* Приведенная в настоящем отчете информация актуальна на 30.07.2021.
Компоненты кредитного рейтинга
|
|
Оценка экономического профиля |
|
Оценка экономического профиля1 |
3 |
Оценка финансового профиля |
|
Оценка финансового профиля2 |
7 |
Кредитный рейтинг |
BBB+(RU) |
Прогноз |
«Позитивный» |
1Оценка
присваивается по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
2Оценка
присваивается по шкале от 1 до 15 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
Пензенская область (далее — Пензенская область, Область, Регион) входит в состав Приволжского федерального округа и граничит с пятью регионами России. На территории Региона проживает 1,3 млн человек (около 0,9% населения РФ). Крупнейшие города: Пенза, Кузнецк и Заречный (40, 6 и 5% населения соответственно). В Регионе расположены две территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). По оценке Области, объем валового регионального продукта (ВРП) за 2020 год составил порядка 457 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Умеренные показатели развития экономики при диверсифицированной структуре налоговых поступлений. Экономика Пензенской области характеризуется умеренными показателями социально-экономического развития. В 2019 году ВРП на душу населения в Регионе составил 342 тыс. руб. Соотношение усредненных подушевого ВРП в Регионе и среднестранового показателя за период с 2015 по 2018 год составило 52%. В 2019 году ВРП Области в сопоставимых ценах увеличился на 3,1% и составил 449 млрд руб. (по итогам 2020 года Регион ожидает сокращения значения данного показателя до 430 млрд руб.), тогда как совокупный ВРП субъектов РФ вырос только на 1,6%. В течение последних десяти лет темпы прироста реального ВРП Области были положительными и опережали среднероссийские показатели. Исключением стал 2016 год, когда Область вошла в число регионов, столкнувшихся с проблемой рецессии, в связи с чем темпы роста ее ВРП временно отставали от среднероссийских.
Рисунок 1. Динамика реального ВРП Пензенской области в сравнении с динамикой совокупного ВРП субъектов РФ
Источник: Росстат, расчеты АКРА
Экономика Области характеризуется высокой степенью отраслевой диверсификации. Наибольшую долю ВРП Пензенской области по итогам 2019 года формировали предприятия обрабатывающей промышленности (17,0%). Вторую и третью по величине доли в структуре ВРП формировали сельское хозяйство (15%) и торговля (оптовая и розничная и ремонт транспортных средств (15%). Совокупно бюджетный сектор также занимает значительную долю в структуре ВРП Области — по итогам 2019 года она составила 16,3% ВРП Региона.
Рисунок 2. Структура ВРП Пензенской области, 2019 год
Источник: Росстат, расчеты АКРА
По итогам 2019 года промышленные отрасли совокупно сформировали 20% ВРП Региона. Индекс промышленного производства (ИПП) в 2020 году вырос на 7,3% относительно 2019 года, за пять месяцев 2021 года рост данного показателя составил 17,9% к соответствующему периоду предыдущего года. В структуре промышленности наибольшая доля приходится на сектор обрабатывающей промышленности — 89,3% в 2020 году. За пять месяцев 2021 года ИПП данного сектора вырос на 17,8% в годовом сопоставлении.
Сектор обрабатывающей промышленности в Регионе достаточно диверсифицирован. В структуре обрабатывающих производств лидирует производство пищевых продуктов, (31,6% объема отгруженной продукции в 2020 году), также значимые доли приходятся на производство компьютеров, электронных и оптических изделий (10,9%) и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (9,0%).
Отраслевая структура налоговых поступлений близка к структуре ВРП. За последние четыре года наибольшая доля налоговых поступлений в бюджет Области (усредненная доля за 2017–2020 годы — 23,5%) приходилась на обрабатывающие производства. Наряду с обрабатывающими производствами значимые доли в налоговых поступлениях приходятся на оптовую и розничную торговлю (13,6%), а также на государственный сектор, доля которого за аналогичный период составляла порядка 24% налоговых доходов Области.
Деятельность крупнейших предприятий Пензенской области в основном связана с торговлей. По итогам 2020 года шесть из десяти крупнейших по выручке предприятий были заняты в этой сфере.
