Кредитный рейтинг ООО «Объединенная машиностроительная группа» (далее — Группа, Компания, ОМГ) определяется сильной рыночной позицией, средней оценкой бизнес-профиля, географической диверсификации и уровня корпоративного управления. Оценка финансового риск-профиля обусловлена средним размером Компании, высокой рентабельностью, сильной ликвидностью и высоким покрытием. Средний уровень долговой нагрузки и слабый денежный поток оказывают сдерживающее влияние на рейтинг.
ОМГ является одним из крупнейших производителей большегрузной, строительно-дорожной техники и силовых агрегатов в России. Структурно Группа представлена двумя основными субхолдингами — ООО «Объединенная машиностроительная группа» и ООО «Машиностроительная группа». Первый субхолдинг включает компании, занимающиеся производством грузовых автомобилей (АО «АЗ «УРАЛ» — крупнейшее предприятие России, специализирующееся на выпуске грузовых автомобилей высокой проходимости) и силовых агрегатов (ПАО «Автодизель» (ЯМЗ) — ведущий производитель и поставщик дизельных двигателей и силовых установок с линейной мощностью от 100 до 550 кВт (130–750 л. с.). Компании второго субхолдинга специализируются на производстве широкой линейки дорожно-строительной техники (ЗАО «Тверской экскаватор», ЗАО «Брянский арсенал», ЗАО «ЧСДМ», АО «Эксмаш», ООО «Брянский тракторный завод»). Общая численность сотрудников Группы составляет более 13 тыс. человек, а объем выпуска — свыше 10 тыс. единиц техники и 45 тыс. двигателей.
Ключевые факторы оценки
Оценка операционного риск-профиля обусловлена высокими оценками рыночной позиции и субфактора «зависимость от субподряда и комплектующих». Группа является лидером на умеренно концентрированном рынке силовых агрегатов с долей в 35%, а также успешным игроком — наряду с ПАО «КАМАЗ» — на высококонцентрированном рынке полноприводных грузовых автомобилей (37%). Кроме того, ОМГ является конкурентным игроком на фрагментированном рынке строительно-дорожной техники по нескольким категориям продукции (7% рынка) с лидерством в узком продуктовом сегменте (автогрейдеры — 55%). Объем контрактной базы — около 100% годовой выручки. В то же время оценка операционного риск-профиля учитывает невысокую оценку субфактора «характеристика рынков сбыта», обусловленную высокой насыщенностью рынка большегрузных автомобилей в России, а также высокой цикличностью основных отраслей — потребителей продукции Группы (в том числе дорожное и жилищное строительство, сельское хозяйство, нефтегазовый комплекс). Тем не менее некоторые сегменты этого рынка могут показать опережающие темпы роста. Средняя оценка географической диверсификации обусловлена долей экспортных контрактов в структуре выручки в размере менее 20%, при этом география поставок на экспорт достаточно обширна. В ближайшие годы Компания планирует расширить модельный ряд и нарастить объем поставок на внутренний и внешний рынки.
Средний уровень корпоративного управления учитывает сильную оценку субфактора «стратегия управления». Группой разработаны стратегии для каждого бизнес-направления сроком на пять лет с ежегодным анализом и корректировкой, в соответствии с которыми утверждены долгосрочная инвестиционная программа, а также финансовая и кредитная стратегии. Стратегия развития включает в себя модернизацию и расширение модельного ряда, реализацию мероприятий по повышению степени локализации, снижению затрат и повышению маржинальности производства, а также развитию своей дилерской сети и зарубежных представительств. Группа применяет отдельные элементы системы риск-менеджмента (например, страховое покрытие максимального круга рисков), однако единые документы по управлению рисками пока не утверждены. Методология управления рисками находится в стадии разработки и будет внедрена после детального обсуждения внутри Компании. Стратегические решения принимаются советом директоров, созданным на уровне ОМГ. Структурно Группа состоит из двух производственных дивизионов. В настоящее время осуществляются упрощение структуры и ликвидация непрофильных компаний. Топ-менеджмент Компании состоит из экспертов с большим опытом работы в отрасли. Финансовая прозрачность находится на среднем уровне. Компания ведет отчетность по РСБУ, а также готовит аудированную комбинированную финансовую отчетность двух субхолдингов — ООО «Объединенная машиностроительная группа» и ООО «Машиностроительная группа» — по стандартам МСФО на ежегодной основе. При этом отсутствует практика публичного раскрытия операционных и финансовых показателей на регулярной основе.
