Кредитный рейтинг Новосибирской области (далее — Новосибирская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем относительной долговой нагрузки и стабильными показателями бюджетного профиля, характеризующегося умеренно высокой долей собственных доходов, при средних показателях развития экономики.

Новосибирская область входит в состав Сибирского федерального округа (СФО), граничит с Казахстаном. В Области проживает почти 2% населения РФ. На долю Региона приходится 1,5% совокупного валового регионального продукта (ВРП) регионов РФ. Новосибирская область — крупный научный центр СФО. Доля данного вида деятельности (деятельность профессиональная, научная и техническая) в структуре ВРП Области составляет порядка 5%.

Ключевые факторы оценки

Умеренно низкий уровень относительной долговой нагрузки. По оценке АКРА, соотношение долга Области и ее текущих доходов на конец 2021 года может превысить 30%, что соответствует умеренно низкому уровню риска. По состоянию на 01.08.2021 долг Области был представлен бюджетными кредитами со сроком погашения до 2034 года (58%) и облигациями (42%). Благодаря такой структуре долга расходы на его обслуживание необременительны для областного бюджета (соотношение усредненных1 процентных расходов и совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) в 2018–2022 годах составит менее 2%). В 2021 году Правительством Российской Федерации проведена реструктуризация бюджетного кредита, предоставленного Области в 2020 году в целях рефинансирования кредита Управления Федерального казначейства (УФК), что позволило снизить риски рефинансирования долговых обязательств. По состоянию на 01.08.2021 Региону до конца текущего года предстоит погасить (рефинансировать) 8% своих долговых обязательств, а в 2022 году — 11%. Риски рефинансирования долговых обязательств компенсируются значительными неиспользованными лимитами по открытым кредитным линиям, которые на указанную дату почти вдвое превышали объем долговых обязательств, подлежащих погашению в 2021–2022 годах.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Сбалансированный бюджет с умеренно высокой долей собственных доходов. Усредненная доля собственных доходов Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) за период с 2018 по 2022 год составит порядка 77%. В указанном периоде усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) составит 16%, а соотношение усредненных показателей модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов ожидается на уровне -3%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и указывают на потребность Области в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов. Усредненные капитальные расходы за указанный период составят более 20% совокупных расходов бюджета.

Законом об областном бюджете на 2021 год предусмотрено исполнение бюджета с дефицитом порядка 11 млрд руб., который планируется профинансировать за счет выпуска облигаций и привлечения банковских кредитов. За шесть месяцев 2021 года бюджет был исполнен с промежуточным профицитом 5 млрд руб., доходы областного бюджета увеличились на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, а расходы возросли на 21%.

Диверсифицированная экономика с высокоразвитыми транспортно-логистическим и научно-производственным сегментами. Первый из упомянутых сегментов заметно влияет на бюджет Региона и вносит ощутимый вклад в его экономику (порядка 15% ВРП и 10% налоговых доходов), второй же оказывает незначительное влияние, так как коммерциализация научно-технических разработок является длительным процессом. В 2016–2019 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 77% от среднестранового уровня при безработице, превышающей среднероссийский показатель. В 2020 году среднемесячная заработная плата превысила региональный прожиточный минимум более чем в три раза. В 2010–2019 годах численность населения Области ежегодно росла на 0,2–0,8%.

Ключевые допущения

  • увеличение ННД в 2021 году на 15% по сравнению с 2020–м;

  • исполнение бюджета в 2021 году с дефицитом менее 8% ННД Области;

  • сохранение консервативной долговой политики.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост уровня ликвидности бюджета;

  • достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов ниже 30%;

  • использование долгосрочных заимствований при управлении долговым портфелем.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • исполнение областного бюджета в 2021 году с дефицитом выше 10% ННД;

  • рост долговой нагрузки выше 40% текущих доходов Области;

  • существенное снижение уровня доступной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Новосибирская область, 34017 (ISIN RU000A0JWUV3), срок погашения — 03.10.2021, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA-(RU).

Новосибирская область, 34018 (ISIN RU000A0ZYBD3), срок погашения — 27.09.2022, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA-(RU).

Новосибирская область, 34019 (ISIN RU000A0ZZPB4), срок погашения — 15.10.2023, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA-(RU).

Новосибирская область, 34020 (ISIN RU000A1011Q3), срок погашения — 13.11.2024, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA-(RU).

Новосибирская область, 34021 (ISIN RU000A102895), срок погашения — 14.10.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA-(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Облигационные выпуски Новосибирской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Новосибирской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Новосибирской области и выпусков облигаций Новосибирской области (ISIN RU000A0JWUV3, RU000A0ZYBD3, RU000A0ZZPB4, RU000A1011Q3, RU000A102895) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Новосибирской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A0JWUV3, RU000A0ZYBD3) были опубликованы АКРА 09.11.2017, кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A0ZZPB4) — 15.10.2018, кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A1011Q3) — 14.11.2019, кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A102895) — 09.10.2020.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новосибирской области и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A0JWUV3, RU000A0ZYBD3, RU000A0ZZPB4, RU000A1011Q3, RU000A102895) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Новосибирской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Новосибирской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА оказывало правительству Новосибирской области дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.


Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.