Кредитный рейтинг Липецкой области (далее — Область, Регион) обусловлен высокой зависимостью налоговых доходов Региона от крупнейшего налогоплательщика при стабильных показателях бюджетной дисциплины и достаточной гибкости расходной части бюджета, избыточным уровнем ликвидности (покрывает около 68% совокупного рыночного долга Области) и сбалансированной структурой долга.
Липецкая область расположена в Центральном федеральном округе и граничит с шестью регионами. В Регионе проживает 1,1 млн человек. В 2015 году ВРП составил 429 млрд руб. (39-е место в РФ). На территории Области функционирует Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК), занимающий первое место по выпуску стали в РФ и 16-е место в мире по итогам 2016 года (16,6 млн тонн).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Основа региональной экономики — металлургический сектор и новые зоны экономического роста. В период с 2013 по 2016 год экспорт предприятий Липецкой области составил в среднем 40% ВРП. Девальвация рубля в период с 2014 по 2015 год существенно повысила конкурентоспособность металлургической продукции на внешних рынках, что положительно отразилось на состоянии экономики Региона. Несмотря на преобладание металлургического производства (экономика Липецкой области характеризуется низкой степенью диверсификации), зависимость ВРП и бюджета Региона от конъюнктуры мирового рынка стали существенно снизилась за последние семь лет. Снижению зависимости способствовало активное развитие пищевой промышленности, сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли, сектора предоставления услуг и операций с недвижимостью.
Сбалансированный бюджет с высокой долей налоговых доходов и умеренными обязательными расходами. Бюджет Области характеризуется высокой долей налоговых и неналоговых доходов (в среднем 82%). Структура налоговых доходов по видам налогов достаточно волатильна: доля налога на прибыль в период с 2014 по 2016 год выросла с 39 до 43%. Доля обязательных расходов в составе бюджета находится на умеренном уровне (65%). Область поддерживает относительно высокий уровень капитальных расходов (около 20%). Проведенный АКРА стресс-анализ показывает устойчивость кредитного качества Области к негативному сценарию, при котором налоговые и неналоговые доходы с 2017 по 2018 год снижаются на 9% относительно уровня 2016 года. Устойчивость кредитного качества обусловлена гибкостью текущей структуры расходной части бюджета.
Сбалансированная структура долга с умеренным риском пиковых платежей с 2017 по 2018 год. Привлечение в период с 2016 по 2017 год бюджетных кредитов позволило снизить стоимость обслуживания долга за счет сокращения доли банковских кредитов. Несмотря на необходимость погасить с 2017 по 2018 год 65% долга, АКРА оценивает нагрузку на бюджет Области как умеренную: по состоянию на 01.06.2017 остаток средств на едином счете бюджета (без учета средств федерального бюджета) составляет 68% остатка всего рыночного долга Области.
Избыточная ликвидность обеспечивает отсутствие потребности в краткосрочном долге. Среднемесячные остатки средств на счетах бюджета за последние два года составляли около 6,5 млрд руб., что сопоставимо с годовым объемом погашения долга. Случаев кассовых разрывов, равно как и привлечения средств УФК или краткосрочного банковского кредита для осуществления текущих расходов, не отмечено.
Ключевые допущения
- сохранение в структуре ВРП высокой доли металлургического производства;
- дальнейшее развитие и диверсификация неметаллургического сектора региональной экономики;
- удлинение структуры долгового портфеля;
- контроль за объемом обязательных расходов в составе бюджета;
- сохранение высокого уровня ликвидности.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с максимально возможной долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- дальнейшее развитие и диверсификация неметаллургического сегмента региональной экономики;
- увеличение срочности долгового портфеля.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное ухудшение финансового положения НЛМК, способное отразиться на бюджете Области;
- рост обязательных расходов в составе бюджета свыше 70%;
- увеличение долговой нагрузки свыше 2,6Х операционного баланса.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен Липецкой области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (06.07.2017).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Липецкой областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Липецкая область принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Липецкой области, не выявлены.
АКРА не оказывало Липецкой области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.