Кредитный рейтинг Тверской области (далее — Тверская область, Область, Регион) обусловлен сбалансированной бюджетной политикой и прогнозируемым уровнем государственного долга без существенных рисков рефинансирования. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают умеренные показатели развития экономики.

Прогноз по кредитному рейтингу Тверской области отражает ожидание стабилизации капитальных расходов на сравнительно высоком уровне при высоком (и непрерывно растущем) запасе ликвидности. Высокий уровень капитальных расходов в некоторых случаях может рассматриваться как резерв для сокращения расходов, а запас ликвидных средств позволит Региону не наращивать долговую нагрузку в случае необходимости финансировать дефицит бюджета.

Тверская область расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО). В Регионе проживает почти 1% населения РФ и создается 0,5% суммарного российского валового регионального продукта (ВРП). В 2019 году ВРП Области достиг 485 млрд руб. Тверская область ежегодно занимает второе место (после Москвы) по объему произведенной электроэнергии среди субъектов ЦФО — 16% всей электроэнергии ЦФО по данным 2020 года.

Ключевые факторы оценки

Накопленная ликвидность позволит Региону финансировать дефицит бюджета и погашать долг в течение ближайших двух лет. Последние четыре года среднее значение остатков на счетах постоянно росло и в 2020 году составило 8,8 млрд руб., или 138% среднемесячных расходов. В текущем году тенденция сохранилась. Объем остатков на счетах Области на начало 2021 года был эквивалентен половине ее долга, а в течение года периодически превышает его значение, учитывая частичное погашение долга.

В управлении ликвидностью Тверская область использует средства бюджетных и автономных государственных учреждений. Кредит Управления Федерального казначейства (УФК) привлекался в декабре 2020 года и был рефинансирован бюджетным кредитом, срок погашения которого продлен до 2029 года.

Прогнозируемый уровень государственного долга без существенных рисков рефинансирования. Долговая нагрузка на бюджет Тверской области является умеренно низкой: на конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 31%. Дальнейшая динамика показателя будет зависеть от политики Региона по управлению накопленными остатками на счетах. Базовый сценарий АКРА предполагает, что Область будет финансировать дефицит бюджета текущего года за счет использования остатков на счетах, а соотношение долга и текущих доходов на конец года составит 31%, а на конец 2022 года окажется на уровне 32%. В случае привлечения дополнительного объема долга для финансирования дефицита оценка АКРА в отношении долговой нагрузки Области в среднесрочном периоде не изменится.

На 01.09.2021 долг Области составил 15,9 млрд руб. и был полностью представлен бюджетными кредитами. Тверская область не принимает участия в реструктуризации коммерческого долга по причине его низкого значения на начало текущего года.

Риски рефинансирования долга Области оцениваются как низкие. Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный1 уровень процентных расходов в 2018–2022 годах составит менее 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Сбалансированная бюджетная политика, направленная на сдерживание темпов роста расходов бюджета. Бюджет Области характеризуется достаточно высокой долей налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в составе доходов. Усредненная доля ННД Региона в общем объеме его доходов без учета субвенций за период с 2018 по 2022 год составит 76%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в указанный период окажется на уровне 6%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов в 2021 году будет равно -2%. Комбинация этих показателей свидетельствует о достаточности текущих доходов Области для покрытия текущих расходов, тогда как при финансировании капитальных расходов может возникать необходимость привлечения заемных средств или использования накопленной ликвидности.

В 2021 году Область ожидает снижение поступлений по налогу на прибыль на 10%, по налогам на совокупный доход — на 2%. Остальные поступления возрастут, а ожидаемый прирост ННД составит 7%. По итогам восьми месяцев текущего года прирост ННД составил 14%, в том числе поступления по налогу на прибыль выросли на 2%, а по налогам на совокупный доход — на 43%. Совокупные расходы при этом увеличились на 8%, а промежуточный профицит составил 5 млрд руб., более чем вдвое превысив результат восьми месяцев 2020 года и оказавшись почти на том же уровне, что и по итогам восьми месяцев 2019 года. Очевидно, планирование бюджета Области в текущем году может оказаться консервативным.

Тверская область в 2021 году ожидает существенный — почти в два раза относительно прошлогоднего уровня — рост капитальных расходов, которые более чем наполовину будут обеспечены трансфертами. В итоге усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в 2018–2022 годах составит 15%. АКРА рассматривает капитальные расходы как возможный резерв для сокращения расходов бюджета в случае снижения его доходной части. Если же рост доли капитальных расходов окажется устойчивым, то уровень кредитного рейтинга Области может измениться.

Диверсифицированная экономика с умеренными показателями развития. К ключевым секторам экономики Региона относятся: пищевое производство, производство транспортных средств, транспорт и связь, производство электроэнергии. Подушевой ВРП Области не превышает 60% среднестранового показателя, а уровень заработных плат в среднем составляет не более трех региональных прожиточных минимумов.

Налоговые поступления в бюджет Тверской области достаточно диверсифицированы: максимальная доля поступлений в 2020 году, по оценке АКРА, приходилась на обрабатывающие производства (23%). Более четверти этих поступлений обеспечило производство прочих транспортных средств и оборудования. Другие значимые с точки зрения доли налоговых поступлений отрасли — торговля, транспортировка и хранение, деятельность в области информации и связи, производство, передача и распределение электроэнергии. Безработица в Области преимущественно ниже, чем в среднем по стране.

КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ

  • рост ННД в 2021 году на 7% к показателю 2020-го;

  • использование накопленной ликвидности для финансирования дефицита бюджета в ближайшие два года.

ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сохранение усредненного уровня капитальных расходов областного бюджета в 2018–2022 годах выше 12% расходов без учета субвенций;

  • сохранение достаточного уровня ликвидности после финансирования дефицита бюджета текущего года;

  • рост ВРП и зарплат в Регионе темпами, превышающими среднестрановые.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • резкое снижение ННД в отсутствие возможностей сокращения расходов бюджета;

  • рост долговой нагрузки до уровня выше 55% текущих доходов.

РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ

Эмиссии в обращении отсутствуют.

РЕГУЛЯТОРНОЕ РАСКРЫТИЕ

Кредитный рейтинг Тверской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Тверской области был опубликован АКРА 12.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тверской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Тверской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Тверской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Тверской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.