Кредитный рейтинг Красноярского края (далее — Красноярский край, Край, Регион) обусловлен сбалансированной бюджетной политикой, невысокой долговой нагрузкой при плавном графике погашения долга и минимальных рисках рефинансирования в среднесрочной перспективе, а также значительным объемом накопленной ликвидности. Дополнительную поддержку кредитному рейтингу Края оказывают высокие показатели развития его экономики и, как следствие, сильный экономический профиль.
Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывают потенциальный рост долговой нагрузки, превышающий в прогнозном периоде 30% текущих доходов Края, вероятность использования большей части накопленной ликвидности на финансирование дефицита текущего года, а также зависимость доходов бюджета от добывающего сектора, несмотря на значительную диверсификацию добываемых видов сырья.
Красноярский край входит в состав Сибирского федерального округа. В Регионе проживает порядка 2,9 млн человек. Крупнейшие города: Красноярск, Норильск и Ачинск.
Край обладает богатыми запасами металлических руд, а также энергетическими ресурсами. Валовой региональный продукт (ВРП) Края составил по итогам 2020 года 2,7 трлн руб.
Ключевые факторы оценки
Сбалансированная бюджетная политика при волатильности налоговых поступлений. Усредненное1 значение соотношения баланса текущих операций к текущим доходам за 2018–2022 годы составит 9,8% и останется на умеренно высоком уровне.
Доля капитальных расходов в совокупных расходах Края оценивается как умеренно высокая. Усредненное значение этого показателя за 2018–2022 годы составит порядка 13%. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Края (без учета субвенций) окажется на уровне 87%.
Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов будет слабоотрицательным (-1%), что в целом свидетельствует о достаточности собственных средств для финансирования текущих и большей части капитальных расходов.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Бюджет Красноярского края характеризуется сравнительно высокой волатильностью налоговых поступлений. Это связано с тем, что основным налоговым доходом является налог на прибыль (более 40% ННД Края ежегодно).
Закон о бюджете Края предусматривает в 2021 году снижение ННД на 2% и безвозмездных поступлений на 20%. Снижение ННД ожидается в связи с изменением законодательства (в частности, в результате роста расходов налогоплательщиков на уплату налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья). Расходная часть бюджета увеличится на 3,6%.
Плановый дефицит краевого бюджета составит 12% ННД и будет в равных частях профинансирован за счет привлечения долгового финансирования и накопленной ликвидности.
Исходя из данных об исполнении бюджета за первые пять месяцев 2021 года, ННД Края выросли на 43% относительно аналогичного периода 2020 года (и на 18% относительно аналогичного периода 2019-го). В том числе налог на прибыль вырос на 83%. Безвозмездные поступления увеличились на 48%, а совокупные доходы — на 44%.
Расходы бюджета за указанный период выросли только на 14%, а промежуточный профицит бюджета составил почти 30 млрд руб. (годом ранее — 0,6 млрд руб.).
Минимальные риски рефинансирования долга при невысокой долговой нагрузке. На конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Края снизилось до 28%, что соответствует наилучшей оценке по методологии АКРА. Исходя из прогнозных данных Края, этот показатель может возрасти до 35% по итогам 2021 года в связи с финансированием планируемого дефицита.
График погашения долга Региона сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В ближайшие пять лет Краю предстоит выплачивать не более 19% долга ежегодно. В текущем году Региону предстоит погасить 18% долга.
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2018–2022 годы уровень процентных расходов составит порядка 3% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
На начало 2021 года долг Края составлял 77,4 млрд руб. и был преимущественно представлен облигациями (72%). Остальная часть долга приходилась на бюджетные кредиты. Гарантии Край не предоставляет. По состоянию на 01.07.2021 ни размер, ни структура долга Края не изменились.
Значительный объем накопленной ликвидности. В течение последних 18 месяцев объем остатков на счетах Края примерно равен его месячным расходам. Край размещает депозиты в коммерческих банках.
Красноярский край заключил договор о предоставлении ему бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, однако в 2021 году такой бюджетный кредит не привлекался в связи с отсутствием необходимости и с наличием депозитов, размещенных в банковских организациях.
Высокие показатели развития экономики при умеренной концентрации на металлургическом секторе. Усредненный за 2016–2019 годы ВРП Края в расчете на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 139%. АКРА отмечает, что подушевой ВРП Региона в 2014–2019 годах рос быстрее среднестранового показателя. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2017–2020 годы превышало 350%. Усредненный за аналогичный период показатель безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, составил 5,4%.
По расчетам АКРА, в разные годы от 30 до 40% налоговых поступлений в бюджет Края обеспечиваются металлургическим сектором и добычей руд цветных металлов. Два крупнейших налогоплательщика Региона работают в этих секторах. До 15% налоговых поступлений приходится на сектор добычи топливно-энергетических ископаемых.
Ключевые допущения
-
сокращение ННД Края по итогам 2021 года не более чем на 3% в базовом сценарии;
-
исполнение бюджета в 2021 году с дефицитом не выше 12% ННД;
-
финансирование прогнозного дефицита с использованием накопленной ликвидности.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
достижение долгосрочного устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%;
-
достижение и сохранение положительного модифицированного дефицита бюджета;
-
увеличение доли собственных доходов бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
резкий рост доли краткосрочного долга;
-
значительное сокращение текущих доходов бюджета;
-
значительное увеличение дефицита бюджета, ускоряющее рост долговой нагрузки.
Рейтинги выпусков
Красноярский край, 35016 (ISIN RU000A0ZZM87), срок погашения — 12.09.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб. — АА-(RU).
Красноярский край, 35015 (ISIN RU000A0ZZC48), срок погашения — 26.06.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб. — АА-(RU).
Красноярский край, 35014 (ISIN RU000A0ZYFB8), срок погашения — 31.10.2024, объем эмиссии — 7,8 млрд руб. — АА-(RU).
Красноярский край, 34013 (ISIN RU000A0ZYCM2), срок погашения — 03.10.2024, объем эмиссии — 10,0 млрд руб. — АА-(RU).
Красноярский край, 34012 (ISIN RU000A0JWXF0), срок погашения — 25.10.2023, объем эмиссии — 18,231 млрд руб. — АА-(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Облигационные выпуски Красноярского края, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Красноярского края.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Красноярского края и облигационных выпусков Красноярского края (ISIN RU000A0ZZM87, RU000A0ZZC48, RU000A0ZYFB8, RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Красноярского края был опубликован АКРА 09.10.2017, выпусков RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0 — 10.10.2017, выпуска RU000A0ZYFB8 — 07.11.2017, выпуска RU000A0ZZC48 — 02.07.2018, выпуска RU000A0ZZM87 — 21.09.2018.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Красноярского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Красноярского края (RU000A0ZZM87, RU000A0ZZC48, RU000A0ZYFB8, RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Красноярского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Красноярского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Красноярского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.