской области и облигационного выпуска Самарской области (государственный регистрационный номер RU35013SAM0, ISIN RU000A0JXT41) присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг был присвоен Самарской области 27.12.2016. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему был произведен 27.06.2017. Очередной пересмотр рейтинга и прогноза по нему ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных рейтингов в 2017 году).

Впервые кредитный рейтинг был присвоен государственным ценным бумагам Самарской области (государственный регистрационный номер RU35013SAM0, ISIN RU000A0JXT41) 05.06.2017. Пересмотр кредитного рейтинга был произведен 27.06.2017. Очередной пересмотр рейтинга ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных рейтингов в 2017 году).

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Самарской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Самарская область принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Самарской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Самарской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.