Кредитный рейтинг государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее — Внешэкономбанк, ВЭБ) присвоен на уровне финансовых обязательств Правительства Российской Федерации, что обусловлено очень высокой вероятностью оказания Внешэкономбанку экстраординарной поддержки органами власти по причине очень высокой системной значимости для российской экономики и определяющего влияния государства на кредитоспособность ВЭБа. Собственная кредитоспособность Внешэкономбанка не является фактором, влияющим на его кредитный рейтинг.

Внешэкономбанк не является коммерческим банком, его деятельность регулируется специальным законом №82-ФЗ «О банке развития», вступившим в силу 4 июня 2007 года. Согласно меморандуму о финансовой политике, Внешэкономбанк предоставляет кредиты, гарантии и поручительства по проектам, срок окупаемости которых превышает пять лет, а общая стоимость — более 2 млрд руб.

АКРА ожидает, что в сценарии системного экономического стресса и (или) в случае существенного ухудшения собственной кредитоспособности Правительство РФ предоставит достаточный объем экстраординарной поддержки в форме капитала или ликвидности для удовлетворения требований кредиторов. Это основывается на указанных ниже предпосылках.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Очень высокая системная значимость. Внешэкономбанк является институтом развития, который в соответствии с определенным законом мандатом выполняет уникальную функцию финансирования стратегически значимых инвестиционных проектов, которую в силу повышенного уровня риска и фактора регулирования не могут выполнять коммерческие банки. Масштаб операций ВЭБа существенный в рамках российской экономики: активы составляют порядка 22% расходов бюджета на 2017 год. Мы полагаем, что в настоящее время отсутствует возможность передачи функций Внешэкономбанка другим государственным или частным организациям.

По мнению АКРА, сценарий дефолта ВЭБа сопряжен для государства с очень существенными потерями бюджетных средств: как с прямыми (563 млрд руб., размещенными во Внешэкономбанке по состоянию на 31.03.2017), так и с косвенными (через приостановление финансирования, а в отдельных случаях — реализации приоритетных инфраструктурных проектов федерального значения). Кроме того, по мнению АКРА, дефолт ВЭБа будет сопряжен с существенными репутационными потерями Правительства РФ вследствие снижения доверия инвесторов и кредиторов государственного сектора экономики в различных отраслях.

Очень сильное влияние государства на кредитоспособность. ВЭБ создан в 2007 году на основании и в порядке, установленном Федеральным законом №82-ФЗ.

К другим факторам очень сильных связей ВЭБа с государством АКРА относит (1) законодательный иммунитет от установленной процедуры банкротства; (2) готовность государства оказать экстраординарную поддержку через законодательно определенные бюджетные механизмы — предусмотренные в бюджете на 2017–2019 годы расходы на докапитализацию в размере 150 млрд руб. ежегодно; (3) существенный объем финансовой поддержки, фактически оказанной за период 2007–2017 годов (порядка 865 млрд руб.), в том числе экстраординарной, оказанной достаточно оперативно в период напряженной ситуации с ликвидностью Внешэкономбанка в 2016 году.

Уровень собственной кредитоспособности Внешэкономбанка зависит от государственного финансирования и эффективности реализации новой стратегии развития. Смена управленческой команды Внешэкономбанка и переосмысление государством роли ВЭБа привело к утверждению в декабре 2016 года новой стратегии развития (до 2021 года), предполагающей фокус на инвестиции в инфраструктурные проекты «догоняющего развития», промышленность высоких переделов, проекты в высокотехнологичной сфере, перевод ОПК на гражданскую продукцию, поддержку несырьевого экспорта. Насколько мы понимаем, ключевые задачи новой команды на среднесрочную перспективу таковы: (1) оптимизация организационной структуры и повышение операционной эффективности; (2) реструктуризация «старого» портфеля проблемных кредитов; (3) продажа дочерних обществ, не соответствующих стратегическому фокусу (прежде всего Связь-Банка, Глобэкса и Проминвестбанка на Украине).

Мы полагаем, что с учетом сложности и комплексности «старого» портфеля проблемной задолженности, а также слабой экономической динамики, ощутимая отдача от работы по реструктуризации данного портфеля возможна скорее в долгосрочной перспективе. Эффективность работы по «новым» принципам и направлениям будет прежде всего зависеть от качества выстраиваемого инвестиционного процесса и действенности внутренних и внешних механизмов снижения рисков. Финансовые показатели деятельности Внешэкономбанка на горизонте действия новой стратегии также будут зависеть от объемов финансирования «специальных» проектов и уровня компенсации потерь по ним со стороны государства.

Мы отмечаем слабые, но постепенно улучшающиеся финансовые показатели ВЭБа. Уровень проблемной задолженности (просроченной и индивидуально обесцененной) остается высоким (37,9% от кредитов клиентов и чистых инвестиций в лизинг по состоянию на конец 2016 года), однако этот риск в значительной степени компенсируется покрытием резервами, которое за 2016 год выросло с 50 до 71%. После значительного убытка (112 млрд руб.) в 2016 году Внешэкономбанк зафиксировал прибыль в объеме 14,1 млрд руб. по итогам первого квартала 2017 года. С учетом продолжающегося периода трансформации стабильность финансового результата связана с некоторой степенью неопределенности. Мы отмечаем рост достаточности капитала ВЭБа до 15,2% в первом квартале 2017 года и полагаем, что он будет находиться в диапазоне 14,5–16% в ближайшие 12–18 месяцев вследствие: (1) запланированных вливаний в капитал со стороны государства; (2) снижения либо незначительного роста объема взвешенных по риску активов.

Пик погашения публичного долга приходится на 2018 год (около 169 млрд руб.). С учетом заложенного в бюджет финансирования, высокой вероятности дополнительной финансовой поддержки со стороны государства и собственных возможностей финансового института, в отсутствие серьезных внешних шоков мы не ожидаем проблем с выполнением этих обязательств.

Ключевые допущения

  • достаточность объемов государственной поддержки для расчетов с кредиторами в ближайшие годы;
  • развитие в рамках принятой в конце 2016 года стратегии до 2021 года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию может привести:

  • существенное снижение уровня системной значимости ВЭБа для экономики РФ.

Компоненты рейтинга

  • Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): отсутствует.
  • Корректировки: отсутствуют.
  • Поддержка: паритет с РФ.

Рейтинги выпусков

Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. Для определения отдельных факторов собственной кредитоспособности использовались элементы Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации.

Кредитный рейтинг был присвоен Внешэкономбанку впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты совершения рейтингового действия (10.07.2017).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Внешэкономбанком, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности Внешэкономбанка по МСФО и управленческой отчетности Внешэкономбанка. Кредитный рейтинг является запрошенным, Внешэкономбанк принимал участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Внешэкономбанка, не выявлены.

АКРА оказывало Внешэкономбанку дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Валерий Пивень
Управляющий директор - руководитель группы рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 93
Иван Пестриков
Заместитель директора, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 80, доб. 135
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.