Оценка финансового риск-профиля обусловлена высокими рентабельностью и покрытием процентных платежей, сильной ликвидностью, средними оценками размера Группы и долговой нагрузки, а также слабым денежным потоком.
Взвешенное за период 2018–2023 годов абсолютное значение операционного денежного потока (FFO до чистых процентных платежей и налогов) составляет более 5 млрд руб. Рентабельность по FFO до процентов и налогов составила 11,8% в 2020 году. Агентство ожидает стабилизацию рентабельности на уровне 10,5% в 2021 и 2022 годах с ростом до 12–13% в 2023–2024 годах. Отношение общего долга к операционному денежному потоку (FFO) до чистых процентных платежей по результатам 2020 года составило 3,01х против 2,88х в 2019–м. АКРА ожидает увеличение долговой нагрузки Компании до 3,18х в 2021 году и последующее снижение значения показателя до 3,07х в 2022 году. Долговой портфель представлен рублевыми обязательствами в форме банковских кредитов и займов. График погашения сбалансирован, без ярко выраженных пиковых значений в среднесрочной перспективе. Группа является активным участником действующих мер государственной поддержки, что позволяет получать заемное финансирование по льготным ставкам. Показатель обслуживания долга (отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам) в 2020 году составил 6,8х против 3,2х в 2019 году. АКРА ожидает среднее значение показателя в 2021–2023 годах на уровне 5,5х на фоне роста FFO до чистых процентных платежей.
Сильная оценка ликвидности обусловлена наличием невыбранных кредитных линий от банков, а также свободными денежными средствами на счетах. При этом, учитывая необходимость финансирования инвестиционной программы, ликвидность в средне- и долгосрочной перспективе будет зависеть от способности Компании привлекать заемное финансирование.
Сдерживающим фактором оценки финансового риск-профиля стал показатель свободного денежного потока (FCF), который был отрицательным в 2018 году и положительным в 2019 и 2020 годах. Агентство ожидает возвращение показателя к отрицательным значениям в 2021–2023 годах вследствие роста капитальных расходов. При этом АКРА отмечает наличие определенной гибкости у Компании в том, что касается корректировки инвестиционной программы в зависимости от складывающейся конъюнктуры на рынке.
Ключевые допущения
-
среднегодовой темп роста выручки за период 2021–2023 годов на уровне около 7%;
-
капитальные затраты в соответствии со стратегией Компании;
-
сохранение положения одного из ключевых производителей полноприводных грузовых автомобилей и силовых агрегатов;
-
отсутствие дивидендных выплат.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию может привести:
- снижение долговой нагрузки (отношение общего долга к FFO до чистых процентных платежей) ниже 2,0х одновременно с положительным значением FCF и значением показателя рентабельности по FFO до процентов и налогов выше 15%.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение показателя обслуживания долга (отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам) ниже уровня 5,0х;
-
увеличение долговой нагрузки (отношение общего долга к FFO до чистых процентных платежей) выше 3,5х;
-
падение FFO до чистых процентных платежей и налогов ниже 5 млрд руб.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): а-.
Поддержка: отсутствует.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг ООО «Объединенная машиностроительная группа» был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен ООО «Объединенная машиностроительная группа» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ООО «Объединенная машиностроительная группа» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ООО «Объединенная машиностроительная группа», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, ООО «Объединенная машиностроительная группа» принимало участие в процессе его присвоения.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало ООО «Объединенная машиностроительная группа» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.