Обоснование ожидаемого кредитного рейтинга. Уровень риска планируемого выпуска облигаций ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации» (далее — Эмитент), единственным участником которого является АО «ДОМ.РФ» (ААА(RU), прогноз «Стабильный»; далее — «ДОМ.РФ», Учредитель Эмитента, Поручитель), соответствует, по мнению АКРА, уровню риска «ДОМ.РФ» — AAA(RU). АКРА присвоило данному долговому инструменту ожидаемый кредитный рейтинг на уровне eААА(RU).
Ключевые характеристики выпуска:
| Объем эмиссии | [10 млрд руб.] |
| ISIN | - |
| Дата начала размещения / дата погашения | - / Ближайшая дата окончания купонного периода по истечении трех лет с даты начала размещения |
| Порядок погашения | Купонный платеж — периодический, выплачивается каждые шесть месяцев; дополнительно обеспечен солидарным поручительством «ДОМ.РФ» и субсидией Правительства РФ в размере ключевой ставки Банка России. Номинал долга — единовременный платеж в дату погашения, обеспечен солидарным поручительством «ДОМ.РФ». В базовом сценарии (исключающем дефолтные события) источники погашения — поступления Эмитента по договорам займа, выданным на реализацию проектов, и резервная линия «ДОМ.РФ». |
Ожидаемый кредитный рейтинг основан на финансовой поддержке Эмитенту от материнской компании — «ДОМ.РФ», которая выполняет уникальную роль в качестве единого института развития в жилищной сфере и главной целью которой является выполнение национальных инициатив, направленных на улучшение качества и доступности жилья в России. «ДОМ.РФ» на 100% принадлежит Правительству России и действует на основании Федерального закона от 13.07.2015 № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с законодательством Российской Федерации Поручителю предоставляется государственная поддержка. Настоящий ожидаемый кредитный рейтинг присвоен планируемому выпуску облигаций Эмитента в размере [10 млрд руб.] и не является оценкой АКРА всех выпусков по Программе облигаций (далее — Программа), подготовленной для реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2459 «Об утверждении Правил финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации» (далее — Правила), а также Постановления Правительства РФ от 22.03.2021 № 439 «Об утверждении Правил Предоставления субсидий из федерального бюджета ДОМ.РФ в виде вкладов в имущество, не увеличивающих его уставный капитал, в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат специализированных обществ проектного финансирования по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям, Правил финансового обеспечения (возмещения) затрат специализированных обществ проектного финансирования по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710». АКРА не проводило анализ активной части (проектов, займов) Эмитента в рамках Правил/Программы.
АКРА отмечает, что подготовка документации анализируемого выпуска осуществлялась с участием независимого юридического консультанта Linklaters CIS, который также подготовил юридическое заключение по данному выпуску. Linklaters CIS является международной юридической компанией, имеющей филиал в России, а также обладающей высоким уровнем экспертизы в сфере сделок проектного и долгового финансирования. В отношении облигаций предусмотрена многоуровневая структура обеспечения и мер кредитной поддержки, которая сочетает в себе:
- поручительство «ДОМ.РФ» в отношении каждого отдельного выпуска облигаций, включая обслуживание купонных платежей по выпускам;
- общее залоговое обеспечение в отношении всех выпусков облигаций в виде залога прав требования по договорам займа и по залоговым счетам;
- предоставление Эмитенту субсидии из федерального бюджета на осуществление купонных выплат по облигациям;
- обязательство «ДОМ.РФ» приобретать у Эмитента права требования по займам, соответствующим критериям дефолтных займов;
- предоставление Эмитенту займа (резервной линии) института развития — «ДОМ.РФ» и кредита уполномоченного банка в сфере жилищного строительства — АО «Банк ДОМ.РФ» (А+(RU), прогноз «Позитивный»), определенного в силу ст. 2.1. Федерального закона от 13.07.2015 № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
АКРА обращает внимание, что такое обеспечение и меры кредитной поддержки не включают в себя уступку Эмитенту права требования от каких-либо первоначальных кредиторов (оригинаторов). Соответственно, планируемый выпуск облигаций не является секьюритизацией кредитных требований, и в отношении облигаций не применяются установленные российским законодательством правила о принятии рисков первоначальными кредиторами по обязательствам, денежные требования по которым составляют залоговое обеспечение.
По мнению АКРА, кредитное качество рейтингуемого выпуска облигаций Эмитента полностью определяется кредитоспособностью Поручителя, так как «ДОМ.РФ» будет предоставлять финансовую поддержку Эмитенту и, соответственно, планируемому выпуску облигаций на протяжении всего периода их обращения с помощью следующих механизмов:
- Поручительство по всей сумме планируемого выпуска, включая расходы на обслуживание купонных платежей, согласно условиям которого «ДОМ.РФ» несет солидарную ответственность с Эмитентом перед держателями облигаций. Помимо этого, в рамках планируемого выпуска предусмотрено условие кросс-дефолта, также защищающее интересы держателей облигаций рассматриваемого выпуска. Триггером для кросс-дефолта для держателей облигаций любого выпуска считается одновременное наступление следующих обстоятельств: неисполнение обязательств по облигациям одного из выпусков, обращение держателей облигаций к Поручителю по одному из выпусков, а также отказ Поручителя исполнять свои обязательства в рамках требований по одному из выпусков в течение установленного срока.
- В целях минимизации рисков разрыва ликвидности предусмотрена возможность заключения договора займа между Эмитентом и «ДОМ.РФ». Рамочный договор уже заключен и служит первым уровнем защиты кредитного качества выпуска для покрытия возможных кассовых разрывов.
- Поручитель обязан приобретать у Эмитента дефолтные займы (по цене, равной размеру задолженности по договорам займа перед Эмитентом, включая сумму основного долга и начисленные, но не уплаченные проценты за пользование дефолтным займом). Для исполнения указанного обязательства «ДОМ.РФ» заключил с Эмитентом рамочное соглашение о предоставлении опциона на заключение договора уступки права требования по договору займа.
- Помимо указанных механизмов поддержки, в соответствии с Правилами Поручитель получает и транслирует Эмитенту поддержку со стороны Правительства РФ в форме субсидии из федерального бюджета на цели финансового обеспечения (возмещения) затрат Эмитента на выплату процентного купонного дохода по облигациям.
Регуляторное раскрытие
Ожидаемый кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Ожидаемый кредитный рейтинг был присвоен планируемому выпуску облигаций ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации» впервые. АКРА предполагает присвоить итоговый кредитный рейтинг в течение 180 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Ожидаемый кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных АО «ДОМ.РФ», ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Ожидаемый кредитный рейтинг является запрошенным, ООО «СОПФ Инфраструктурные облигации» принимало участие в процессе присвоения ожидаемого кредитного рейтинга.
При присвоении ожидаемого кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения ожидаемого кредитного рейтинга выявлены не были.