Таблица 1. Крупнейшие по выручке предприятия, зарегистрированные в Пензенской области, 2020 год
Предприятие |
Вид деятельности |
Выручка, млн руб. |
Чистая прибыль, млн руб. |
ООО «Новые Фермы» |
Торговля оптовая мясом |
23 659 |
12 |
ООО «ПензаМолИнвест» |
Выращивание сельскохозяйственной птицы на мясо |
21 033 |
553 |
АО «Пензанефтепродукт» |
Торговля розничная моторным топливом |
19 404 |
839 |
ООО «ГИФТ» |
Торговля оптовая напитками |
16 680 |
96 |
ООО «Альфа Пенза» |
Торговля розничная алкогольными напитками |
16 465 |
410 |
ООО «Лабиринт» |
Торговля розничная напитками |
16 177 |
597 |
ООО «ТНС энерго Пенза» |
Торговля электроэнергией |
14 004 |
66 |
АО «Васильевская Птицефабрика» |
Разведение сельскохозяйственной птицы |
11 723 |
1 210 |
ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» |
Торговля газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям |
10 918 |
(-212) |
ООО ТБ «Стандарт» |
Торговля оптовая прочими строительными материалами и изделиями |
10 323 |
264 |
Источник: СПАРК-Интерфакс
Отношение усредненных средней номинальной начисленной заработной платы к региональному прожиточному минимуму демонстрирует тенденцию к росту — 3,1 в 2020 году по сравнению с 2,8 в 2017-м.
По итогам 2020 года усредненный за четыре последних года уровень безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ, в Области составил 4,8%, что ниже среднестранового уровня (5,8%).
Демографическая ситуация в Регионе в 2010–2020 годах характеризуется миграционным оттоком (за исключением 2014 года) и естественной убылью населения, в результате чего среднегодовая численность населения в указанном периоде устойчиво снижалась в среднем на 0,7% ежегодно.
Рисунок 3. Динамика и факторы изменения численности населения Пензенской области, 2010–2020 годы
Источник: Росстат
Стабильные показатели бюджетного профиля. В 2020 году совокупные доходы Области выросли на 22% относительного предыдущего года и составили 71 млрд руб. Основной причиной роста стало увеличение безвозмездных поступлений в 1,5 раза за аналогичный период. Рост налоговых и неналоговых доходов (ННД) был менее значительным — 4%. Вместе с тем совокупные расходы также демонстрировали рост (21%), что привело к исполнению регионального бюджета с небольшим дефицитом на уровне 0,4% ННД (142 млн руб.).
В законе об областном бюджете на 2021 год запланирован незначительный рост ННД Региона к предыдущему году на уровне 5%, но, несмотря на это, совокупные доходы бюджета сократятся на 6%, что в основном связано со снижением безвозмездных поступлений на 27%. Регион также прогнозирует снижение совокупных расходов на 6%, в связи с чем планируется исполнение бюджета с минимальным дефицитом (на уровне 0,01% ННД).
Однако за шесть месяцев 2021 года рост ННД Региона составил 33% относительно аналогичного периода 2020 года и 21% относительно шести месяцев 2019 года. Основное влияние на динамику ННД оказало увеличение поступлений по налогу на прибыль организаций почти в два раза относительно аналогичного периода предыдущего года. За пять месяцев 2021 года увеличение произошло главным образом за счет роста поступлений от обрабатывающей промышленности (2,8 раза), строительства (2,2 раза), оптовой и розничной торговли (1,6 раза), а также в финансовой и страховой деятельности (1,5 раза). Наиболее значимое сокращение поступлений по налогу на прибыль организаций пришлось на транспортировку и хранение (1,5 раза). Также причиной положительной динамики доходной части бюджета в первом полугодии 2021 года стал рост других видов налоговых поступлений: по налогам на совокупный доход — на 54%, налогам на имущество — на 16%, налогам на доходы физических лиц (НДФЛ) — на 14%, налогам на товары и услуги — на 13%. Объем безвозмездных поступлений в рассматриваемом периоде сократился на 4%.
Совокупные расходы бюджета Области за шесть месяцев 2021 года выросли на 4% относительно аналогичного периода предыдущего года. Данная динамика в основном связана с ростом расходов на социальную политику и образование на 20 и 10% соответственно. Сдерживающее влияние на рост совокупных расходов оказало снижение в части предоставления межбюджетных трансфертов общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (на 23%). Таким образом, по итогам первого полугодия текущего года бюджет был исполнен с профицитом в размере 11% ННД.
Если в 2021 году совокупные расходы бюджета вырастут на 1% и более при одновременном (запланированном) сокращении совокупных доходов на 6%, это приведет к исполнению бюджета с дефицитом (от 14% ННД), который будет профинансирован преимущественно заемными средствами.
