Кредитный рейтинг Белгородской области (далее — Белгородская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки в совокупности со значительным объемом доступной ликвидности, позволяющим избежать привлечения заемного финансирования на капитальные цели и возможных рисков рефинансирования долга. Рейтинг ограничен зависимостью бюджета и экономики Региона от металлургического комплекса, а также прогнозным снижением объема баланса текущих операций в среднесрочном периоде.
Белгородская область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,5 млн человек (1% населения РФ), а объем ее валового регионального продукта (ВРП) за 2019 год составил 956 млрд руб. В 2020 году ВРП, по оценке Региона, составит 994 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Сбалансированные бюджетные показатели с умеренной потребностью в привлечении дополнительного финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2018–2022 годы составит 12%, при этом баланс текущих операций по итогам 2021 года останется положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Усредненное значение доли капитальных расходов в совокупных расходах за 2018–2022 годы составит порядка 18%, что, согласно методологии АКРА, соответствует высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы по большей части финансируются за свой счет.
Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 80% по итогам года, что выше аналогичного показателя 2020 года ввиду снижения объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета.
Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов станет отрицательным (-2%), что говорит о финансировании капитальных расходов в основном за счет доходов бюджета. Тем не менее может также потребоваться частичное использование накопленной ликвидности или привлечение незначительного объема дополнительного заемного финансирования.
За первое полугодие текущего года объем доходов бюджета Области в полтора раза превысил доходы за аналогичный период 2020–го. ННД бюджета за аналогичный период увеличились на 77% к прошлогоднему уровню: налог на прибыль вырос более чем в три раза, налоги на совокупный доход — на 60%, налоги на товары и услуги — на 13%. Безвозмездные поступления снизились на 14%, в том числе объем дотаций сократился на 36%. Расходы бюджета в первом полугодии 2021–го остались на уровне прошлого года, а промежуточный профицит бюджета составил более 32% ННД, или около 18,0 млрд руб. (годом ранее дефицит был равен 4,3 млрд руб.).
По прогнозу Области, в текущем году ННД Области могут вырасти на 28% при одновременном сокращении объема безвозмездных поступлений на 20% к показателям предыдущего года. Увеличение объема ННД ожидается в первую очередь в связи с ростом поступлений по налогу на прибыль, обусловленным благоприятной конъюнктурой на рынке металлов. Предполагается, что расходная часть бюджета увеличится на 15%. Ожидаемый дефицит в 3% ННД будет полностью профинансирован за счет свободной ликвидности.
Низкая долговая нагрузка с незначительными рисками рефинансирования в краткосрочной перспективе. На 01.08.2021 долг Белгородской области составлял 27,4 млрд руб., что на 5,1 млрд руб. меньше, чем на начало года. Снижение абсолютной величины долга в текущем году обусловлено погашением облигаций и списанием части гарантий Региона. Как и по состоянию на начало года, большую часть долга (61%) на 01.08.2021 формируют облигации, 33% долгового портфеля занимают бюджетные кредиты, оставшаяся часть приходится на государственные гарантии Области. Текущий график погашения долга Региона сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В ближайшие два года Области необходимо погасить или рефинансировать 20% долга, а до конца 2021 года погашению подлежат 1,4 млрд руб. (5% от общего объема долга Региона).
На конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 33%. АКРА ожидает снижение данного показателя по итогам 2021 года до 21%, что соответствует низкому уровню долговой нагрузки по методологии Агентства. Снижение уровня долговой нагрузки в текущем году связано как со значительным ожидаемым приростом ННД Области из-за получения сверхдоходов от металлургического комплекса, так и со снижением абсолютной величины долга.
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2018–2022 годы уровень процентных расходов не превысит 1,5% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
Объем доступной ликвидности может увеличиться благодаря росту налоговых поступлений. С начала 2021 года остатки на счетах Области практически вдвое превышали ежемесячные расходы бюджета. По состоянию на 01.08.2021 объем средств на счетах Региона превышал 33,5 млрд руб., что является наибольшей величиной за весь период наблюдений. По мнению АКРА, промежуточный профицит бюджета позволит Области продолжить накапливать средства в текущем году.
По данным на 01.07.2021, у Области отсутствует просроченная кредиторская задолженность. Белгородская область заключила договор c Управлением Федерального казначейства (УФК) о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатка средств в текущем году, но средства не привлекались в связи с отсутствием необходимости.
Умеренно диверсифицированная экономика с концентрацией на металлургическом комплексе. По расчетам АКРА, усредненный показатель доли налоговых поступлений от секторов добычи металлических руд и металлургического производства превысил 30% в 2017–2020 годах. За семь месяцев текущего года поступления от этих двух секторов сформировали порядка 57% налоговых поступлений Области, что указывает на рост зависимости ее бюджета от металлургического сектора в связи с конъюнктурными изменениями.
В 2016–2019 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 96% от среднестранового уровня. Безработица в Области не превышала 5% за период с 2016 по 2020 год. В 2020 году отмечался пик уровня безработицы на уровне 4,9%. По итогам минувшего года среднемесячная заработная плата превысила региональный прожиточный минимум более чем в три раза.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета в пределах параметров, прогнозируемых Областью;
-
финансирование прогнозного бюджетного дефицита за счет использования накопленной ликвидности;
-
сокращение абсолютной величины долга на 22% по итогам 2021 года к аналогичному показателю 2020–го.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост уровня диверсификации экономики;
-
сохранение положительного модифицированного бюджетного дефицита в среднесрочной перспективе;
-
сохранение величины операционного баланса на уровне выше 10% от объема текущих доходов.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
увеличение соотношения долга и текущих доходов выше 30%;
-
значительное сокращение доступной ликвидности бюджета.
Рейтинги выпусков
Белгородская область, 35011 (ISIN RU000A0JXTW1); срок погашения — 11.06.2024, объем эмиссии — 4 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34012 (ISIN RU000A100PP0); срок погашения — 05.08.2024, объем эмиссии — 2 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34013 (ISIN RU000A100Y84); срок погашения — 15.10.2024, объем эмиссии — 2 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34014 (ISIN RU000A101PA0); срок погашения — 16.05.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34015 (ISIN RU000A101RB4); срок погашения — 29.05.2025, объем эмиссии — 2,7 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34016 (ISIN RU000A1025F6); срок погашения — 18.09.2025, объем эмиссии — 4,5 млрд руб., — АA-(RU).
Обоснование. Перечисленные выше облигационные выпуски Белгородской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Белгородской области — AA-(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Белгородской области и облигационных выпусков Белгородской области (ISIN RU000A0JXTW1, RU000A100PP0, RU000A100Y84, RU000A101PA0, RU000A101RB4, RU000A1025F6) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Белгородской области и облигационных выпусков Белгородской области (ISIN RU000A0JXTW1, RU000A100PP0, RU000A100Y84, RU000A101PA0, RU000A101RB4, RU000A1025F6) были опубликованы АКРА 13.06.2017, 19.06.2017, 05.08.2019, 16.10.2019, 19.05.2020, 01.06.2020 и 18.09.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Белгородской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Белгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Белгородской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Белгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Белгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.