АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Республики Беларусь (далее — Беларусь, страна) по международной шкале:

  • долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне B+ и в национальной валюте — B+;

  • краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне B и в национальной валюте — B.

Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный». «Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

Позитивные факторы рейтинговой оценки

  • Относительно высокий уровень благосостояния.

  • Умеренный уровень госдолга.

  • Углубление интеграции с Россией.

Негативные факторы рейтинговой оценки

  • Волатильность экономического роста.

  • Риски реализации условных обязательств.

  • Слабая внешняя позиция.

  • Узость внутреннего рынка капитала.

Обоснование кредитного рейтинга

Изменение прогноза по суверенному кредитному рейтингу Беларуси с «Негативного» на «Стабильный» отражает ослабление негативных факторов, оказывавших влияние на рейтинг, и смещение соотношения негативных и позитивных факторов в сторону баланса. Основным фактором, способствующим снижению негативных тенденций, явились принципиальные договоренности с Российской Федерацией по поддержке экономики Беларуси кредитными ресурсами и по дальнейшей экономической интеграции. Кроме этого, восстановление внешнего спроса способствовало улучшению конъюнктуры для белорусского экспорта и поддержке роста экономики. Тем не менее сохраняются риски, связанные с экономическими и финансовыми последствиями уже введенных и потенциальных санкций, с реализацией условных обязательств как в финансовом, так и в нефинансовом секторах, а также с сохраняющейся политической неопределенностью в преддверии планируемого на начало 2022 года референдума.

Суверенный кредитный рейтинг Беларуси обусловлен относительно высокими уровнями благосостояния и качества человеческого капитала, умеренным запасом фискального пространства и относительно высокой товарной диверсификацией экспорта. Проведенные ранее реформы монетарной политики и бюджетная консолидация перед кризисом позволили создать определенный буфер. В числе сдерживающих факторов — небольшой размер и открытость экономики страны, существенная волатильность экономического роста, преимущественно нерыночный характер экономики и, как следствие, большая доля госкомпаний, значительная зависимость экономики от иностранной валюты, небольшой объем международных резервов, слабое развитие институтов сдержек и противовесов.

АКРА ожидает восстановительный рост экономики Беларуси на уровне 2,7% в 2021 году после умеренного снижения (на 0,9%) в 2020-м и приближение к потенциальному росту на уровне 1,5% в 2022-м. Восстановительный рост экономики в 2021 году связан с восстановлением экономик основных торговых партнеров страны, ростом цен на экспортируемые товары, а также стабильно положительным вкладом ИТ-сектора в экономический рост. Риски такого сценария связаны с появлением новых штаммов коронавирусной инфекции COVID-19, невосприимчивых к действию вакцины, и эффективностью проводимой вакцинации.

В рамках активизации интеграционных процессов с Россией подписаны 28 программ, охватывающих широкий спектр направлений деятельности от налоговой, аграрной и торговой политик до банковского регулирования интеграции финансовых рынков и многих иных направлений. Интеграция в этих сферах сможет оказать позитивный эффект на ВВП Беларуси, однако масштаб и горизонт этого влияния будут определяться принятием конкретных законодательных актов и их реализацией. В краткосрочной перспективе ключевым для Беларуси является намерение России оказывать кредитную поддержку экономике страны.

Сохраняется риск международных санкций, прежде всего со стороны ЕС, которые могут оказать негативное влияние на экспорт Беларуси в европейские страны. Эффект уже введенных санкций на импорт калия ограничен, поскольку они не затронули один из основных экспортных товаров — 40–60-ный% хлористый калий (санкции распространились на хлористый калий с содержанием активного вещества меньше 40% и больше 62%). В то же время степень влияния ограничений на покупку нефтепродуктов, которые Беларусь экспортировала в страны Евросоюза (около 8,5% совокупного экспорта товаров в 2019 году и 4,0% в 2020-м), будет зависеть от способности страны перенаправить экспорт по другим направлениям. На данный момент ключевым негативным эффектом санкций является ограничение доступа Беларуси к международным рынкам капитала и ограничение деятельности некоторых международных банков развития в государственном секторе страны.

В августе 2021 года инфляция в Беларуси составила 9,8%, то есть оказалась незначительно меньше показателя июня текущего года, равного 9,9% (максимальное значение за последние 3,5 года). Основными факторами роста стал не только разрыв мировых производственных цепочек, вызвавший всплеск цен на продовольствие, медикаменты и топливо на фоне восстановления мировой экономики, но и обесценение национальной валюты. Кроме этого, инфляционные ожидания населения устойчиво превышают 10% и в июне этого года достигли 14,6% — максимальное значение за историю наблюдений (с 2017 года). В 2020 году на фоне кризиса Национальный банк Республики Беларусь (НБРБ) принял решение об отсрочке перехода к режиму инфляционного таргетирования и об отмене графика заседаний на 2021 год, а правительство использовало отдельные инструменты директивного кредитования в рамках поддержки наиболее пострадавших во время пандемии коронавируса отраслей. По мнению АКРА, указанные факторы будут способствовать сохранению высоких темпов роста инфляции в краткосрочной перспективе и создадут препятствия для достижения ее целевого уровня, не превышающего 5%. Эффективность проведения денежно-кредитной политики будет ограничена как указанными факторами, так и значительной валютизацией банковской системы.