Однако если во второй половине 2021 года темпы роста совокупных доходов продолжат опережать динамику совокупных расходов, это положительно отразится на значениях баланса текущих операций и усредненного модифицированного бюджетного дефицита, что, в свою очередь, может привести к сокращению долговой нагрузки и/или накоплению остатков на счетах бюджета. Исполнение бюджета при реализации такого сценария может привести к повышению кредитного рейтинга.
В случае исполнения бюджета на запланированном уровне усредненный за период 2017–2021 годов показатель соотношения баланса текущих операций и текущих доходов возрастет до 9,7% (на 1,5 п. п.), а соотношение усредненных за период 2017–2021 годов модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов останется прежним и составит 0,8%.
Бюджет Области характеризуется умеренно высокой долей собственных доходов. Усредненная доля ННД в доходах (без учета субвенций) стабильна. На период с 2017 по 2021 год Агентством прогнозируется незначительное увеличение показателя до 62%. Данный показатель стабильно превышал 60% за исключением 2020 года, когда федеральный центр оказывал Региону поддержку в целях борьбы с пандемией COVID-19 (усредненный за период с 2017 по 2020 год показатель составил 59%).
В структуре налоговых поступлений преобладают наиболее стабильные виды налогов: доля поступлений по НДФЛ в среднем составляет порядка 32% ННД, по налогу на товары и услуги — около 22%, по налогу на имущество — 14%. Поступления по налогу на прибыль также формируют значимую долю ННД — 19%. Такая структура ННД свидетельствует о высокой стабильности налоговых поступлений регионального бюджета.
Рисунок 4. Динамика ННД бюджета Пензенской области, млн руб.Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА
Для отдельных видов налоговых поступлений характерна различная отраслевая структура: за пять месяцев 2021 года по НДФЛ лидируют поступления от предприятий государственного сектора (36%), обрабатывающих производств (24%), оптовой и розничной торговли (13%), а также от сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства, рыбоводства (7%); по налогу на прибыль организаций — от обрабатывающих производств (45%), торговли оптовой и розничной (20%), а также от транспортировки и хранения (4%); по налогу на имущество организаций — от предприятий государственного сектора (23%), сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства, рыбоводства (18%), а также от транспортировки и хранения (18%).
Рисунок 5. Отраслевая структура налоговых доходов Пензенской области, пять месяцев 2021 года
Источник: ФНС, расчеты АКРА
Безвозмездные поступления в 2016–2019 годах демонстрировали разнонаправленную динамику. Так, в 2016–2017 годах отмечалось сокращение безвозмездных поступлений на 2 и 6% соответственно, а в 2018–2020 годах наблюдался рост указанного показателя (в 2018-м — на 39%, в 2019-м — на 9%; в 2020-м — на 49%). Рост данного показателя был обусловлен поддержкой федерального центра, предоставленной в целях борьбы с пандемией. В 2021 году, согласно закону о бюджете на текущий год, безвозмездные поступления снизятся на 17%.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в 2017–2021 годах находится на умеренно высоком уровне — 17%. За счет собственных доходов Области финансируется порядка половины капитальных расходов. АКРА рассматривает данные расходы в качестве возможного резерва для сокращения расходов бюджета в случае критического снижения его доходной части.
Регион ведет сбалансированную бюджетную политику: с 2016 по 2018 год бюджет исполнялся с небольшим профицитом — до 2% ННД. В 2019 году Регион исполнил бюджет с дефицитом в размере 2% ННД, в 2020-м — с дефицитом в 0,4% ННД.
Снижение рисков рефинансирования. Долговая нагрузка Пензенской области характеризуется умеренно низким уровнем. В течение 2020 года размер государственного долга Области практически не изменился. Объем предоставленных гарантий сократился на 5 млн руб., а также были погашены банковские кредиты на сумму 400 млн руб. Однако в этом же году Региону был предоставлен бюджетный кредит для рефинансирования бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджета Области (далее — кредит УФК) на 400 млн руб.
По состоянию на 01.01.2021 долг Региона составил 20 млрд руб. и в основном был представлен банковскими (53%) и бюджетными (47%) кредитами. Выданные Регионом гарантии составляли 0,024% его долгового портфеля. Портфель банковских кредитов не диверсифицирован и в 2021 году полностью сформирован кредитами от ПАО Сбербанк. На 01.07.2021 объем и структура долга относительно начала 2021 года также остались без изменений, кроме предоставленных Регионом гарантий, сократившихся на 1 млн руб.
