Кредитный рейтинг Санкт-Петербурга (далее — Санкт-Петербург, Город) обусловлен высоким уровнем развития экономики, сбалансированной структурой бюджета, а также низкой долговой нагрузкой и высоким уровнем ликвидности бюджета.
Санкт-Петербург — город федерального значения, в котором проживает 3,7% населения страны и создается примерно 5% совокупного валового регионального продукта (ВРП) РФ.
Ключевые факторы оценки
Низкая текущая и прогнозируемая долговая нагрузка. По оценкам АКРА, долг Города на конец 2021 года может составить 11% текущих доходов (по методологии АКРА), а на конец 2022-го — порядка 15%. Данные показатели соответствуют низкому уровню долговой нагрузки. По состоянию на 01.10.2021 долг представлен исключительно облигационными займами с погашением в 2022–2028 годах. Расходы на обслуживание долга необременительны для городского бюджета.
Город не участвовал в программе предоставления бюджетных кредитов на замещение коммерческого долга ввиду низкой долговой нагрузки. АКРА ожидает, что Город привлечет долгосрочные бюджетные кредиты в целях финансирования проектов по развитию городской инфраструктуры.
Высокий уровень ликвидности бюджета. Санкт-Петербург своевременно выполняет расходные обязательства и регулярно размещает временно свободные средства бюджета на депозитах и посредством операций РЕПО под залог облигаций федерального займа и облигаций Города. Доходы от размещения средств бюджета за восемь месяцев 2021 года составили порядка 1,4 млрд руб.
На 01.09.2021 временно свободные средства городского бюджета вдвое превысили среднемесячные бюджетные расходы за восемь месяцев 2021 года. В рамках управления ликвидностью Город использует средства автономных и бюджетных учреждений. Потребность в привлечении краткосрочных бюджетных кредитов Управления Федерального казначейства на покрытие кассовых разрывов у Города отсутствует.
Сбалансированная структура бюджета и достаточный уровень бюджетной дисциплины. Бюджет Города характеризуется высокой самодостаточностью: в период с 2018 по 2022 год усредненное1 соотношение налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) и доходов бюджета без учета субвенций составит 97%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Города (за вычетом субвенций) в указанный период ожидается на уровне 15%. В 2018–2022 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов будет равно 10%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -3%. Эти показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и указывают на потребность в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.
Закон о городском бюджете предусматривает исполнение бюджета в 2021 году с дефицитом на уровне 14% ННД. По оценкам АКРА, с учетом фактического исполнения бюджета в текущем году дефицит может оказаться значительно меньше указанного уровня. За восемь месяцев 2021 года объем доходов бюджета Города на 26% превысил показатель за аналогичный период 2020-го, ННД увеличились на 28%, а расходы выросли на 10%. Промежуточный профицит бюджета за период с января по август 2021-го составил 74 млрд руб., что в девять раз превышает показатель за аналогичный период предыдущего года.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Высокий уровень развития экономики, обеспечивающий диверсифицированную налоговую базу бюджета. ВРП на душу населения в Санкт-Петербурге стабильно превосходит среднестрановой показатель на 30–50%. Дифференциация налоговых поступлений по отраслям находится на высоком уровне: по расчетам АКРА, усредненная оценка максимальной доли одной отрасли в налоговых доходах Города в 2017–2020 годах составляет не более 16%. Безработица остается на стабильно низком уровне и в указанном периоде (с 2017 по 2020 год) не превышает 3%. Среднемесячная заработная плата в 2020-м оказалась в пять раз выше городского прожиточного минимума.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
-
рост ННД Города в 2021 году на 19% по сравнению с 2020-м с последующим увеличением в 2022 году на 15%;
-
сохранение консервативной долговой политики;
-
сохранение ликвидности бюджета на высоком уровне.
ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост долговой нагрузки до уровня выше 30% текущих доходов Города;
-
существенное снижение уровня доступной ликвидности.
РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ
Санкт-Петербург, 35001 (ISIN RU000A0ZYHX8); срок погашения — 28.05.2025, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).
Санкт-Петербург, 35002 (ISIN RU000A0ZYKJ1); срок погашения — 04.12.2026, объем эмиссии — 25 млрд руб., — AAA(RU).
Санкт-Петербург, 35003 (ISIN RU000A102A15); срок погашения — 13.04.2027, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).
Санкт-Петербург, 35004 (ISIN RU000A102K88); срок погашения — 28.09.2028, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Санкт-Петербурга, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Санкт-Петербурга.
РЕГУЛЯТОРНОЕ РАСКРЫТИЕ
Кредитные рейтинги Санкт-Петербурга и облигационных выпусков Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15, RU000A102K88) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Санкт-Петербурга и государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15, RU000A102K88) были опубликованы АКРА 27.06.2017, 04.12.2017, 12.12.2017, 22.10.2020 и 17.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Санкт-Петербурга и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15, RU000A102K88) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Санкт-Петербургом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Санкт-Петербурга принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Санкт-Петербурга дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.