Кредитный рейтинг ПАО «Промсвязьбанк» (далее — ПСБ, Банк) повышен вследствие изменения оценки вероятности предоставления экстраординарной поддержки, обусловленного фактическим и ожидаемым увеличением масштабов бизнеса Банка и объемов операций в рамках законодательно определенного специфического для ПСБ функционала, в том числе учитывая регулярное увеличение государством капитала Банка и рост объемов средств предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК) на счетах в Банке.
Одновременно АКРА повышает оценку собственной кредитоспособности (ОСК) Банка, что связано с ростом его прибыльности с момента начала функционирования в рамках новой бизнес-модели и уровня достаточности капитала, а также с исключением из состава кредитного портфеля проблемных ссуд, не относящихся к текущей стратегии развития кредитной организации и полностью покрытых резервами.
В период с середины 2019 года по конец первого полугодия 2021-го доля контрактов гособоронзаказа (далее — ГОЗ) на обслуживании Банка выросла с 30 почти до 70%. При этом число клиентов ОПК на обслуживании увеличилось более чем в два раза. Рост активных операций происходит параллельно с увеличением объема средств компаний ОПК, размещенных в Банке. За указанный период объем средств юридических лиц (без учета средств государства и органов власти), привлеченных ПСБ, увеличился почти на 1 трлн руб. (в период с 30.06.2020 по 30.06.2021 рост составил около 700 млрд руб.), значительная часть которых сформирована средствами компаний ОПК.
Государство регулярно предоставляет Банку капитал, обеспечивая его способность наращивать объем кредитования оборонных сегментов экономики в соответствии с действующей стратегией развития. За период с 2019 по 2020 год совокупный объем плановой докапитализации ПСБ за счет государства и получаемого от других банков капитала составил около 58 млрд руб., включая внесение акций Связь-Банка в уставный капитал ПСБ и его последующее присоединение в 2020 году. В 2021–2022 годах Банк также ожидает дополнительную капитализацию как от государства, так и от других банков в рамках программы цессий кредитов ОПК. Кроме того, за счет перевода в статус бессрочного субординированного депозита, полученного при присоединении АО «РОСКОСМОСБАНК», размер основного капитала ПСБ был увеличен на 27 млрд руб. в 2021 году.
Банк демонстрирует значительный прирост по основным объемным показателям деятельности, в частности, активы, собственные средства и остатки на счетах клиентов за период с 01.07.2020 по 01.07.2021 увеличились более чем на 40%. Активы ПСБ составили около 3% активов банковского сектора, доля средств корпоративных клиентов превысила 4%, а доля предоставленных им кредитов — 3%.
Рейтинговый анализ проведен АКРА с использованием новой Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой. Уровень кредитного рейтинга Банка определяется прежде всего его важной ролью для государства, что подтверждается наличием у ПСБ статуса опорного банка для ОПК страны, а также очень сильным влиянием государства на его кредитоспособность. При этом АКРА ожидает, что позиции Банка в ОПК в дальнейшем будут укрепляться. По мнению Агентства, в случае реализации сценария системного экономического стресса и/или существенного ухудшения показателей собственной кредитоспособности Банка государство предоставит ему достаточный объем экстраординарной поддержки в форме капитала и/или ликвидности для удовлетворения требований кредиторов.
ОСК ПСБ отражает его умеренно сильный бизнес-профиль, сильную достаточность капитала, слабую оценку риск-профиля и удовлетворительную позицию по фондированию и ликвидности.
Ключевые факторы оценки
Значимость ПСБ для государства в первую очередь определяется доминирующей ролью Банка в обслуживании оборонных предприятий страны. Это выражается в том, что значительная часть финансирования ОПК осуществляется через ПСБ за счет консолидации сопровождения ГОЗ и иных крупных государственных контрактов.
Кроме того, Банк сохраняет значимые позиции в банковской системе РФ, поэтому его дефолт может привести к кризису доверия как по отношению к российскому банковскому сектору в целом, так и к госбанкам РФ в частности, и возникновению системного банковского кризиса, а также создать существенные финансовые и репутационные риски для государства и риски социального характера.
Банк полностью принадлежит Российской Федерации в лице Росимущества. Государством осуществляется постоянный контроль за деятельностью Банка, в том числе через наблюдательный совет, в который входят представители различных органов власти.
Вышеперечисленные факторы в сочетании с готовностью государства оказывать ПСБ экстраординарную поддержку в форме капитала и/или ликвидности, а также факты государственной поддержки в 2017–2020 годах и планируемая докапитализация в конце 2021 года в целях обеспечения адекватного уровня капитала и ликвидности и замещения оттоков клиентских средств также свидетельствуют об очень высокой степени поддержки Банка государством.
Умеренно сильный бизнес-профиль (а-) определяется в первую очередь рыночными позициями Банка и универсальностью характера его операций. Стратегия Банка выглядит достаточно агрессивной, что продиктовано статусом ПСБ как опорного для ОПК банка страны и его стремлением сохранить свои позиции в традиционных сегментах банковской деятельности. Кроме того, ПСБ активно участвует в сделках M&А. В частности, в 2021 году было завершено присоединение АО «РОСКОСМОСБАНК», а в ближайшие 1,5 года к ПСБ должен быть присоединен АО «МИнБанк» (рейтинг АКРА — BBB(RU), прогноз «Стабильный»). Агентство оценивает вероятность поглощения Банком в среднесрочной перспективе иных кредитных организаций как достаточно высокую.