Если совокупные расходы бюджета увеличатся на 1% при сохранении доходной части на запланированном уровне, государственный долг Региона может вырасти минимум на 21%. Однако если Регион продолжит придерживаться сбалансированной бюджетной политики, то, в соответствии с законом о бюджете на текущий год, государственный долг может сократиться на 5%.
Рисунок 6. Структура государственного долга Пензенской области, млн руб.
Источник: Минфин России, Пензенская область, расчеты АКРА
Государственный долг Области в настоящее время отличается плавным графиком погашения. На начало 2020 года график погашения был неравномерным: основной объем погашения (7,5 млрд руб., или 38% совокупного объема госдолга) приходился на 2021 год. В этой связи в марте 2020 года Область рефинансировала обязательства по банковским кредитам, одновременно сократив размер процентных платежей. В оставшийся период 2021 года Региону предстоит погасить 0,8 млрд руб. (4% объема долга). В 2022–2024 годах Пензенской области предстоит выплачивать не более 26% долга ежегодно с учетом старого графика реструктуризации бюджетных кредитов. Таким образом, доля краткосрочного долга является минимальной.
По ожиданиям АКРА, в 2021 году будет реализован ряд правительственных мер, которые позволят Региону реструктуризировать бюджетный кредит, выданный ему в конце 2020 года. В результате график погашения госдолга Области станет более плавным.
Рисунок 7. График погашения государственного долга Пензенской области существенно улучшается, млн руб.
Источник: Пензенская область, расчеты АКРА
На начало 2021 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 31,5%. По итогам текущего года, по прогнозу АКРА, данный показатель вырастет до 44% в связи с возможным сокращением ННД. Процентные расходы для Региона необременительны: усредненный уровень процентных расходов в 2017–2021 годах составит порядка 1% усредненных совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
Совокупный долг муниципальных образований за период с 2016 по 2020 год не превышал 6,8 млрд руб., что в среднем эквивалентно 69% их собственных доходов.
По данным, предоставленным Областью, случаи просрочки платежей по долговым и косвенным долговым обязательствам в течение последних пяти лет не допускались. АКРА не располагает сведениями о наличии случаев предоставления Региону экстренной помощи из вышестоящего бюджета с целью погашения займов.
Кредиторская задолженность на 01.06.2021 выросла на 73% относительно начала года, однако прирост в абсолютном выражении несущественный — 61,5 млн руб. Просроченная кредиторская задолженность на указанную дату отсутствовала. Финансовый долг предприятий госсектора на конец марта 2021 года составил 190 млн руб., просроченная кредиторская задолженность указанных предприятий — 43 млн руб.
Низкий уровень собственной ликвидности. Регион характеризуется низким уровнем ликвидности. На 01.07.2021 объем остатков на бюджетных и депозитных счетах Области составил 1,5 млрд руб. Объем указанных остатков на 25% покрывает размер среднемесячных расходов Области за 12 последних месяцев, а также 8% ее государственного долга.
Рисунок 8. Баланс ликвидности3 Пензенской области
Источник: Пензенская область, Федеральное казначейство, расчеты АКРА
3 Соотношение остатков денежных средств на счетах на начало месяца и расходов бюджета в предстоящем месяце.
Область имеет возможность привлекать кредиты УФК в целях финансирования части прогнозируемых кассовых разрывов в середине года. Использование кредитов, предоставленных УФК, в совокупности с привлечением банковских кредитов не оказывает существенного влияния на процентные расходы.
Ключевые допущения
сохранение усредненного соотношения баланса текущих операций и текущих доходов в пределах от 5 до 10%;
снижение совокупных доходов бюджета Области на 6% относительно показателей 2020 года при росте ННД на 5% и снижении безвозмездных поступлений на 17%;
сохранение долговой нагрузки в 2021 году на умеренно низком уровне;
сохранение социально-экономических показателей на текущем уровне.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
устойчивый рост ликвидности бюджета;
сокращение долговой нагрузки;
положительная динамика доходов, опережающая темп роста расходов;
сохранение усредненного модифицированного бюджетного дефицита на положительном уровне.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
значительное снижение ННД относительно 2020 года;
существенное ухудшение графика погашения государственного долга;
снижение доли собственных доходов бюджета.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Рейтинговая история
30.07.2021 — BBB+(RU), прогноз «Позитивный».
10.02.2021 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный».
18.08.2020 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный».
28.02.2020 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный».
09.09.2019 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный».
21.03.2019 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный».
20.09.2018 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный».
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Пензенской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Пензенской области был опубликован АКРА 20.09.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Пензенской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Пензенской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Пензенской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Пензенской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.
