Кредитный рейтинг Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — ХМАО-Югра, Округ, Регион) обусловлен высокими показателями региональной экономики, высоким уровнем ликвидности бюджета и низкой долговой нагрузкой.
Регион расположен в Уральском федеральном округе, одновременно является субъектом РФ и входит в состав другого субъекта РФ — Тюменской области1.
В Округе проживает 1,7 млн человек (1% населения РФ). В 2020 году валовой региональный продукт (ВРП) Региона составил 3,4 трлн руб., а в 2021–м, по оценкам Региона, будет на уровне 3,9 трлн руб.
1Часть поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа, поступает в бюджет Тюменской области (их размер регламентируется договором между Тюменской областью и Округом и составляет 29,5%).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Низкая долговая нагрузка и высокий уровень ликвидности бюджета. Долговой портфель полностью состоит из облигаций с погашением до 2024 года. Соотношение долга и текущих доходов, по оценкам АКРА, на конец 2021 года увеличится на 10 п. п. до 14%, что будет по-прежнему соответствовать низкой долговой нагрузке. Объем остатков на счетах бюджета (включая депозиты) на 01.06.2021 почти в шесть раз превышал объем совокупной задолженности Округа на ту же дату и почти в три раза — среднемесячные расходы бюджета за последние 12 месяцев. Накопленной ликвидности достаточно как для выплат по долгу, подлежащему погашению в текущем году, так и для финансирования дефицита бюджета, запланированного Округом на 2021 год.
Регион — донор федерального бюджета, добывающий более 40% российской нефти. Отраслевая структура ВРП Округа стабильна, а вклад сектора добычи природных ископаемых в данный показатель превышает 70%. По итогам четырех месяцев 2021 года 91% налогов и сборов, собранных на территории Региона, был направлен в федеральный бюджет, и только 9% поступило в консолидированный бюджет Округа. При этом налоговые поступления, собранные на территории Региона, составили 13% совокупных налоговых доходов федерального бюджета за четыре месяца 2021 года. В 2019 году ХМАО-Югра занимал третье место среди российских регионов по уровню ВРП на душу населения. В 2017–2020 годах отношение усредненной2 заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму стабильно росло (с 4,3 до 4,6 раза), а уровень безработицы (по методологии МОТ) в Регионе был существенно ниже среднероссийского показателя.
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Высокая степень самодостаточности бюджета. За шесть месяцев 2021 года совокупные доходы Округа сократились на 21% относительно показателя за аналогичный период 2020 года, но проведение консервативной бюджетной политики позволяет Региону исполнять бюджет с незначительным промежуточным дефицитом — на уровне 0,7% налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД).
Согласно текущей версии Закона о бюджете Округа3, в 2021 году совокупные доходы бюджета могут сократиться на 14% относительно 2020–го (преимущественно из-за снижения поступлений по налогу на прибыль организаций на 26%). В этой связи дефицит бюджета составит порядка 50 млрд руб. (24% ННД), на 60% он будет профинансирован за счет остатков средств на счетах и на 40% — за счет привлечения заемного финансирования.
В период с 2017 по 2021 год усредненная доля ННД составит 93% совокупных доходов (без учета субвенций).
Гибкость бюджетных расходов Округа находится на умеренно высоком уровне, усредненное отношение капитальных расходов к совокупным расходам бюджета (без учета субвенций) в 2021 году составит 14%, а доля капитальных расходов, финансируемых Округом за счет собственных средств, будет на уровне порядка 98%.
Усредненное за 2017–2021 годы соотношение баланса текущих операций и текущих доходов составит порядка 6%, что указывает на достаточность текущих доходов для покрытия текущих расходов.
3 Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 26.11.2020 № 106-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры 26.11.2020).
Ключевые допущения
- сохранение контрциклической бюджетной политики в части планирования расходов бюджета;
- снижение совокупных доходов в 2021 году на 14% относительно 2020–го;
- рост совокупных расходов в 2021 году на 1% относительно 2020–го;
- финансирование дефицита бюджета текущего года преимущественно за счет остатков средств на счетах.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- отставание темпов роста текущих доходов от динамики текущих расходов;
- существенное снижение ликвидности бюджета;
- рост долговой нагрузки до уровня свыше 30% текущих доходов;
- существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.
Рейтинги выпусков
ХМАО-Югра 35001 (ISIN RU000A0JX215), срок погашения — 18.12.2023, объем эмиссии — 6 млрд руб., — ААА(RU).
ХМАО-Югра 35002 (ISIN RU000A0ZYKW4), срок погашения — 17.12.2024, объем эмиссии — 7 млрд руб., — ААА(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски ХМАО-Югры, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу ХМАО-Югры.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги ХМАО-Югры и облигационных выпусков ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг ХМАО-Югры и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) были опубликованы АКРА 26.09.2017, 28.09.2017 и 15.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ХМАО-Югры, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ХМАО-Югрой, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство ХМАО-Югры принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству ХМАО-Югры дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.