Кредитный рейтинг Тамбовской области (далее — Тамбовская область, Область, Регион) обусловлен ограниченной гибкостью бюджетных расходов, низким уровнем ликвидности и отстающими от среднестранового уровня показателями развития региональной экономики. Поддержку рейтингу оказывают контрцикличная экономика и плавный график погашения долга, в наибольшей степени ставший результатом реструктуризации коммерческого долга.
Тамбовская область расположена в Центральном федеральном округе. В Области проживает немногим менее 1% населения РФ, а на ее территории создается около 0,5% совокупного валового регионального продукта (ВРП) всех регионов России. По оценке Области, ее ВРП в 2021 году может составить 405,8 млрд руб.; примерно треть этого объема формируется сектором АПК, включающим в себя сельское хозяйство и пищевую промышленность.
Ключевые факторы оценки
Сравнительно стабильная налоговая база бюджета и значительная зависимость от федеральных трансфертов. За 8 месяцев 2021 года налоговые и неналоговые доходы (ННД) Региона были исполнены на 67% от запланированного на 2021 год уровня, при этом они выросли на 27% относительно уровня 8 месяцев прошлого года, в том числе на 56% увеличились поступления по налогу на прибыль, что в значительной мере обусловлено ростом поступлений от предприятий сектора пищевой промышленности. В то же время расходы выросли менее существенно (на 3%), в результате чего Область получила значимый объем промежуточного профицита (3,8 млрд руб.).
Закон о бюджете Области на текущий год предполагает его бездефицитное исполнение.
В структуре налоговых доходов Региона преобладает налог на доходы физических лиц, который на протяжении 2017–2021 годов в среднем составлял 35,7% налоговых поступлений. Преобладание неволатильного налога позволяет говорить об устойчивой налоговой базе областного бюджета, но высокая доля АПК в экономике Области ставит ее бюджет в зависимость от погодных и климатических факторов.
Отношение усредненных1 модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов областного бюджета слабоотрицательное. В совокупности с усредненным соотношением баланса текущих операций и текущих доходов, составляющим 10,3% в 2018–2022 годах, это свидетельствует о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, а также указывает на необходимость привлечения средств в целях финансирования капитальных расходов. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах в 2018–2022 годах составит 18%. Регион финансирует более половины капитальных расходов за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета.
Усредненная доля ННД в совокупном объеме доходов бюджета Области (без учета субвенций) за период с 2018-го по 2022 год составит 55%.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Плавный график погашения долга — результат реструктуризации рыночного долга. В августе текущего года Область получила бюджетный кредит в размере 8,4 млрд руб на замещение коммерческих заимствований. За счет этих средств были замещены коммерческие кредиты, был предоставлен бюджетный кредит городу Тамбову, а также планируется заместить амортизируемую часть облигационных займов.
Таким образом, по состоянию на 01.10.2021 в структуре долга Области преобладали бюджетные кредиты (63%), остальная часть была представлена облигациями. На конец текущего года доля облигаций снизится до 32% в результате амортизации облигаций.
Проведенная реструктуризация долга позволит Региону на протяжении ближайших трех лет выплачивать не более 11% долга ежегодно.
Расходы на обслуживание государственного долга Региона являются необременительными для регионального бюджета (усредненный уровень процентных расходов в 2018–2022 годах составит 3% усредненных совокупных расходов бюджета без учета субвенций). Соотношение долга и текущих доходов Области на конец текущего года прогнозируется на уровне 39%.
Ограниченная ликвидность бюджета Региона. С мая текущего года остатки средств на счетах бюджета увеличились. Часть этих средств представляет собой бюджетный кредит, который будет направлен на рефинансирование облигаций до конца текущего года. Кроме того, ликвидность возросла за счет, вероятно, разового существенного роста платежей по налогу на прибыль. Поэтому оценка ликвидности базируется на исторически низком объеме остатков и наличии некоторого объема невыбранных банковских кредитных линий со сроком использования более года.
В управлении ликвидностью Регион пользуется средствами автономных и бюджетных учреждений и кредитом Управления федерального казначейства, однако в истекшем периоде 2021 года средства УФК не привлекались.
Невысокие показатели развития региональной экономики определяются доминированием агропромышленного комплекса, для которого характерно отсутствие цикличности. В структуре ВРП доля сельского хозяйства составляет 22–26% ежегодно. Вместе с пищевой промышленностью сельское хозяйство может формировать до трети ВРП Региона. Эта отрасль не является высокомаржинальной, однако она нециклична, что оказывает стабилизирующее влияние на экономику и бюджет Области.
Несмотря на аграрно-промышленную специфику Региона, налоговые поступления в его бюджет диверсифицированы. В 2020 году максимальный вклад в доходы бюджета, по оценке АКРА, вносил государственный сектор — 22% налоговых доходов регионального бюджета. Доля обрабатывающих производств составила 20%, на долю сельского и лесного хозяйства, охоты и рыбной отрасли пришлось 12%. Совокупная доля АПК, по оценке АКРА, в 2020 году не превышала 18%.
В 2016–2020 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму росло и в 2020 году достигло 2,8; в то же время уровень безработицы был ниже среднероссийского показателя. Экономика Области характеризуется сравнительно низкими показателями ВРП на душу населения, при этом наблюдается растущее отставание от среднестранового уровня (в 2015 году — 67%, в 2019-м — 55%).
Ключевые допущения
-
бездефицитное исполнение бюджета Области в 2021 году;
-
сохранение высокой зависимости доходной части бюджета от федеральных трансфертов;
-
сохранение высокой доли федеральных трансфертов в капитальных расходах.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
устойчивый рост ликвидности бюджета;
-
рост доли ННД в общих доходах (без учета субвенций);
-
увеличение баланса текущих операций за счет роста доходов бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост текущих расходов, не сопровождающийся увеличением текущих доходов;
-
значительный рост долговой нагрузки (выше 55% текущих доходов).
Рейтинги выпусков
Тамбовская область, 35002 (ISIN RU000A0JWT75), срок погашения — 20.09.2023, объем эмиссии — 1,6 млрд руб., — BBB+(RU).
Тамбовская область, 35003 (ISIN RU000A0JXVH8), срок погашения — 12.07.2024, объем эмиссии — 3,5 млрд руб., — BBB+(RU).
Тамбовская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYJ18), срок погашения — 05.12.2025, объем эмиссии — 3,0 млрд руб., — BBB+(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Тамбовской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Тамбовской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Тамбовской области и облигационных выпусков Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным облигационным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Тамбовской области и кредитные рейтинги облигаций Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были опубликованы АКРА 03.07.2017, 14.07.2017, 11.07.2017 и 13.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тамбовской области, а также кредитных рейтингов облигаций Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Тамбовской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Тамбовской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало администрации Тамбовской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.