ПРиложение
Таблица 1. Сводные экономические показатели
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
26 238 |
28 968 |
30 765 |
32 766 |
Среднегодовой прожиточный минимум, руб. |
9 345 |
9 527 |
10 117 |
10 288 |
ВРП на душу населения, руб. |
281 370 |
310 239 |
342 251 |
|
ВРП, млн руб. |
376 076 |
411 029 |
448 976 |
|
Безработица, % |
4,5% |
4,4% |
4,3% |
5,1% |
Темп прироста ВРП (в текущих ценах) |
5,0% |
9,3% |
9,2% |
|
Темп прироста ВРП (в постоянных ценах) |
2,1% |
3,2% |
3,1% |
|
Таблица 2. Сводные бюджетные показатели, млн руб.
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 (оценка АКРА) |
Доходы бюджета |
47 660 |
55 930 |
58 126 |
71 147 |
67 056 |
ННД |
32 288 |
34 553 |
34 825 |
36 386 |
38 100 |
Налог на прибыль организаций |
6 775 |
6 771 |
6 393 |
6 583 |
7 550 |
НДФЛ |
9 821 |
10 864 |
11 410 |
12 404 |
12 735 |
Налоги на товары (включая акцизы) |
7 757 |
7 964 |
7 521 |
7 780 |
8 081 |
Налоги на совокупный доход |
2 333 |
2 788 |
3 256 |
3 246 |
3 353 |
Налоги на имущество |
4 625 |
5 150 |
5 190 |
5 211 |
5 242 |
Иные ННД |
977 |
1 016 |
1 055 |
1 162 |
1 139 |
Безвозмездные поступления |
15 373 |
21 377 |
23 301 |
34 762 |
28 956 |
Расходы бюджета |
47 526 |
55 523 |
58 735 |
71 289 |
72 210 |
Текущие расходы |
43 787 |
49 554 |
46 236 |
59 598 |
59 598 |
Расходы капитального характера |
2 872 |
5 063 |
11 621 |
10 868 |
12 065 |
Процентные расходы |
867 |
906 |
877 |
823 |
547 |
Дефицит (-) / профицит |
135 |
407 |
(-)609 |
(-)142 |
(-)5 154 |
Текущие доходы |
46 825 |
54 279 |
52 476 |
63 671 |
59 961 |
Баланс текущих операций |
3 039 |
4 726 |
6 239 |
4 073 |
362 |
Модифицированный бюджетный дефицит |
704 |
222 |
(-)47 |
659 |
(-)4 921 |
Источник: Пензенская область, расчеты АКРА
Таблица 3. Бюджетные коэффициенты
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов |
5,7% |
7,4% |
10,0% |
8,2% |
7,4% |
Усредненное соотношение ННД и совокупных доходов (за вычетом субвенций) |
69,4% |
67,3% |
65,3% |
59,4% |
61,6% |
Усредненная доля капитальных расходов |
7,1% |
8,5% |
15,1% |
15,9% |
16,9% |
Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов |
0,2% |
0,4% |
0,2% |
0,7% |
(-)1,5% |
Источник: Пензенская область, расчеты АКРА
Таблица 4. Сводные показатели долговой нагрузки
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 (оценка АКРА) |
Совокупный объем долга, млн руб. |
20 226 |
20 209 |
20 051 |
20 046 |
24 174 |
Облигации, млн руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
Банковские кредиты, млн руб. |
10 295 |
10 703 |
10 960 |
10 560 |
15 502 |
Бюджетные кредиты, млн руб. |
9 898 |
9 489 |
9 081 |
9 481 |
8 673 |
Государственные гарантии, млн руб. |
33 |
16 |
10 |
5 |
- |
Краткосрочный долг, млн руб. |
|
3 425 |
414 |
822 |
813 |
Доля краткосрочного долга в совокупном долге |
|
16,9% |
2,1% |
4,1% |
4,1% |
Источник: Пензенская область, расчеты АКРА
Таблица 5. Коэффициенты долговой нагрузки и ликвидности бюджета
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 (оценка АКРА) |
Соотношение долга и текущих доходов |
43,2% |
37,2% |
38,2% |
31,48% |
40,32% |
Соотношение долга и ВРП |
5,8% |
5,4% |
4,9% |
4,7% |
5,0% |
Соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом субвенций) |
2,2% |
1,9% |
1,7% |
1,4% |
1,2% |
Коэффициент ликвидности |
|
14,2% |
39,5% |
23,0% |
12,9% |