Оценка позиции по капиталу улучшена в связи с изменением результата расчета коэффициента усредненной генерации капитала (КУГК), который проводился на основе данных за 2019 и 2020 годы. Значение данного показателя находится в диапазоне 50–100 б. п. Приемлемый уровень показателей достаточности капитала как по регулятивным нормам (норматив Н1.2 составил 10,8% на 01.08.2021), так и по базельским стандартам (Tier-1 превышает 13%) позволяет Банку выдерживать рост кредитного риска более чем на 500 б. п. в рамках проводимого АКРА стресс-теста. Вместе с тем операционная эффективность ПСБ продолжает находиться на умеренно низком уровне (по итогам 2020 года показатель NIM (net interest margin) составил около 3%, CTI (cost to income) — 50%).
Изменение оценки риск-профиля с критической на слабую является результатом исключения из расчета при оценке качества кредитного портфеля (на 30.06.2021 портфель составил 53% активов, увеличившись за последние 12 месяцев на 33%) объема просроченных ссуд, появившихся на балансе ПСБ до момента окончания процедуры финансового оздоровления, а также полученных от присоединенных кредитных организаций. При этом по данным ссудам в достаточном объеме сформированы резервы на возможные потери. Кредитный портфель, сформированный Банком в рамках текущей бизнес-модели, характеризуется приемлемым качеством (доля проблемной задолженности — около 7% ссуд; при покрытии резервами проблемной задолженности на 73%), а концентрация на десяти крупнейших группах заемщиков находится на среднем уровне. Доля кредитов, выданных компаниям высокорисковых отраслей, сократилась (по данным Банка, около 61% основного капитала), объем рыночного риска составляет менее 60% основного капитала.
Удовлетворительная позиция по ликвидности и фондированию базируется на достаточном объеме высоколиквидных активов для покрытия потенциального оттока средств, в связи с чем показатель дефицита краткосрочной ликвидности выполняется с запасом как в базовом сценарии, так и стрессовом. На более длительных сроках значительных дисбалансов ликвидности не отмечается, крупных погашений на горизонте ближайших 12 месяцев не ожидается.
При этом ресурсная база Банка характеризуется невысокой диверсификацией и концентрацией на крупнейших кредиторах ввиду значительного объема средств, приходящихся на государственные структуры. Рост объема средств корпоративных клиентов определяет повышенную концентрацию данного источника фондирования в пассивах Банка.
Ключевые допущения
-
осуществление мер государственной нефинансовой поддержки Банка;
-
предоставление достаточного объема капитала и ликвидности со стороны государственных структур в случае необходимости;
-
сохранение принятой бизнес-модели Банка на горизонте 12–18 месяцев.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию может привести:
- повышение Агентством оценки поддержки ввиду усиления значимости Банка для государства.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
потеря акционерного или операционного контроля над ПСБ со стороны государства;
-
существенное снижение уровня значимости Банка для государства.
Компоненты рейтинга
ОСК: а-.
Корректировки: отсутствуют.
Поддержка: от государства, паритет с РФ минус одна ступень.
Рейтинги выпусков
Облигации ПАО «Промсвязьбанк» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия 003Р-01 (RU000A101U38), срок погашения — 23.06.2022, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АА+(RU).
Облигации ПАО «Промсвязьбанк» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия 003Р-03 (RU000A102AJ1), срок погашения — 26.10.2023, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АА+(RU).
Облигации ПАО «Промсвязьбанк» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия 003Р-04 (RU000A102RT4), срок погашения — 14.02.2024, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АА+(RU).
Облигации ПАО «Промсвязьбанк» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия 003Р-05 (RU000A1038F9), срок погашения — 07.06.2024, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АА+(RU).
Облигации ПАО «Промсвязьбанк» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия 003Р-07 (RU000A103PE8), срок погашения — 10.09.2024, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АА+(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Эмиссии являются старшим необеспеченным долгом ПСБ. По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Банка. В соответствии с методологией АКРА, кредитный рейтинг эмиссий серий 003Р-01, 003Р-03, 003Р-04, 003Р-05, 003Р-07 приравнивается к кредитному рейтингу ПСБ — АА+(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги ПАО «Промсвязьбанк» и облигационных выпусков ПАО «Промсвязьбанк» (ISIN RU000A101U38, RU000A102AJ1, RU000A102RT4, RU000A1038F9, RU000A103PE8) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой, Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг ПАО «Промсвязьбанк» и кредитные рейтинги выпусков облигаций ПАО «Промсвязьбанк» (ISIN RU000A101U38, RU000A102AJ1, RU000A102RT4, RU000A1038F9, RU000A103PE8) были опубликованы АКРА 30.10.2018, 25.06.2020, 29.10.2020, 17.02.2021, 11.06.2021 и 13.09.2021 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ПАО «Промсвязьбанк», а также кредитных рейтингов выпусков облигаций ПАО «Промсвязьбанк» (ISIN RU000A101U38, RU000A102AJ1, RU000A102RT4, RU000A1038F9, RU000A103PE8) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ПАО «Промсвязьбанк», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности ПАО «Промсвязьбанк» по МСФО и отчетности ПАО «Промсвязьбанк», составленной в соответствии с требованиями Указания Банка России от 08.10.2018 № 4927-У. Кредитные рейтинги являются запрошенными, ПАО «Промсвязьбанк» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА оказывало ПАО «Промсвязьбанк» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.