Повышение кредитного рейтинга Республики Мордовия (далее — Республика Мордовия, Республика, Регион) вызвано существенным изменением структуры ее долгового портфеля вследствие рефинансирования большей части коммерческого долга бюджетными кредитами, что привело к значительному снижению рисков рефинансирования долговых обязательств и в краткосрочной перспективе снизит стоимость обслуживания долга. Указанные показатели оказывали негативное влияние на долговой профиль Республики и в значительной мере ограничивали ее кредитный рейтинг ввиду наличия неопределенности касательно источников рефинансирования краткосрочного долга.

Кредитный рейтинг Республики Мордовия обусловлен очень высокой долговой нагрузкой, низким запасом ликвидности и умеренно низким экономическим профилем при высокой зависимости от государственного сектора.

Республика Мордовия входит в состав Приволжского федерального округа. В Республике проживает порядка 0,8 млн человек (0,5% населения РФ). Валовый региональный продукт (ВРП) Республики в 2019 году был на уровне 263 млрд руб. (0,3% совокупного ВРП регионов РФ). По оценке Региона, в 2020 году его ВРП составил 277 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Рефинансирование большей части коммерческого долга позволило существенно улучшить график погашения долга и снизить риски рефинансирования. На начало 2021 года долг Региона составлял 49,1 млрд руб., а значительная его часть (46%) приходилась на коммерческие заимствования. При этом по графику на 01.01.2021 более половины долга Региона подлежало погашению в текущем году, что оказывало значительное давление на показатели долгового профиля, рассчитываемые по методологии АКРА.

По состоянию на 01.09.2021 долг Республики Мордовия составил 51,9 млрд руб., то есть на 2,8 млрд руб. больше показателя на начало года. При этом график погашения долга претерпел существенные изменения благодаря рефинансированию коммерческого долга бюджетными кредитами на сумму 17,4 млрд руб. с графиком, предусматривающим погашение равными частями в 2025–2029 годах. Большая часть средств была направлена на рефинансирование погашаемых облигаций и банковских кредитов Региона, еще 913 млн руб. Республика направила на рефинансирование части коммерческой задолженности своих муниципальных образований. Снижение объема коммерческого долга привело к увеличению доли бюджетных кредитов в долговом портфеле Республики Мордовия до 84% на 01.09.2021, а средний срок погашения обязательств значительно вырос.

Минфин России также реструктурировал обязательства Республики по бюджетному кредиту, выданному на рефинансирование бюджетного кредита на пополнение остатков на счетах, который был выдан в конце 2020 года Управлением Федерального казначейства. Результатом существенного изменения графика погашения долга стало то, что в оставшуюся часть текущего года Региону требуется погасить или рефинансировать 11% долгового портфеля (7% без учета облигаций, погашенных 03.09.2021). В ближайшие пять лет погашению подлежит 36% совокупного объема долга Республики.

На конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Республики снизилось до 104% против 137% в 2019 году. По итогам 2021-го значение этого показателя практически не изменится, поскольку Регион не планирует снижать объем долга в краткосрочной перспективе. Соотношение долга и налоговых и неналоговых доходов (ННД) Республики, по ожиданиям АКРА, сократится до 177% (против 195% годом ранее) из-за увеличения объем налоговых поступлений в текущем году. Усредненный1 за 2018–2022 годы уровень процентных расходов составит 4% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций), при этом АКРА ожидает снижение данного показателя в прогнозном периоде по причине замещения коммерческого долга более дешевыми бюджетными кредитами.

С начала 2021 года остатки на счетах бюджета Республики покрывали лишь 19% ежемесячных расходов бюджета. По состоянию на 01.08.2021 объем остатков на счетах составил 2,9 млрд руб., что является максимальным значением за весь период наблюдения.

Объем просроченной кредиторской задолженности остается существенным и составляет порядка 1,1 млрд руб. на 01.09.2021.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Сбалансированные операционные показатели при незначительной потребности бюджета в дополнительном финансировании на капитальные цели. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Региона за 2018–2022 годы составит 11%. Положительная величина операционного баланса свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов, при этом объем операционного баланса останется на уровне 2020 года благодаря росту налоговых поступлений в текущем году по сравнению с показателями годом ранее.

Усредненное соотношение капитальных расходов и совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) за 2018–2022 годы составит порядка 14%. Ежегодно около половины капитальных расходов Республики финансируется за счет трансфертов из федерального бюджета.

Усредненная доля ННД в доходах Региона (без учета субвенций) за указанный период составит 59% ввиду значительного объема безвозмездных поступлений, направляемых в Республику из федерального бюджета.

Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов, по прогнозу АКРА, останется положительным и составит 2%. В то же время модифицированный бюджетный дефицит может стать отрицательным по итогам текущего года.

За семь месяцев 2021 года объем доходов бюджета Республики Мордовия составил 30,2 млрд руб., что на 20% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. ННД бюджета увеличились на 22% к прошлогоднему уровню: налог на прибыль вырос на 55%, НДФЛ — на 12%, налоги на совокупный доход — на 50%, налоги на имущество — на 41%. Безвозмездные поступления также существенно увеличились (на 18%), однако при этом объем дотаций сократился на 61%. Расходы бюджета Республики за семь месяцев 2021-го на 14% превысили показатель за аналогичный период прошлого года, а промежуточный профицит составил 16% ННД, или около 2,6 млрд руб. (годом ранее профицит был на уровне 0,8 млрд руб.).

По прогнозу Республики, в 2021 году расходы бюджета в сравнении с 2020-м могут увеличиться на 10% и достичь 55 млрд руб., в то же время объем безвозмездных поступлений также превзойдет показатель прошлого года.

Умеренно низкий экономический профиль со значительной концентрацией на государственном секторе. Наибольшую долю налоговых поступлений Республики формировала совокупность отраслей обрабатывающей промышленности (усредненное значение за 2017–2020 годы превысило 27%), вторую по величине долю — торговля (порядка 11%). АКРА отмечает существенную концентрацию экономики Региона на государственном секторе: усредненное значение составило порядка 25% за указанный период.

Средний уровень зарплат в Республике Мордовия превышает прожиточный минимум более чем в три раза. Усредненный ВРП на душу населения Региона в 2016–2019 годах составлял порядка 51% от среднестранового показателя. Усредненный за 2017–2020 годы уровень безработицы составил 4,8% (5,4% по итогам 2020 года).

КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ

  • прирост расходов бюджета не более чем на 10% при соответствующем росте ННД Республики по итогам 2021 года;

  • прирост объема безвозмездных поступлений не менее чем на 4% к показателю 2020 года;

  • исполнение бюджета с профицитом по итогам текущего года;

  • сохранение долговой нагрузки на уровне порядка 100% по итогам 2021 года.

ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • достижение долгосрочного устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 100%;

  • сохранение положительного модифицированного бюджетного дефицита;

  • рост уровня ликвидности по итогам 2021 года.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • дальнейший рост потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования;

  • увеличение доли краткосрочного долга;

  • нарушение правил предоставления бюджетных кредитов, приводящее к досрочному погашению реструктурированной задолженности;

  • исполнение бюджета с дефицитом по итогам года.

РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ

Эмиссии в обращении отсутствуют.

РЕГУЛЯТОРНОЕ РАСКРЫТИЕ

Кредитный рейтинг Республики Мордовия был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Республики Мордовия был опубликован АКРА 08.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Мордовия ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Республикой Мордовия, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Республики Мордовия принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Республики Мордовия дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.
Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Старший директор - руководитель Группы региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.