Кредитный рейтинг Мурманской области (далее — Мурманская область, Область, Регион) обусловлен низкой долговой нагрузкой, умеренно высоким уровнем самодостаточности бюджета и умеренно высокими показателями социально-экономического развития. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывает значительная зависимость бюджета от доминирующих секторов экономики.
Мурманская область расположена в Северо-Западном федеральном округе, имеет сухопутные границы с Финляндией и Норвегией. Территория Региона относится к районам Крайнего Севера. В Области проживает 0,5% населения РФ, а ее валовой региональный продукт (ВРП) составляет 0,6% суммарного российского ВРП. По оценке Области, в 2020 году ее ВРП достиг 761 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Самодостаточный бюджет, зависящий от доминирующих в экономике отраслей. Финансовые показатели Области зависят от конъюнктуры на рынках цветных металлов, а на долю поступлений от группы связанных налогоплательщиков, по оценке АКРА, может приходиться до пятой части налоговых доходов. Текущая благоприятная конъюнктура на рынках цветных металлов смогла нивелировать последствия техногенного характера, наблюдавшиеся у крупнейшего налогоплательщика в этом секторе, в связи с чем АКРА не ожидает снижения поступлений по налогу на прибыль организаций в 2021 году. Кроме того, относительная диверсификация экономики (производство апатитового концентрата и другого сырья для производства удобрений, а также добыча железных руд) станет дополнительным фактором, позволяющим Региону избежать существенных колебаний налоговых поступлений.
За семь месяцев 2021 года налоговые и неналоговые доходы (далее — ННД) Области выросли на 29% к показателю за аналогичный период 2020 года (на 25% относительно того же периода 2019-го). Наиболее существенное влияние на подобную динамику оказало увеличение поступлений по налогу на прибыль организаций (рост на 55%). Наибольший прирост по этому налогу наблюдается в части добычи металлических руд и металлургического производства, производства химических веществ и химических продуктов, а также в деятельности по операциям с недвижимым имуществом. Несмотря на рост совокупных расходов Региона на 16%, бюджет был исполнен с промежуточным профицитом в размере 14% ННД.
Исходя из фактических показателей исполнения бюджета за 2018–2020 годы и плана на 2021–2022 годы, АКРА ожидает, что усредненная1 доля ННД в доходах Региона (без учета субвенций) составит около 86%. Фактическое и прогнозное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Области варьируется в 2018–2022 годах от максимального значения в 17% в 2019 году до минимального значения на уровне 2% в 2021–м. Снижение показателя объясняется ожидаемым Областью увеличением совокупных расходов в 2021 году и плановым сокращением объема текущих трансфертов.
Усредненная доля капитальных расходов в 2018–2022 годах составит 16%. Большая часть капитальных расходов финансируется Областью самостоятельно.
На текущий год закон о бюджете Области предусматривает дефицит бюджета в размере 13% ННД, который будет покрыт за счет увеличения долговых обязательств и использования средств, привлеченных от принадлежащих Области учреждений. АКРА рассматривает данный сценарий как базовый. В стрессовом сценарии, предполагающем дополнительный рост совокупных расходов на 9% к запланированному уровню (при сохранении планового объема ННД) и привлечение долга для финансирования дефицита, кредитный рейтинг Области не изменится в силу низкой долговой нагрузки на начало 2021 года.
Низкая долговая нагрузка, сформированная бюджетными кредитами. За 2020 год долг Области незначительно снизился (на 3%); соотношение долга и текущих доходов Области на конец 2020 года составило 16%, прогнозируемое на конец 2021 года значение — 24%.
На 01.01.2021 долг Региона почти полностью (на 94%) состоял из бюджетных кредитов, в том числе на 38% — из кредита, предоставленного для целей рефинансирования кредита Управления Федерального казначейства (УФК). В том числе по этой причине график погашения долга являлся неравномерным.
Следует отметить, что на 01.08.2021 график погашения госдолга существенно изменился: Область реструктурировала бюджетный кредит на рефинансирование кредита УФК, в связи с чем в оставшийся период 2021-го и в 2022 году Региону в совокупности необходимо погасить или рефинансировать 14% долга.
Усредненный уровень процентных расходов в 2018–2022 годах незначителен (менее 1%). На 01.07.2021 кредиторская задолженность Области столь же незначительна, а просроченная — близка к нулю. Долговая нагрузка муниципальных образований в течение последних четырех лет практически неизменна.
Значительный рост промежуточной ликвидности. Регион располагает достаточным объемом ликвидности для своевременного исполнения долговых обязательств. На 01.08.2021 остатки на счетах покрывали 68% долговых обязательств Области и в 1,1 раза превышали среднемесячные расходы областного бюджета за последние 12 месяцев. В управлении ликвидностью Область использует средства УФК, а также средства автономных и бюджетных учреждений. Неиспользованные кредитные линии со сроком погашения позже, чем через 12 месяцев, отсутствуют.
1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Показатели экономического развития Региона зависимы от динамики внешних рынков. Динамика экономических показателей Области зависит от мировых цен на добываемое сырье и его производные (апатиты, никель), а также от процикличной транспортной отрасли. Основным налогоплательщиком данной отрасли является Мурманский морской торговый порт, через который осуществляется перевалка энергетического угля. По оценке АКРА, на долю добычи металлических руд и производства металлов может ежегодно приходиться порядка трети налоговых поступлений в бюджет Области. Государственный сектор в 2020 году (в том числе госуправление и обеспечение военной безопасности) обеспечил порядка 20% налоговых поступлений, транспортировка — 7%. Мурманская область характеризуется умеренными показателями ВРП по сравнению с другими регионами РФ и относительно высокими заработными платами, превышающими прожиточный минимум в среднем более чем в 3,5 раза.
Ключевые допущения
-
рост совокупных расходов в 2021 году на 17% в базовом сценарии и на 27% в стресс-сценарии относительно показателя 2020 года;
-
рост соотношения долга и текущих доходов Региона в текущем году выше 20%;
-
существенное снижение уровня ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
сохранение накопленной ликвидности бюджета;
-
рост показателей социально-экономического развития.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост совокупных расходов более чем на 27% к показателю 2020 года при сохранении доходной части бюджета на запланированном уровне;
-
существенный рост долговой нагрузки;
-
сохранение высокой доли краткосрочного долга после рефинансирования бюджетного кредита в июле текущего года.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Мурманской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Мурманской области был опубликован АКРА 18.10.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Мурманской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Мурманской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Мурманской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Мурманской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.