АКРА ожидает, что дефицит бюджета Беларуси составит 3,0% и 2,0% ВВП в 2021 и 2022 годах соответственно, что лучше официальной оценки (3,4% ВВП в 2021 году) из-за опережающего роста поступления доходов по сравнению с расходами. Рост расходов обусловлен в основном их увеличением по статье «национальная экономика» (на 19%), что может быть связано с поддержкой реального сектора и реализацией условных обязательств. Основными источниками финансирования бюджета являются накопленные ранее остатки (оцениваются АКРА на уровне 9,9% ВВП в июле 2021 года) и валютные заимствования вследствие слабого развития рынка капитала в национальной валюте. В связи с обострением взаимоотношений с Европой и США основным внешним рынком привлечения финансирования остается российский. Одним из источников средств может выступить Евразийский фонд стабилизации и развития.

Объем государственного долга Беларуси АКРА прогнозирует на уровне 41,0% и 41,7% ВВП на конец 2021 и 2022 годов соответственно, что является умеренным уровнем для стран с сопоставимыми рейтингами и ниже фактической величины государственного долга (включая долг регионов и госгарантии) на конец 2020 года, составившей, по оценке Министерства финансов Республики Беларусь, 46% ВВП. Прогнозируемое улучшение показателя обусловлено ожидаемым восстановительным ростом экономики, использованием остатков на счетах бюджета и некоторым укреплением белорусского рубля к доллару США в 2021 году.

Государственный долг страны состоит более чем на 95% из иностранной валюты, что несет дополнительные риски при обесценении национальной валюты. По оценке Министерства финансов Республики Беларусь на 01.08.2021, потребность бюджета Беларуси в иностранной валюте для выплаты основной части долга и процентных расходов в 2021 году составляет 2,8млрд долл. США. По оценке АКРА, правительство располагало свободными остатками в иностранной валюте на сумму около 5,4 млрд долл. США, поэтому краткосрочные риски обслуживания госдолга ограничены. Однако доступ к иностранной валюте будет являться важным фактором поддержания кредитоспособности страны в среднесрочной перспективе. Поскольку значительная часть госдолга представлена нерыночными заимствованиями, расходы на его обслуживание относительно невелики: в 2020 году они составили 4,8% доходов бюджета, или 1,6% ВВП.

Долгосрочной проблемой для страны является рост расходов в связи со старением населения. Согласно данным МВФ, такие расходы к 2030 году вырастут на 5,0 п. п. ВВП по сравнению с 2020 годом.

Риски реализации условных обязательств высоки, несмотря на некоторое улучшение финансового состояния нефинансового сектора. В июне 2021 года задолженность компаний составила 101,9% ВВП, при этом на погашение долга направлено 27,3% выручки за первую половину 2021 года. По мнению АКРА, размещение Министерством финансов Республики Беларусь в январе этого года значительного объема (0,6 млрд долл. США) государственных облигаций в иностранной валюте на внутреннем рынке может косвенно свидетельствовать о реализации условных обязательств.

Риски того, что закредитованность компаний окажет негативный эффект на банковскую систему страны, остаются, хотя текущие финансовые показатели банковского сектора выглядят благоприятно. На начало августа 2021 года доля необслуживаемых кредитов в активах, подверженных риску, составила 4,8%, не изменившись с начала года, а достаточность нормативного капитала за первые семь месяцев 2021 года выросла с 17,2 до 18,7%. Реальное состояние качества активов оценить сложно, поскольку НБРБ продлил некоторые макропруденциальные меры поддержки на 2021 год. Кроме этого, одним из основных рисков остается отток валютных депозитов населения, который продолжился в этом году и за шесть месяцев составил 0,6 млрд долл. США (1,7 млрд долл. США в 2020 году).

Внешняя позиция страны остается слабой из-за небольшого объема международных резервов, хотя в предкризисные годы удалось сократить дефицит текущего счета. В то же время объем прямых инвестиций остается положительным, однако во многом это объясняется реинвестированием полученных доходов. По состоянию на конец 2020 года, по данным НБРБ, объем накопленных прямых инвестиций из России составил 4,2 млрд долл. США (29,9% совокупного объема прямых инвестиций), а прямые инвестиции стран, принявших санкции (страны Евросоюза, США, Канада), были равны 3,6 млрд долл. США (24%).

