АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Швейцарской Конфедерации (далее — Швейцария, страна) по международной шкале:
- долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне AAA и в национальной валюте — AAA;
- краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S1+ и в национальной валюте — S1+.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный».
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
Обоснование кредитного рейтинга
Суверенный кредитный рейтинг Швейцарии на уровне AAA обусловлен развитой, диверсифицированной, инновационной и конкурентоспособной структурой экономики, умеренным уровнем государственного долга и сильной внешней позицией. Риски, связанные с высоким уровнем долга частного сектора и крупным размером банковской отрасли, которые потенциально могут стать условными обязательствами правительства, по мнению АКРА, балансируются как высоким уровнем накопленных домохозяйствами финансовых активов, так и высокими показателями их качества и достаточности капитала швейцарских банков.
По расчетам АКРА, в 2021 году экономика Швейцарии — входит в десятку самых богатых стран мира (по уровню ВВП на душу населения) — вырастет на 3,5% по сравнению со снижением примерно на 3% в 2020–м. Поддержку экономическому росту оказывают восстановление мировой экономики, а также низкое на текущий момент количество новых случаев заболевания COVID-19 в стране. В то же время Агентство отмечает риски реализации этого сценария, связанные с мутациями вируса, а также с низкой эффективностью существующих вакцин против новых штаммов. Учитывая восстановление внутреннего спроса, АКРА ожидает рост инфляции в 2021 году. Соответственно, инфляция, вероятно, окажется в пределах целевого коридора 0–2%, установленного Национальным банком Швейцарии (НБШ). АКРА ожидает, что ввиду повышенного риска укрепления франка НБШ будет удерживать ключевую ставку в отрицательной зоне в течение длительного периода времени и при необходимости проводить интервенции на валютном рынке.
В отличие от многих развитых стран Швейцария, после относительно большого антикризисного пакета в 2020 году, сумела сохранить пространство для маневра в рамках контрциклической бюджетной политики в будущем. На конец 2020 года государственный долг сраны незначительно увеличился по сравнению с допандемийным периодом и составил 42,9% ВВП. На конец 2019 года долг консолидированного правительства составлял 39,8% ВВП.
В 2021 году Швейцария ожидает дефицит бюджета, принимая во внимание решение продолжить реализацию ряда антикризисных программ в текущем году. Это может привести к увеличению государственного долга страны примерно до 43–46% ВВП к концу 2021 года. Тем не менее АКРА полагает, что сильное бюджетное правило на уровне федерального бюджета, которое обеспечивает около трети доходов консолидированного бюджета, и исторически строгое его соблюдение будут способствовать переходу к финансовой консолидации в ближайшей перспективе. Бюджетное правило на уровне федерального бюджета обеспечивает балансировку бюджета на протяжении бизнес-цикла и допускает умеренный дефицит во время рецессии и профицит в периоды экономического роста, а также предусматривает исключения в экстраординарных обстоятельствах.
Однако в средне- и долгосрочной перспективе поддержание госдолга на умеренном уровне может войти в противоречие с необходимостью наращивать расходы в связи с тенденцией старения населения страны, которое частично было компенсировано ростом отчислений в пенсионные фонды в 2020 году. «Свободная демократическая партия. Либералы» предложила провести референдум по вопросу увеличения пенсионного возраста и его привязке к продолжительности жизни. Федеральное правительство, в свою очередь, планирует повысить налог на добавленную стоимость и увеличить стимулы работать после 65 лет в качестве дополнительных мер по смягчению нагрузки на бюджет, связанной с пенсионными выплатами.
Внешняя позиция Швейцарии оценивается как сильная; поддержку ей оказывают стабильно высокий профицит счета текущих операций и очень сильная положительная международная инвестиционная позиция. АКРА полагает, что структура швейцарского экспорта, большую долю в котором занимает экспорт фармацевтической продукции, позволит удерживать профицит счета текущих операций в 2021 году и в дальнейшем. Очень сильная чистая международная инвестиционная позиция (около 94% ВПП на конец 2020 года) является следствием положительного сальдо счета текущих операций (в среднем 8% ВВП в 2015–2019 годах) и поддерживается на высоком уровне благодаря конкурентоспособному сектору товаров и услуг, ориентированному на экспорт.
