Кредитный рейтинг Магаданской области (далее — Магаданская область, Область, Регион) обусловлен умеренными операционными показателями бюджета и комфортным уровнем долговой нагрузки. Давление на рейтинг оказывают низкая диверсификация экономики, сконцентрированной по большей части на добывающем секторе, значительные риски рефинансирования долга наряду с недостаточным уровнем свободной ликвидности, а также возрастающая потребность бюджета в привлечении долгового финансирования на фоне ожидаемого роста расходов бюджета.

Магаданская область расположена в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Территория Области относится к районам Крайнего Севера. В Регионе проживает порядка 140 тыс. человек (0,1% населения РФ), а ее валовой региональный продукт (ВРП) по итогам 2019 года составил около 214 млрд руб. (примерно 0,2% суммарного российского ВРП). По прогнозу Области, в 2020 году ее ВРП составит 236 млрд руб. В Магаданской области добывается более 10% золота и порядка 60% серебра от суммарного объема добычи в РФ.

Ключевые факторы оценки

Сбалансированные операционные показатели при возрастающей потребности в долговом финансировании. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2018–2022 годы составит 1%. Баланс текущих операций в 2021 году останется положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Доля капитальных расходов в совокупных расходах Области оценивается как умеренная. Усредненное значение этого показателя за 2018–2022 годы составит порядка 11%, при этом ежегодно капитальные расходы примерно на две трети финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) окажется на уровне 69%.

Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов, по прогнозу АКРА, может стать отрицательным, достигнув отметки минус 5%. Это указывает на недостаток собственных средств Области для финансирования капитальных расходов и говорит о росте потребности бюджета в привлечении дополнительного долгового финансирования.

Утвержденными бюджетными назначениями по состоянию на 01.07.2021 в текущем году предусматривается снижение ННД Области на 6% при одновременном сокращении объема безвозмездных поступлений на 2%. Уменьшение объема ННД ожидается в связи со снижением поступлений по налогу на прибыль на 17%. Расходная часть бюджета сократится на 1%. Ожидаемый дефицит в 3% ННД будет профинансирован частично за счет свободной ликвидности и частично за счет привлечения заемного финансирования.

На 01.07.2021 объем доходов бюджета Области составил 22,0 млрд руб., что на 15% превышает показатель на 01.07.2020. ННД бюджета увеличились на 22% к прошлогоднему уровню: налог на прибыль вырос на 23%, НДФЛ — на 20%, налоги на совокупный доход — на 72%, налоги на товары и услуги — на 12%. Безвозмездные поступления увеличились на 4%, а объем дотаций снизился на 17%. Расходы бюджета за первое полугодие 2021-го выросли на 7%, а промежуточный профицит бюджета составил 2% ННД, или около 0,3 млрд руб. (годом ранее дефицит был на уровне 1,1 млрд руб.).

АКРА исходит из предположения, что в течение оставшегося периода 2021 года темпы роста расходной части бюджета сохранятся, а растущие доходы бюджета не смогут в полной мере это компенсировать. Подобная ситуация может привести к увеличению дефицита относительно уровня, указанного в законе о бюджете. Дефицит, превышающий объем свободной ликвидности, по мнению АКРА, будет профинансирован за счет привлечения долга.

Высокая доля краткосрочного долга создает риски рефинансирования. На начало 2021 года долг Региона составил 13 млрд руб. и был представлен коммерческими и бюджетными кредитами (39 и 56% соответственно), а также облигациями (5%). На 01.08.2021 долг Магаданской области сократился на 2,5 млрд руб. (до 10,6 млрд руб.), а большая часть погашений пришлась на банковские кредиты. При текущем объеме долга бюджетные кредиты стали занимать 69% долгового портфеля, банковские кредиты — 25%, оставшаяся часть приходится на облигации. Текущий график погашения долга Региона стал более сбалансированным, чем в начале года, однако на ближайшие два года приходятся значительные выплаты: Области необходимо в совокупности погасить за этот период 60% долга. В 2021 году погашению подлежит 30% долга.

По данным Области, она не входит в программу реструктуризации части коммерческого долга бюджетными кредитами ввиду низкой доли коммерческих заимствований в сопоставлении с объемом консолидированных ННД Региона.

На конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Области снизилось до 33% по сравнению с 43% в 2019 году. По итогам 2021 года значение этого показателя практически не изменится, несмотря на финансирование прогнозируемого дефицита.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2018–2022 годы уровень процентных расходов не превысит 1,5% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

Незначительный объем доступной ликвидности. С начала 2021 года остатки на счетах Области покрывали лишь незначительную часть ежемесячных расходов бюджета. По состоянию на 01.08.2021 ситуация не изменилась. Просроченная кредиторская задолженность остается существенной, хотя АКРА отмечает ее постепенное снижение. Магаданская область заключила договор c Управлением Федерального казначейства (УФК) о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и привлекала такой кредит дважды в 2021 году (бюджетный кредит, предоставленный в декабре 2020 года на рефинансирование кредита УФК, был Областью погашен).

Экономический профиль Региона определяется высокой концентрацией на добыче цветных металлов. Основной вид деятельности в Регионе — добыча цветных металлов — обеспечивает, по оценке АКРА, более 40% налоговых поступлений в бюджет Региона. В 2020 году из десяти крупнейших по выручке предприятий Области шесть работают в сфере добычи драгоценных металлов.

Средний уровень зарплат в Магаданской области превосходит прожиточный минимум более чем в 3,5 раза, однако для населения эффект от этого нивелируется высоким уровнем цен, связанным с климатическими и логистическими издержками. В связи с этим в Регионе наблюдается постоянный миграционный отток. Значительный уровень заработных плат в Области позволяет поддерживать сравнительно высокие поступления по НДФЛ в бюджет, а уровень безработицы относительно невелик.

Усредненный ВРП на душу населения Области в 2016–2019 годах более чем вдвое превосходил среднестрановой показатель. Усредненный за 2017–2020 годы уровень безработицы составил 5,3%. 

Ключевые допущения

  • прирост расходов бюджета не более чем на 7% при росте ННД Области по итогам 2021 года не менее чем на 6%;

  • финансирование прогнозного бюджетного дефицита путем использования накопленной ликвидности и привлечения долга;

  • увеличение долга не более чем на 10% по итогам 2021 года к аналогичному показателю 2020-го.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • достижение долгосрочного устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%;

  • сохранение положительного модифицированного бюджетного дефицита;

  • снижение доли краткосрочного долга;

  • рост уровня ликвидности по итогам 2021 года.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • дальнейший рост потребности бюджета в привлечении долгового финансирования;

  • снижение баланса текущих операций до отрицательных значений;

  • исполнение бюджета с дефицитом, превышающим прогнозируемый АКРА уровень.

Рейтинги выпусков

Магаданская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYL48), срок погашения — 25.12.2022, объем эмиссии — 1 млрд руб., — BBB-(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Облигационный выпуск Магаданской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Магаданской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Магаданской области и облигационного выпуска Магаданской области (ISIN RU000A0ZYL48) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Магаданской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Магаданской области (ISIN RU000A0ZYL48) были опубликованы АКРА 26.04.2018.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Магаданской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Магаданской области (ISIN RU000A0ZYL48) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Магаданской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Магаданской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Магаданской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.