Кредитный рейтинг Костромской области (далее — Костромская область, Область, Регион) обусловлен умеренным уровнем долговой нагрузки, высокой долей капитальных расходов в совокупных расходах бюджета и положительными операционными показателями. Дополнительную поддержку кредитному рейтингу Региона оказывает существенный объем свободной ликвидности на его счетах. Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывают отсутствие перспектив значительного снижения долговой нагрузки в среднесрочной перспективе, а также ожидания АКРА по возможному увеличению потребности Области в привлечении долгового финансирования на капитальные цели при реализации сценария дальнейшего роста расходной части бюджета в текущем году.

Изменение прогноза по кредитному рейтингу Костромской области обусловлено растущими показателями развития ее экономики в части соотношения заработной платы и прожиточного минимума, положительно влияющими на оцениваемый экономический профиль, в совокупности с ожиданиями АКРА относительно снижения доли краткосрочного долга Региона благодаря предоставлению ему бюджетного кредита для погашения части коммерческого долга в соответствии с исполнением поручения Президента Российской Федерации.

Костромская область расположена в Центральном федеральном округе. В Регионе проживает порядка 630 тыс. человек (0,4% населения России). Валовой региональный продукт (ВРП) по итогам 2019 года составил 203 млрд руб. По оценкам Области, ее ВРП по итогам 2020 года составит 176 млрд руб. (порядка 0,2% совокупного ВРП регионов РФ).

Ключевые факторы оценки

Прогнозный рост расходов бюджета может привести к значительному увеличению объема дефицита по итогам года. Усредненное1 значение отношения баланса текущих операций к текущим доходам за 2018–2022 годы составит 11% и останется на умеренно высоком уровне. При этом баланс текущих операций в 2021 году останется положительным, что указывает на достаточность собственных средств бюджета для финансирования текущих расходов.

Доля капитальных расходов в совокупных расходах Области оценивается АКРА как высокая. Усредненное значение этого показателя за 2018–2022 годы составит порядка 25%. В то же время порядка половины капитальных расходов финансируется за счет трансфертов из федерального бюджета. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 64%.

Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов может достигнуть -5% в связи с прогнозируемым ростом расходов бюджета по итогам текущего года. Отрицательное значение показателя свидетельствует о недостаточности собственных средств бюджета для финансирования капитальных расходов, что, по мнению АКРА, приведет к привлечению заемных средств.

Закон о бюджете Области предусматривает в 2021 году снижение совокупных доходов бюджета на 4% относительно показателя прошлого года, при этом ННД увеличатся на 10%, а безвозмездные поступления сократятся на 18%. Рост ННД ожидается главным образом благодаря увеличению акцизных платежей, поступающих в областной бюджет (поступления по налогам на товары и услуги возрастут практически в полтора раза). Расходная часть бюджета увеличится на 4% в основном из-за увеличения объема капитальных расходов (прирост на 13% относительно уровня 2020 года). Плановый дефицит областного бюджета составит 8% ННД и будет профинансирован за счет накопленной ликвидности.

По данным на 01.07.2021 объем доходов бюджета Области составил 19,4 млрд руб., что на 10% больше, чем за аналогичный период 2020 года. ННД бюджета увеличились на 33% к прошлому году. В том числе налог на прибыль вырос на 42%, налоги на совокупный доход — на 76%, налоги на товары и услуги — на 51%. Безвозмездные поступления сократились на 16%. Расходы бюджета за указанный период выросли на 14%, а промежуточный профицит бюджета составил 3% ННД, то есть почти 0,4 млрд руб. (годом ранее — 1 млрд руб.).

АКРА исходит из предположения, что темп роста расходной части бюджета сохранится в течение оставшегося периода 2021 года и растущие доходы бюджета не смогут в полной мере его компенсировать. Это, в свою очередь, может привести к увеличению дефицита относительно уровня, обозначенного в законе о бюджете. Дефицит, превышающий объем свободной ликвидности, по мнению АКРА, будет профинансирован за счет привлечения долга.

