Кредитный рейтинг Нижнего Новгорода (далее — Нижний Новгород, Город) обусловлен сравнительно высокими показателями развития экономики и ограниченной гибкостью бюджетных расходов.

Изменение прогноза по кредитному рейтингу Нижнего Новгорода обусловлено ожиданием изменения графика погашения долга в связи с планируемым замещением части коммерческого долга долгосрочным бюджетным кредитом, а также изменением уровня ликвидности бюджета, который может последовать за упомянутым замещением.

Нижний Новгород — административный центр Нижегородской области и Приволжского федерального округа (ПФО). Пятый по численности населения город России (более 1,25 млн человек). Нижний Новгород — крупный транспортный узел ПФО и один из крупнейших промышленных центров России.

Ключевые факторы оценки

Вероятное снижение рисков рефинансирования до конца текущего года. График погашения долга неравномерен по причине регулярного использования краткосрочных банковских кредитов. На 01.08.2021 доля кредитов банков составляла 64% долга, а срок их погашения — 2021–2022 годы. Еще 32% долга были представлены облигациями, оставшаяся доля приходилась на бюджетные кредиты. До конца 2021 года Городу предстоит погасить (рефинансировать) значительный объем долга — 46,6%, в 2022–м — 53%.

Текущая версия Решения о бюджете Города предусматривает размещение облигационного займа, а также получение бюджетного кредита от Области сроком до пяти лет в рамках реструктуризации рыночного долга. АКРА ожидает, что это позволит снизить риски рефинансирования, улучшить график погашения долга и, вероятно, улучшить показатели ликвидности бюджета Города.

Ожидаемая АКРА долговая нагрузка на бюджет Города на конец текущего года — 46% его текущих доходов (или 80,5% налоговых и неналоговых доходов, ННД). Значительная разница в показателях объясняется большим объемом доходов в виде трансфертов, традиционно характерных для бюджетов муниципальных образований (МО).

Процентные расходы необременительны: ежегодно они не превышают 4% расходов без учета субвенций.

Нижний Новгород практикует заключение лизинговых договоров для приобретения транспортных средств, что может рассматриваться как косвенная долговая нагрузка.

Ограниченная гибкость бюджетных расходов обусловлена зависимостью от вышестоящего бюджета. В 2021 году ожидается рост ННД Города на 10%, в том числе поступления от налогов на совокупный доход (НСД) увеличатся на 47%. Такой рост обусловлен увеличением налогооблагаемой базы и тем фактом, что с октября 2019 года в бюджет Города зачисляется 20% налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Динамика остальных видов ННД не превысит 10–12%.

За семь месяцев 2021 года ННД Города выросли на 23,5%. Половина прироста пришлась на НСД, более четверти — на НДФЛ.

Динамика трансфертов в 2021 году определяется, помимо прочего, процессом подготовки к празднованию 800-летия Города. В 2020 году объем трансфертов вырос на 20%, плановый рост в 2021 году составляет 15%. За семь месяцев 2021 года безвозмездные поступления увеличились на 7%.

С 2017 года бюджет Города исполняется с дефицитом. Плановый дефицит текущего года — 11% ННД, промежуточный результат семи месяцев текущего года — незначительный дефицит.

Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в 2018–2022 годах составит 12,3%, годом ранее показатель был на уровне 9,4%. На протяжении всего исследуемого периода баланс текущих операций Города положителен.

Усредненная доля ННД (без учета субвенций) в 2018–2022 годах составит 63%, что является достаточно высоким показателем для МО. Усредненное значение соотношения капитальных расходов и совокупных расходов находится на высоком уровне — 45%, однако в значительной мере обеспечивается трансфертами.

Сравнительно высокие показатели развития экономики. Нижний Новгород — один из крупнейших промышленных центров ПФО. Средняя номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций в Городе почти в четыре раза превышает прожиточный минимум Нижегородской области. Безработица, рассчитываемая по методологии Международной организации труда, в Нижегородской области находится на низком уровне.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по виду деятельности «обрабатывающие производства» по крупным и средним организациям за 2020 год снизился на 2,1% относительно 2019–го, что может быть вызвано последствиями пандемии коронавируса.


1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Ключевые допущения

  • стабильность бюджетной политики Нижегородской области в части распределения поступлений от НДФЛ и части налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

  • сохранение на достаточном уровне отношения баланса текущих операций и текущих доходов;

  • сохранение практики заключения лизинговых договоров для финансирования развития транспортной инфраструктуры Города.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • значительный рост ликвидности бюджета;

  • опережающий темпы роста расходов рост доходов Города;

  • рефинансирование текущей доли краткосрочного долга долгосрочными финансовыми инструментами;

  • изменение долговой политики в пользу привлечения долгосрочных финансовых инструментов.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение доли ННД бюджета в связи с недополучением собственных доходов;

  • изменение областного законодательства в отношении распределения НДФЛ, а также части налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в пользу Нижегородской области;

  • рост текущих расходов бюджета Города, не сопровождающийся ростом доходов;

  • рост долговой нагрузки на бюджет Города.

Рейтинги выпусков

Нижний Новгород, 34002 (ISIN RU000A0ZYJ00); срок погашения — 05.12.2022, объем эмиссии — 5 млрд руб., — A-(RU).

Обоснование. Указанный выше облигационный выпуск Нижнего Новгорода, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Нижнего Новгорода — A-(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Нижнего Новгорода и выпуска облигаций Нижнего Новгорода (ISIN RU000A0ZYJ00) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Нижнего Новгорода был опубликован АКРА 21.11.2017, муниципальных ценных бумаг Нижнего Новгорода (ISIN RU000A0ZYJ00) — 29.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Нижнего Новгорода, а также кредитного рейтинга муниципальных ценных бумаг Нижнего Новгорода (ISIN RU000A0ZYJ00) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Нижним Новгородом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Нижнего Новгорода принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Нижнего Новгорода дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.