Риски рефинансирования внешнего долга сохраняются. В 2021 году внешний долг Беларуси продолжил расти и на конец июня достиг 42,3 млрд долл. США. Рост был обусловлен накоплением внешнего долга банками (увеличился на 8,8%), тогда как остальные сектора снижали свою задолженность. По состоянию на 01.09.2021 международные резервы НБРБ составили 8,5 млрд долл. США, увеличившись с начала года на 1,0 млрд долл. США за счет перечисления транша МВФ в размере 0,9 млрд долл. США в рамках нового общего распределения специальных прав заимствования (СДР) с целью содействия восстановлению мировой экономики в условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19. В то же время МВФ запустил «виртуальную миссию» для дополнительного изучения экономической ситуации в стране. Значительная часть резервов состоит из валютных остатков Министерства финансов Республики Беларусь, поэтому объем доступных резервов для проведения НБРБ валютной политики ограничен. По состоянию на конец второго квартала 2021 года объем внешнего долга, погашаемого в течение 12 месяцев, составил 16,4 млрд долл. США (в том числе торговое финансирование — 7,1 млрд долл. США). На конец второго квартала 2021 года покрытие резервами совокупного внешнего долга страны было равно 17,5%, долга, погашаемого в течение 12 месяцев, — 45%. Довольно низкое покрытие внешнего долга усугубляется ограниченным доступом белорусских эмитентов к внешним рынкам и сокращением базы международных кредиторов. Основным кредитором экономики Беларуси все в большей мере становятся Правительство Российской Федерации и российские банки. Из-за более гибкой валютной политики НБРБ Агентство не ожидает сохранения наблюдавшегося темпа девальвации в стране, когда среднее значение курса национальной валюты к доллару США в 2015-м увеличилось на 56% по сравнению с 2014-м, поэтому компенсирует факт повышенной исторической волатильности.

Индексы качества институтов Беларуси (World Governance Indicators, рассчитываются Всемирным банком) в целом соответствуют индексам стран СНГ и государств со схожим уровнем Индикативного кредитного рейтинга (BB+). Индекс контроля над коррупцией (Control of corruption) улучшался в стране в течение последних десяти лет и на сегодняшний день является одним из самых высоких в СНГ. Индекс качества регулирования (Regulatory quality) также растет, что в том числе говорит о положительных эффектах стимулирующей политики государства для развития частного сектора. Однако Агентство не исключает, что рост политической активности в стране после прошедших президентских выборов может привести к переносу сроков начала реализации структурных реформ. Политическая неопределенность в стране, возможно, будет сохраняться до планируемого на начало 2022 года референдума по вопросу конституции. Поддержку суверенным кредитным рейтингам оказывает высокое качество человеческого капитала Беларуси, которое обусловлено высокой ожидаемой продолжительностью жизни и уровнем образования населения (рассчитываемый ООН индекс качества образования у Беларуси существенно выше показателя сопоставимых стран). По данным ООН, в 2017 году расходы государства на образование составили 4,8% ВВП, превысив средний по миру уровень (4,1% ВВП).

Результаты применения суверенной модели

Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Беларуси определен на уровне BB+. Ряд модификаторов в модифицирующей части модели понижают Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:

  • потенциал экономического роста;

  • качество и устойчивость экономического роста;

  • эффективность монетарной политики;

  • условные обязательства и риск их реализации;

  • долговая устойчивость и доступ к рынкам и источникам фондирования;

  • устойчивость внешнего долга;

  • политическая нестабильность и недавние политические решения.

Положительные корректировки были сделаны по следующему модификатору:

  • стабильность валютного режима (компенсация повышенной исторической волатильности).

С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Беларуси понижается. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне B+. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим долгосрочный рейтинг в иностранной валюте остается на уровне B+.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • Устойчивое восстановление экономического роста при сохранении макроэкономической стабильности.

  • Снижение риска реализации условных обязательств.

  • Улучшение структуры государственного долга, в том числе снижение валютных рисков.

  • Укрепление внешней позиции за счет накопления золотовалютных резервов.

  • Проведение структурных реформ, направленных на повышение потенциальных темпов роста экономики.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • Дальнейшее ухудшение фискальной позиции.

  • Рост давления на золотовалютные резервы.

  • Более низкие по сравнению с ожидаемыми темпы роста экономики.

  • Ухудшение качества активов банковского сектора.

  • Возобновление значительного оттока депозитов из банковской системы.

Регуляторное раскрытие

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Республике Беларусь по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые суверенные кредитные рейтинги Республики Беларусь были опубликованы АКРА 20.02.2020. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Республики Беларусь принимало участие в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении суверенных кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Республики Беларусь дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.