Кредитный рейтинг Московской области (далее — Московская область, Область, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, стабильными бюджетными показателями и умеренно низкой долговой нагрузкой при высоком уровне ликвидности бюджета.
Изменение прогноза по кредитному рейтингу Московской области обусловлено ожидаемым изменением графика погашения долга в связи с планируемым замещением части коммерческого долга долгосрочным бюджетным кредитом, а также прогнозируемым улучшением показателей бюджетного профиля на фоне высоких темпов роста налоговых и неналоговых доходов (ННД) в текущем году.
Московская область — крупный промышленно развитый регион, характеризующийся значительным вкладом в экономику РФ (5,1 трлн руб. в 2019 году, или 5,4% суммарного валового регионального продукта (ВРП) субъектов РФ). Регион занимает второе место по численности населения (5% общего населения страны).
Ключевые факторы оценки
Умеренно низкая долговая нагрузка при высоком уровне ликвидности бюджета. По оценкам АКРА, в случае исполнения бюджета Области с дефицитом, предусмотренным законом о бюджете, ее долг на конец 2021 года может составить 47% текущих доходов (по методологии АКРА), что соответствует умеренно низкому уровню долговой нагрузки.
В 2021 году Правительство РФ реструктурировало бюджетный кредит, предоставленный Области годом ранее для рефинансирования кредита Управления Федерального казначейства (УФК). Кроме того, порядка четверти коммерческого долга Области будет замещено бюджетным кредитом. Данные меры позволят снизить как риски рефинансирования долговых обязательств Региона, так и процентные расходы на обслуживание долга. Одним из условий предоставления бюджетного кредита на замещение коммерческого долга является принятие Московской областью обязательства по сохранению отношения коммерческого долга Области и ее муниципальных образований к ННД консолидированного бюджета на уровне не более 25%.
По состоянию на 01.08.2021 долг Области представлен облигациями (58%), банковскими (23%) и бюджетными (19%) кредитами. По оценке АКРА, благодаря указанным выше мерам поддержки доля бюджетных кредитов в структуре долга Региона на конец 2021 года будет равна порядка 35%.
Соотношение усредненных1 процентных расходов и совокупных расходов бюджета без учета субвенций в 2018–2022 годах составит 2%, что свидетельствует о необременительности данных расходов для областного бюджета.
Область располагает достаточным объемом ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. По состоянию на 01.08.2021 остатки на счетах превысили среднемесячные расходы бюджета Области за семь месяцев 2021 года в 1,7 раза. Московская область регулярно размещает временно свободные средства бюджета на банковских депозитах.
1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Самодостаточный бюджет с гибкой структурой расходов. Бюджет Области характеризуется стабильно высокой долей собственных поступлений: в 2018–2022 годах усредненное соотношение ННД и доходов бюджета без учета субвенций составит порядка 90%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в указанный период ожидается на уровне 17%. В 2018–2022 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) будет равно 8%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -9%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и указывают на потребность в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.
Закон об областном бюджете предусматривает исполнение бюджета в 2021 году с дефицитом на уровне 12% ННД. По оценкам АКРА, исходя из фактического исполнения бюджета в текущем году дефицит может оказаться меньше указанного уровня. За семь месяцев 2021 года объем доходов бюджета Области на 23% превысил показатель за аналогичный период 2020-го, ННД увеличились на 32%, а расходы уменьшились на 3%. Промежуточный профицит бюджета за указанный период составил 39 млрд руб. (годом ранее дефицит достиг 47 млрд руб.).
Высокий уровень диверсификации экономики и выгодное географическое положение. Несмотря на исторически высокую концентрацию на территории Региона предприятий машиностроительного сектора, доминирующей отраслью производства является пищевая промышленность (порядка 25% промышленного производства), не относящаяся к процикличным отраслям. Налоговые поступления в бюджет Области не зависят от одного крупного налогоплательщика (или группы крупных налогоплательщиков): исторически максимальная доля одного налогоплательщика в налоговых доходах бюджета составляет менее 4%. Близость к Москве гарантирует стабильный рынок сбыта продукции, производимой в Московской области, и спрос на трудовые ресурсы, что обеспечивает низкий уровень безработицы (около 60% от среднестранового уровня в 2016–2020 годах) и относительно высокий уровень средней заработной платы относительно прожиточного минимума в Области (в 2020 году средняя заработная плата превысила прожиточный минимум в 3,9 раза). ВРП Области растет быстрее, чем в среднем по России: в 2020 году рост ВРП Области составил 6,2% при среднестрановом показателе 1,6%. Темпы роста промышленного производства в Области в 2016–2020 годах значительно опережали среднероссийский показатель (порядка 10% в год при среднестрановом уровне не более 4%).
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете;
-
сохранение высокого уровня ликвидности областного бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
улучшение графика погашения долга (снижение риска рефинансирования значительной доли долга, подлежащего погашению в течение двух лет);
-
исполнение бюджета в 2021 году с дефицитом не более 3% ННД;
-
сокращение долговой нагрузки ниже 30% текущих доходов областного бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части;
-
значительное снижение ликвидности областного бюджета;
-
увеличение долговой нагрузки Области выше 55% текущих доходов;
-
существенное сокращение средней срочности рыночного долга.
Рейтинги выпусков
Московская область, 35010 (ISIN RU000A0JX0B9), срок погашения — 21.11.2023, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).
Московская область, 34011 (ISIN RU000A0ZYML3), срок погашения — 22.12.2022, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).
Московская область, 34012 (ISIN RU000A100XP4), срок погашения — 08.10.2024, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).
Московская область, 34013 (ISIN RU000A101988), срок погашения — 20.12.2024, объем эмиссии — 14 млрд руб., — АА+(RU).
Московская область, 34014 (ISIN RU000A101WL3), срок погашения — 08.07.2025, объем эмиссии — 28 млрд руб., — АА+(RU).
Московская область, 35015 (ISIN RU000A102CR0), срок погашения — 10.11.2026, объем эмиссии — 30 млрд руб., — АА+(RU).
Московская область, 35016 (ISIN RU000A102G35), срок погашения — 30.11.2027, объем эмиссии — 30 млрд руб., — АА+(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Московской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга. Кредитные рейтинги данных долговых инструментов соответствуют кредитному рейтингу Московской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Московской области и облигационных выпусков Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3, RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Московской области и государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3, RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) были опубликованы АКРА 12.12.2016, 12.12.2016, 21.12.2017, 09.10.2019, 23.12.2019, 08.07.2020, 12.11.2020 и 02.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Московской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3, RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Московской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Московской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Московской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.