Кредитный рейтинг Тамбовской области обусловлен стабильными показателями бюджетной дисциплины, достаточной ликвидностью бюджета, аграрной спецификой региональной экономики, необходимостью рефинансирования значительного объема краткосрочного долга и потенциальным ростом долговой нагрузки.

Тамбовская область расположена в ЦФО, граничит с пятью регионами. В Области проживает немногим менее 1% населения РФ. В 2015 году ВРП Области составил 345 млрд руб. (0,5% совокупного ВРП регионов РФ). Экономика Области имеет аграрную направленность: до трети ВРП формирует сектор АПК (в части сельского хозяйства и пищевой промышленности). 

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Относительно невысокий уровень развития экономики определяется ее аграрной направленностью. Сельское хозяйство (преимущественно растениеводство) составляет до четверти ВРП (регион — четвертый по объему произведенной продукции сельского хозяйства в ЦФО в денежном выражении), а основой промышленного производства (до половины его объема) является пищевая промышленность. Развитие Области сдерживается возможностями предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, произведенной на ее территории, что, однако, будет постепенно нивелироваться по мере роста мощностей перерабатывающих производств и углубления передела сырья.

Стабильные показатели бюджетной дисциплины с высокой долей капитальных расходов. При среднем уровне самодостаточности бюджета показатели бюджетной дисциплины демонстрируют стабильно высокий уровень капитальных расходов (23–31% в 2014–2016 гг.) и умеренный уровень обязательных расходов бюджета (58–63% в 2014–2016 гг.), не создающий негативного давления на операционный баланс Региона. Налоговые поступления в бюджет Области признаются хорошо диверсифицированными с точки зрения отдельных налогоплательщиков — доля десяти крупнейших налогоплательщиков не превышает 17% налоговых поступлений. Однако АКРА отмечает риски для бюджета Области, связанные с концентрацией налоговой базы в смежных отраслях — сельском хозяйстве и сельскохозяйственной переработке. Совокупная доля этих секторов в ВРП составляет порядка 30%, в налоговых доходах бюджета — 15%. Дальнейший рост поступлений будет коррелировать с динамикой заработных плат и увеличением глубины переработки сельскохозяйственной продукции.

Несбалансированная по сроку структура долга и риск нарастания долговой нагрузки. Почти половина долга Области подлежит рефинансированию в 2017 году (банковские и бюджетные кредиты), что неблагоприятно отражается на коэффициентах долговой нагрузки. Кроме того, по мнению АКРА, Область будет вынуждена нарастить объем долга по сравнению с запланированными в текущий момент на 2018–2019 гг. показателями (преимущественно за счет рыночных заимствований). Тем не менее соотношение долга и операционного баланса Области останется на безопасном уровне в прогнозируемом периоде (не более 2,09 по итогам 2019 года), а объем расходов на обслуживание долга не превысит 20% операционного баланса.

Достаточная ликвидность бюджета. Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Однако остатки средств на счетах бюджета на начало месяца преимущественно ниже расходов текущего месяца, а Регион регулярно испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов, закрываемых за счет краткосрочных кредитов УФК на пополнение остатков средств на счетах бюджета субъекта и банковских кредитных линий.

Ключевые допущения

  • использование краткосрочных кредитов УФК для целей финансирования кассовых разрывов;
  • финансирование дефицита бюджета Области за счет рыночных долговых инструментов;
  • улучшение структуры долга Области с точки зрения сроков его погашения;
  • сохранение доли обязательных расходов Области в пределах 65% расходов бюджета;
  • получение Областью в 2017 году объема трансфертов на уровне не ниже 2016 года;
  • высокие темпы роста ВРП Области.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с максимально возможной долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • положительный экономический и налоговый эффект от роста доли производств с высокой добавленной стоимостью;
  • опережающий среднестрановые темпы рост доходов населения;
  • снижение зависимости бюджета от внешних источников ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост обязательных расходов бюджета Области;
  • существенное снижение уровня капитальных расходов бюджета;
  • рост безработицы в Области.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Рейтинговая история

Отсутствует.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен Тамбовской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (30.06.2017).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Тамбовской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Тамбовская область принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Тамбовской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Тамбовской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.