Кредитный рейтинг НКО НКЦ (АО) (далее — НКЦ, Организация) обусловлен сильным и устойчивым бизнес-профилем, исключительной позицией по ликвидности и запасом по достаточности капитала, которые компенсируют риск-профиль Организации. АКРА также учитывает высокую вероятность поддержки Организации со стороны государства. НКЦ является системно значимым центральным контрагентом по методологии Банка России и выполняет функции клиринговой организации на российском финансовом рынке. НКЦ — участник Группы «Московская Биржа», 100% его акций находятся в собственности ПАО «Московская Биржа ММВБ-РТС», где значительные акционерные доли (совокупно около 30%) принадлежат Банку России и крупным финансовым институтам, связанным с государством.
Ключевые факторы оценки
Высокая оценка вероятности оказания экстраординарной поддержки НКЦ со стороны органов власти обусловлена мнением АКРА о важности выполняемых Организацией функций и ее исключительной роли на рынке финансовых услуг РФ. Дефолт НКЦ несет в себе риски крупных денежных потерь для многих российских финансовых и нефинансовых компаний, возникновения репутационного ущерба для государства и значительных финансовых шоков для экономики, связанных в том числе с нарушением функционирования рыночной инфраструктуры. АКРА полагает, что финансовая поддержка Организации в форме капитала или дополнительной ликвидности при необходимости может быть оперативно оказана государством (далее — поддерживающее лицо) напрямую или при посредничестве ПАО «Московская Биржа ММВБ-РТС», на деятельность которого государство оказывает существенной влияние.
Собственная кредитоспособность НКЦ оценивается высоко, что во многом определяется эффективностью деятельности Организации и реализованными ею механизмами минимизации принимаемых специфических рисков, в том числе по обеспечению достаточности средств на покрытие вероятных убытков.
Сильный бизнес-профиль связан с эксклюзивной ролью НКЦ как клиринговой организации и центрального контрагента, который обеспечивает проведение большинства сделок в ключевых сегментах российского финансового рынка и гарантирует исполнение обязательств по ним. АКРА позитивно оценивает реализуемые в Организации высокие стандарты корпоративного управления и риск-менеджмента, позволяющие ей осуществлять деятельность с минимальным уровнем принимаемых рисков относительно масштаба операций.
Высокий уровень достаточности основного капитала. Агентство отмечает снижение норматива достаточности капитала центрального контрагента (Н1цк), значение которого при этом продолжает находиться на достаточно комфортном уровне (134,6% на 01.09.2021 по сравнению с 160,4% на 01.09.2020). Это позволяет обеспечивать покрытие рисков, связанных с деятельностью центрального контрагента, а также рисков потенциального обесценения собственных балансовых активов. Поддержку оценке фактора оказывает рассчитанный АКРА показатель прибыльности (24% по итогам 2020 года) в сочетании с низким показателем отношения операционных расходов к операционным доходам (7,1% за последние три года).
Контрагентский риск НКЦ минимизируется за счет жестких критериев допуска участников и благодаря строгой политике маржирования (с оперативной переоценкой позиций по рыночной стоимости). Предусмотренные Организацией структура уровней защиты центрального контрагента и порядок действий при дефолте участников клиринга положительно влияют на оценку риск-профиля НКЦ со стороны АКРА. В целях снижения вероятности получения убытков на фоне кризисных явлений в экономике в 2020 году НКЦ были усилены риск-процедуры. Агентство позитивно оценивает продолжающееся в настоящее время активное развитие системы управления рисками Организации в соответствии с разработанной для этого стратегией.
Оценка риск-профиля НКЦ ограничивается значительным объемом активов, подверженных рыночному риску (свыше 300% от основного капитала), а также имевшими место в 2018 и 2019 годах фактами реализации операционного риска.
Ликвидная позиция оценивается как сильная, что обусловлено спецификой деятельности Организации. Значение норматива ликвидности центрального контрагента (Н4цк) находится существенно ниже установленного максимально допустимого уровня.
Ключевые допущения
-
сохранение роли НКЦ как системно значимой клиринговой организации и центрального контрагента в России;
-
сохранение текущей акционерной структуры;
-
отсутствие существенного объема финансовых обязательств (долга);
-
сохранение избыточной ликвидной позиции.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
существенное снижение достаточности капитала НКЦ;
-
значительное ухудшение позиции по ликвидности, связанное с сокращением ее комфортного запаса или со снижением кредитного качества высоколиквидных активов на балансе Организации;
-
значимые потери в результате реализации операционных рисков.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): аaa.
Корректировки: отсутствуют.
Поддержка: АКРА полагает, что поддерживающее лицо при необходимости может предоставить Организации экстраординарную поддержку в виде капитала или ликвидности. Поскольку значение ОСК находится на уровне aaa, потенциальное влияние поддержки на кредитный рейтинг Организации не определяется.
Рейтинги выпусков
Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг НКО НКЦ (АО) был опубликован АКРА 01.11.2016. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных НКО НКЦ (АО), информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием отчетности НКО НКЦ (АО) по МСФО и отчетности НКО НКЦ (АО), составленной в соответствии с требованиями Указания Банка России от 08.10.2018 № 4927-У. Кредитный рейтинг является запрошенным, НКО НКЦ (АО) принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА оказывало НКО НКЦ (АО) дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.