Кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — ЯНАО, Округ, Регион) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки, высокой степенью самодостаточности и устойчивости бюджета и высоким уровнем его ликвидности, а также высокими показателями развития региональной экономики.

Являясь самостоятельным субъектом РФ, ЯНАО одновременно входит в состав Тюменской области1 и располагается в Уральском федеральном округе. Территория Округа относится к районам Крайнего Севера, а более половины его площади расположено за полярным кругом. На территории Округа добывается более 80% российского газа, а его номинальный ВРП в 2020 году составил 2,8 трлн руб. Численность населения округа составляет примерно 0,4% населения страны.


1 Часть поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа, поступает в бюджет Тюменской области (их размер регламентируется договором между Тюменской областью и Округом и составляет 29,5%).

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ

Высокая степень самодостаточности бюджета. По оценкам Округа, его налоговые и неналоговые доходы (далее — ННД) в текущем году возрастут на 19% относительно показателя за 2020-й и практически вернутся к рекордному уровню 2019 года. Основной рост налоговых поступлений ожидается по налогу на прибыль организаций (на 55%). За восемь месяцев 2021 года поступления по налогу на прибыль уже выросли на 50%, а ННД в целом увеличились на 18%.

Безвозмездные поступления в 2021-м окажутся на 38% выше показателя 2020 года из-за увеличения субсидий и иных межбюджетных трансфертов. Рост совокупных расходов в 2021 году ожидается на уровне 11%, что приведет к исполнению бюджета с дефицитом в 10% ожидаемых ННД. Дефицит будет профинансирован за счет накопленной ликвидности.

В структуре доходов Округа велика доля собственных доходов: усредненная2 доля ННД Региона в общем объеме его доходов без учета субвенций за период с 2018 по 2022 год составит 93%. В структуре ННД преобладают налог на имущество (более 35% в среднем за последние пять лет) и налог на прибыль (более 35%).

Бюджет Региона характеризуется высокой операционной эффективностью: усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов остается стабильно положительным и за 2018–2022 годы составит 19,2%. Однако отношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов с 2020 года стало отрицательным, в результате чего для финансирования капитальных расходов Округ использует накопленные остатки на счетах (либо может привлекать долговое финансирование), тогда как текущие расходы в полной мере обеспечены доходной частью бюджета.

Высокая гибкость бюджета Региона обусловлена высокой усредненной долей капитальных расходов в совокупных расходах, которая в 2018–2022 годах составит 29%. Более 90% капитальных расходов ЯНАО финансирует за счет собственных средств.


2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Минимальный уровень долговой нагрузки. На конец текущего года ожидаемое соотношение долга Региона к текущим доходам составит менее 2%. Долг будет полностью представлен облигациями, а риск рефинансирования долга минимален.

Доля краткосрочного долга нерепрезентативна, учитывая минимальную долговую нагрузку Округа. По этой же причине ЯНАО не участвует в процессе реструктуризации коммерческого долга.

Расходы на обслуживание госдолга Региона являются необременительными для его бюджета: соотношение усредненных за 2018–2022 годы процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета без учета субвенций составит 0,8%.

Высокий уровень ликвидности бюджета. ЯНАО обладает значительным объемом средств на бюджетных счетах и депозитах. По состоянию на 01.09.2021 остатки средств примерно в шесть раз превышают объем совокупного долга и почти в три раза превышают среднемесячные расходы бюджета за восемь месяцев 2021 года. ЯНАО регулярно размещает остатки средств на депозитах.

В связи с высоким уровнем запаса ликвидности Регион не привлекает средства на покрытие кассовых разрывов от Управления Федерального казначейства.

Регион — донор федерального бюджета, добывающий более 80% российского природного газа. Оценка экономического профиля ЯНАО обусловлена высоким уровнем ВРП на душу населения: в 2019 году Регион занимал второе место среди субъектов РФ по данному показателю, в 2016–2019 годах усредненное значение ВРП на душу населения в ЯНАО в 8,9 раза превышало усредненное среднестрановое значение.

В 2016–2020 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму стабильно росло (с пяти до 6,1 раза), а уровень безработицы (по методологии МОТ) в 2020 году был ниже среднероссийского показателя и составил 2,4%.

Экономика Округа основана на добыче и реализации углеводородного сырья, обеспечивающих до 50% налоговых поступлений.

ЯНАО — один из основных федеральных регионов-доноров. За 2020 год 82% налогов и сборов, собранных на территории Региона, было направлено в федеральный бюджет и только 18% поступило в консолидированный бюджет Округа. За этот же период вклад ЯНАО в общий объем поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых в бюджет РФ составил 19% (второе место среди российских регионов).

Ключевые допущения

  • сохранение социально-экономических показателей на высоком уровне;

  • рост ННД в 2021 году на 19% по сравнению с 2020-м;

  • сокращение запланированных расходов бюджета при снижении поступлений ННД;

  • использование остатков средств на счетах для финансирования дефицита бюджета наряду с долгосрочными финансовыми инструментами.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивое снижение уровня ликвидности до размера ежемесячных расходов;

  • существенное снижение текущих доходов, не сопровождающееся сокращением расходов;

  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.

Рейтинги выпусков

ЯНАО, 35004 (ISIN RU000A0ZYM47), срок погашения — 25.12.2024, объем эмиссии — 5,5 млрд руб., — ААА(RU).

ЯНАО, 35003 (ISIN RU000A0ZYD55), срок погашения — 18.10.2022, объем эмиссии — 1 млрд руб., — ААА(RU).

ЯНАО, 35002 (ISIN RU000A0JX0Z8), срок погашения — 06.12.2023, объем эмиссии — 20 млрд руб., — ААА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Ямало-Ненецкого автономного округа, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Ямало-Ненецкого автономного округа и облигационных выпусков Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0ZYD55, RU000A0JX0Z8) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0ZYD55, RU000A0JX0Z8) были опубликованы АКРА 27.06.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0ZYD55, RU000A0JX0Z8) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Ямало-Ненецкого автономного округа принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Ямало-Ненецкого автономного округа дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор - руководитель Группы региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Максим Першин
Эксперт, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.