Кредитный рейтинг Рязанской области (далее — Область, Регион) обусловлен умеренно низкой долговой нагрузкой на бюджет, высокой долей капитальных расходов и умеренными показателями социально-экономического развития.

Область входит в состав Центрального федерального округа, расположена рядом с крупнейшим внутрироссийским рынком сбыта — Московским регионом. Область имеет высокий уровень моноцентричности: деловая активность сконцентрирована в административном центре — городе Рязани, где проживает порядка 50% населения Региона. Объем валового регионального продукта (далее — ВРП) Области близок к 0,5% суммарного ВРП российских регионов. На территории Региона проживает около 0,8% населения страны.

Ключевые факторы оценки

Высокая доля капитальных расходов наполовину обеспечена собственными средствами. Бюджет Области характеризуется достаточной долей собственных доходов в совокупном объеме ее доходов (без учета субвенций): за период с 2018 по 2022 год усредненноезначение показателя составит 72%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (без учета субвенций) в данный период будет находиться на уровне 24%. В среднем Регион финансирует половину капитальных расходов за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета, а остальную часть — за счет собственных средств.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за указанный выше период составит 12%, что говорит о достаточном уровне текущих доходов для покрытия текущих расходов. На протяжении 2016–2019 годов показатель модифицированного бюджетного дефицита (далее — МБД) был положительным, однако с 2018 года наблюдается его снижение (по итогам 2020 года значение МБД стало отрицательным). Соотношение усредненных МБД и текущих доходов также снижается: в 2021 году этот показатель окажется на уровне -3%, что указывает на повышение вероятности роста долга или снижения остатков средств на счетах бюджета.

За семь месяцев 2021 года налоговые и неналоговые доходы (далее — ННД) выросли на 25% к аналогичному периоду 2020 года (к семи месяцам 2019-го — на 22%). Данный рост в основном был обеспечен увеличением поступлений по налогам на совокупный доход, налогам на товары и по налогу на прибыль организаций (на 65, 36 и 31% соответственно). 

Исходя из текущей версии закона о бюджете в 2021 году ожидается рост совокупных доходов при одновременном снижении безвозмездных поступлений на 2%. Вместе с тем в 2021 году также ожидается рост совокупных расходов относительно показателя 2020 года, что приведет к исполнению бюджета с дефицитом в размере 11% ННД.

Стабильный уровень долговой нагрузки с растущим риском рефинансирования. На конец 2020 года отношение долга к текущим доходам Области составило 40%. По оценкам АКРА, в 2021 году это соотношение существенно не изменится, несмотря на прогнозируемый дефицит бюджета. Дефицит будет профинансирован за счет остатков средств, сформированных на конец года, а также благодаря привлечению заемного финансирования (в основном посредством рыночных займов).

На начало 2021 года государственный долг Области составил 23,6 млрд руб., по состоянию на 01.07.2021 он незначительно сократился в связи с погашением банковских кредитов. Долг представлен бюджетными и банковскими кредитами (62 и 38% соответственно). Максимальный размер выплат и рефинансирования долга приходится на 2022 год (41%), в основном это банковские кредиты. В 2021 году Области осталось погасить 10% долга, в том числе 1,7 млрд руб., приходящихся на бюджетные кредиты, выданные для погашения бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта РФ.

По состоянию на 01.07.2021 объем ликвидности покрывал 91% объема долга, который Области необходимо погасить в оставшийся период 2021 года и в 2022 году.

Расходы на обслуживание госдолга Региона являются необременительными для его бюджета: усредненный уровень процентных расходов в 2018–2022 годах составит 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

Часть накопленной ликвидности может быть направлена на финансирование бюджетного дефицита. На 01.07.2021 объем остатков средств на счетах бюджета вырос в два раза относительно начала года и составил 11 млрд руб., что в почти вдвое превышает размер среднемесячных расходов за последние 12 месяцев (кроме того, остатки покрывают 46% госдолга). Согласно действующему закону о бюджете Области, часть накопленных средств будет направлена на финансирование дефицитов бюджета текущего года и последующих лет.

В 2020 году Область несколько раз размещала остатки бюджетных средств на банковских депозитах.

Диверсифицированная экономика с относительно низким уровнем безработицы. Уровень диверсификации экономики Области достаточно высок: по оценке АКРА, доля крупнейшего — государственного — сектора экономики составляет около 18% налоговых доходов областного бюджета. В структуре продукции, отгруженной в 2018–2019 годах, доля произведенных нефтепродуктов составила порядка 15%. Стабильная отраслевая структура налоговых поступлений и невысокая концентрация на волатильных секторах экономики обуславливают относительную устойчивость Региона к негативным макроэкономическим явлениям.

В 2017–2020 годах усредненная заработная плата превысила усредненный прожиточный минимум в Регионе более чем в три раза, а уровень безработицы был ниже среднероссийского показателя. Усредненные темпы роста ВРП на душу населения Области в 2018–2019 годах оказались ниже темпов роста среднестранового показателя за указанный период.

Ключевые допущения

  • рост ННД бюджета Области в 2021-м на 8% по сравнению с 2020-м;

  • исполнение бюджета в 2021 году с дефицитом не более 11% ННД;

  • использование накопленной ликвидности на финансирование дефицита бюджета в текущем году;

  • сохранение высокой доли собственных средств в капитальных расходах.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рефинансирование значительной части коммерческого долга долгосрочными заимствованиями;

  • сохранение положительного значения МБД;

  • рост показателей социально-экономического развития.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост долговой нагрузки свыше 55% текущих доходов;

  • снижение собственной ликвидности бюджета;

  • снижение усредненного соотношения баланса текущих операций и текущих доходов до уровня ниже 10%.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Рязанской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Рязанской области был опубликован АКРА 16.10.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Рязанской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Рязанской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Рязанской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Рязанской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Паршин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139-0480, доб. 225
Елена Анисимова
Старший директор - руководитель Группы региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.