Кредитный рейтинг Самарской области (далее — Самарская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низкой долговой нагрузкой при плавном графике погашения долга, стабильными показателями бюджета и высоким уровнем его ликвидности. Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг Региона оказывают показатели развития экономики, которые отчасти уступают среднероссийским.
Самарская область расположена в Приволжском федеральном округе, занимает 11-е место по объему валового регионального продукта (ВРП) по итогам 2019 года. В Регионе проживает 3,2 млн человек.
Ключевые факторы оценки
Умеренно низкий уровень долговой нагрузки при сбалансированной по срокам структуре долга. В соответствии с законом об областном бюджете, вследствие привлечения новых заимствований для финансирования дефицита по итогам года соотношение долга Области и ее текущих доходов может увеличиться с 26 до 32%. На конец 2022 года указанное соотношение может составить порядка 36%. Данные показатели соответствуют умеренно низкому уровню долговой нагрузки. Текущая динамика исполнения бюджета позволяет предположить, что на конец 2021 года вышеуказанное соотношение окажется ниже 30% (без учета возможного привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов). По состоянию на 01.09.2021 в структуре долга Области преобладают облигации (63%), остальная часть — бюджетные кредиты (37%). Благодаря этому ежегодный объем погашения (рефинансирования) не превышает 17% текущего объема долга (не более 8 млрд руб.). Усредненный1 уровень процентных расходов в 2018–2022 годах составит порядка 2% совокупных расходов бюджета без учета субвенций, что соответствует низкому уровню риска и свидетельствует о необременительности данных расходов для бюджета Региона.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Высокий уровень ликвидности бюджета. Область регулярно размещает средства на депозитах. По состоянию на 01.09.2021 средства, размещенные Самарской областью на банковских депозитах, в 2,6 раза превышали среднемесячные расходы ее бюджета за семь месяцев 2021 года. Управление временно свободными остатками бюджетных средств позволяет бюджету получать дополнительные доходы и частично компенсировать расходы на обслуживание долга.
Умеренно высокая степень самодостаточности бюджета при достаточной гибкости бюджетных расходов. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в общих доходах Самарской области (без учета субвенций) в 2018–2022 годах составит 78%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) за указанный период будет равно 8%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -3%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и о потребности в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов. Усредненные капитальные расходы в 2018–2022 годах составят 21% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций).
Законом об областном бюджете на 2021 год предусмотрено исполнение бюджета с дефицитом порядка 15% ННД. Финансирование дефицита планируется осуществить как за счет средств, накопленных в предыдущие годы, так и посредством увеличения долговой нагрузки. По оценкам АКРА, фактический дефицит по итогам 2021 года может оказаться значительно ниже запланированного уровня.
За семь месяцев 2021 года совокупные доходы увеличились на 43% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, ННД — на 32%, расходы — на 28%. Основной вклад в увеличение доходов областного бюджета внесли поступления по налогу на прибыль, которые выросли на 66%. Промежуточный профицит областного бюджета по итогам семи месяцев 2021 года составил 29 млрд руб., что почти втрое больше данного показателя за аналогичный период прошлого года.
Диверсифицированная экономика с развитой промышленностью. Основой экономики Региона являются обрабатывающая промышленность и добыча нефти (20 и 19% ВРП в 2019 году соответственно). В структуре обрабатывающей промышленности Самарской области доминируют производство транспортных средств (41,5% объема отгруженных товаров обрабатывающей промышленности в 2019 году) и химическое производство (17,0% объема отгруженных товаров). В 2016–2019 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 83% от среднестранового уровня. В 2020 году безработица в Области составила 4,5%, среднемесячная заработная плата превысила региональный прожиточный минимум более чем в три раза.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете;
-
сохранение консервативной долговой политики;
-
сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
сокращение отставания Региона от среднестрановых уровней по части экономических показателей;
-
достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части;
-
существенное снижение уровня ликвидности областного бюджета;
-
увеличение долговой нагрузки Области выше 45% текущих доходов.
Рейтинги выпусков
Самарская область, 35013 (ISIN RU000A0JXT41); срок погашения — 31.05.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АА(RU).
Самарская область, 35012 (ISIN RU000A0JWM56); срок погашения — 21.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АА(RU).
Самарская область, 35014 (ISIN RU000A0ZZ9P8); срок погашения — 04.06.2026, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АА(RU).
Самарская область, 35015 (ISIN RU000A1020L5); срок погашения — 04.08.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АА(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Самарской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Самарской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Самарской области и облигационных выпусков Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8, RU000A1020L5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Самарской области и государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8, RU000A1020L5) были опубликованы АКРА 28.12.2016, 05.06.2017, 07.07.2017, 06.06.2018 и 03.08.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Самарской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8, RU000A1020L5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Самарской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Самарской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Самарской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.