Снижающиеся риски рефинансирования долга при существенной долговой нагрузке. На начало 2021 года долг Области составлял 18,1 млрд руб. По состоянию на 01.08.2021 объем долга Региона и структура его долгового портфеля не изменились по сравнению с показателями на начало года. На бюджетные кредиты по-прежнему приходится 66% долга, оставшаяся часть портфеля представлена банковскими кредитами. В то же время график погашения долга изменился существенным образом: погашение долга в оставшийся период 2021 года не превысит 4% благодаря реструктуризации бюджетного кредита на пополнение остатков на счетах со сроком погашения до 01.07.2021. По новым условиям погашение этого кредита пролонгируется до 2029 года. Наряду с этим с целью экономии процентных расходов Область рефинансировала банковские кредиты с погашением в 2023 году за счет банковских кредитов с погашением в 2022 году. Временное увеличение рисков рефинансирования нивелируется заключенным с Минфином России соглашением о реструктуризации бюджетными кредитами части коммерческого долга в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации. Согласно данному соглашению, Область получит 4,9 млрд руб. с погашением в 2025–2029 годах, и часть этих средств заместит банковские кредиты.

На конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Области снизилось до 52% с 60% в 2019 году. По итогам 2021 года этот показатель может возрасти до 56% (соответствует умеренному уровню долговой нагрузки) в связи с финансированием прогнозируемого дефицита. Соотношение долга и ННД Области, по мнению АКРА, может составить 82% по итогам текущего года.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2018–2022 годы уровень процентных расходов составит порядка 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

С начала 2021 года остатки на счетах Области в среднем покрывали порядка 70% ежемесячных расходов бюджета. По состоянию на 01.08.2021 объем свободных средств на счетах Региона составил 3,8 млрд руб. (наибольшее значение за весь анализируемый период). АКРА исходит из предположения, что большая часть свободной ликвидности Области будет использована для финансирования возможного дефицита бюджета.

Умеренные показатели развития экономики при значительном уровне ее диверсификации. Наиболее крупные предприятия Региона — это предприятия деревообрабатывающей, металлургической и ювелирной промышленности, а также производители электроэнергии. Однако, по оценкам Агентства, наибольшая доля налоговых поступлений приходится на сферу обеспечения электроэнергией, газом, паром и водоснабжение. Тем не менее усредненная доля указанных налоговых поступлений за 2017–2020 годы составила порядка 12%, что говорит о высоком уровне диверсификации налоговых поступлений. Совокупность отраслей, формирующих государственный сектор экономики, обеспечивает порядка 20% налоговых поступлений.

Экономика Области характеризуется низкими показателями ВРП на душу населения (примерно 50% от среднестранового значения). Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2017–2020 годы превысило 250%, что свидетельствует о долгосрочном характере данной тенденции и улучшает оценку экономического профиля Области. Усредненный за 2017–2020 годы уровень безработицы составил 5,0%. 


1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Ключевые допущения

  • прирост расходов бюджета не более чем на 15% при росте ННД Области по итогам 2021 года не менее чем на 18%;

  • финансирование прогнозного дефицита с использованием накопленной ликвидности и привлечением долга;

  • увеличение объема долга не более чем на 13% по итогам 2021 года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • достижение долгосрочного устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 55%;

  • сохранение положительного модифицированного бюджетного дефицита;

  • снижение доли краткосрочного долга;

  • значительное увеличение объема накопленной ликвидности по итогам года.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • резкий рост доли краткосрочного долга;

  • сокращение текущих доходов бюджета относительно уровня 2020 года;

  • исполнение бюджета с дефицитом, превышающим прогнозируемый АКРА уровень.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Костромской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Костромской области был опубликован АКРА 12.10.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Костромской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных администрацией Костромской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Костромской области принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Костромской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Старший директор - руководитель Группы региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.