Дополнительную поддержку внешней позиции страны оказывают относительно высокий уровень покрытия внешнего долга и восприятие инвесторами франка как резервной валюты. АКРА отмечает, что в периоды замедления темпов роста мировой экономики и усиления неопределенности в международном масштабе растет интерес инвесторов к активам в швейцарской валюте. Это вызывает резкое укрепление франка и, как следствие, удорожание экспорта Швейцарии и сокращение его объемов. В целях недопущения такой ситуации в 2020 году НБШ в рамках своей политики предпринял меры, направленные на предотвращение укрепления франка, в частности, увеличивал предложение национальной валюты, наращивая резервы в иностранной валюте. В результате этих мер международные резервы увеличились со 118% ВВП в начале 2020 года примерно до 133% ВВП на конец года. Однако незначительные интервенции в 2021 году не оказали существенного влияния на уровень международных резервов. Увеличение международных резервов позволило повысить коэффициент покрытия общего внешнего долга с 43,0% в начале года до 47,3% на конец первого квартала 2021–го, коэффициент покрытия краткосрочного внешнего долга — с 83,9 до 86,3% соответственно.
В отличие от государственного сектора долговая нагрузка частного сектора находится на очень высоком уровне, чему способствовал длительный период низких процентных ставок. По итогам 2020 года долг домохозяйств составил 133% ВВП, что является высоким уровнем даже по сравнению с аналогичными по структуре европейскими экономиками. Подавляющую часть долговых обязательств домохозяйств (около 90%) составляют ипотечные кредиты, выданные швейцарскими банками. Концентрация портфелей некоторых швейцарских банков на ипотечных кредитах может представлять трудности для банковского сектора страны в случае внезапной глубокой коррекции цен на недвижимость. Однако этот риск компенсируется высоким уровнем благосостояния домохозяйств (47% ВВП по состоянию на конец 2020 года).
Стоит также отметить, что на конец 2020 года суммарный объем активов банковского сектора составил около 470% номинального ВВП. Столь крупный размер банковского сектора обусловливает риск условных обязательств и ставит страну в один ряд с государствами, характеризующимися значительным уровнем зависимости экономики от банковского сектора. Указанные факторы компенсируются высокими объемами регуляторного капитала, поддерживаемыми крупнейшими банками, и высоким качеством активов. Согласно недавнему отчету о финансовой стабильности, подготовленному НБШ, показатель достаточности капитала первого уровня (Tier-1) двух крупнейших швейцарских банков — UBS и Credit Suisse — в первом квартале 2021 года составил 19,6 и 17,6 соответственно. Недавние события, связанные с Archegos и Greensill, свидетельствуют о способности Credit Suisse справляться с непредвиденными шоками с финансовой точки зрения, хотя на восстановление репутации может потребоваться немного больше времени.
По мнению АКРА, Швейцария может считаться «тихой гаванью» благодаря высочайшему уровню доверия к государственным институтам и органам власти, а также высокому качеству государственного управления. По оценке Всемирного банка, за последние десять лет Швейцария демонстрировала одни из самых высоких и стабильных индексов качества управления (WGI). Это является отражением высокого качества институционального управления и весьма благоприятных условий для распределения ресурсов в экономике. В то же время результаты недавних переговоров между Швейцарией и ЕС по вопросу рамочного соглашения, работу над которым было решено приостановить, создают значительную неопределенность относителньо будущих отношений страны с ее крупнейшими партнерами в Европе.
Результаты применения суверенной модели
Согласно базовой части суверенной модели АКРА Индикативный кредитный рейтинг Швейцарии определен на уровне ААА. Один из модификаторов в коррекционной части модели позволяет понизить Индикативный кредитный рейтинг. Согласно Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, таким модификатором является:
- Условные обязательства и риск их реализации.
К позитивным модификаторам относятся:
- устойчивость экономического роста;
- фискальная политика и гибкость бюджета;
- доступ к рынкам и источникам фондирования;
- долговая устойчивость;
- уязвимость платежного баланса.
Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне ААА. Экстраординарные факторы, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим Присвоенный кредитный рейтинг остается на уровне ААА.
Факторы, способные вызвать понижение рейтинга
Возможный серьезный финансовый шок для банковского сектора Швейцарии, связанный с внезапной глубокой ценовой коррекцией на рынке недвижимости.
Рейтинги выпусков
Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Швейцарии по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые суверенные кредитные рейтинги Швейцарии были опубликованы АКРА 10.09.2019. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Швейцарской Конфедерации не принимало участия в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало суверенному Правительству Швейцарской Конфедерации дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.