Кредитный рейтинг Томской области (далее — Томская область, Область, Регион) обусловлен умеренным уровнем долговой нагрузки относительно текущих доходов Региона, средними показателями развития региональной экономики по сравнению со среднестрановым уровнем, умеренными показателями бюджетного профиля и невысоким уровнем ликвидности.

Изменение прогноза по кредитному рейтингу Томской области обусловлено ожидаемым изменением графика погашения долга в связи с происходящим процессом замещения части коммерческого долга долгосрочным бюджетным кредитом и снижением рисков рефинансирования долговых обязательств в среднесрочной перспективе.

Томская область расположена в Сибирском федеральном округе. В Области проживает 1,1 млн человек (0,7% населения РФ). В 2019 году валовой региональный продукт (ВРП) составил 623 млрд руб. (порядка 0,7% суммарного ВРП субъектов РФ). Почти треть территории Области не заселена в связи с большой площадью болот
и лесов. Томск является крупным образовательным центром — Томская область по количеству студентов в расчете на 10 тыс. человек по итогам 2019 года находилась на третьем месте среди регионов РФ после Санкт-Петербурга и Москвы.

Ключевые факторы оценки

Умеренный уровень долговой нагрузки при ожидаемом снижении рисков рефинансирования долга. По оценкам Агентства, по итогам 2021 года соотношение долга Области и ее текущих доходов (по методологии АКРА) может составить порядка 60%, что соответствует умеренному уровню долговой нагрузки.

В 2021 году Правительство РФ реструктурировало бюджетный кредит, предоставленный Области годом ранее для рефинансирования кредита Управления Федерального казначейства (УФК). Кроме того, порядка 60% коммерческого долга Области будет замещено долгосрочным бюджетным кредитом. Часть коммерческого долга, подлежащая замещению, представляет собой облигации, которые предстоит выкупить Региону.

Данные меры позволят снизить как риски рефинансирования долговых обязательств Региона, так и процентные расходы на обслуживание долга. В настоящее время усредненный1 уровень процентных расходов в 2018–2022 годах составляет 3% совокупных расходов областного бюджета (без учета субвенций).

По состоянию на 01.10.2021 на облигации приходилось 39% долговых обязательств Области, оставшуюся часть ее долга составляли бюджетные кредиты с погашением до 2034 года. По состоянию на указанную дату Области предстоит выплатить в 2021–2022 годах порядка четверти своих долговых обязательств.

Особенностью долговой политики Региона является выпуск облигаций для населения, которые могут быть предъявлены к выкупу в течение срока обращения. Доля таких облигаций в общем объеме облигаций Региона составляла 19% на 01.10.2021.

Остатки на счетах на 01.10.2021 вдвое превысили среднемесячные расходы областного бюджета за восемь месяцев 2021 года. Увеличение остатков на счетах главным образом обусловлено временным разрывом между получением бюджетного кредита и погашением коммерческих заимствований. При управлении ликвидностью Область использует краткосрочные бюджетные кредиты УФК.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Умеренные показатели бюджетного профиля. Усредненная доля собственных доходов Томской области в 2018–2022 годах будет равна 72%. Усредненная доля капитальных расходов в указанном периоде составит порядка 15% совокупных расходов (без учета субвенций). В 2018–2022 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) будет равно 6%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -7%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, однако указывают на необходимость привлечения заемных средств для финансирования капитальных расходов.

Закон о бюджете на 2021 год предусматривает исполнение бюджета с дефицитом 10% налоговых и неналоговых доходов (ННД). За восемь месяцев 2021 года доходы областного бюджета увеличились на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, а ННД — на 16%. Расходы бюджета за указанный период выросли на 5%. Промежуточный дефицит по итогам восьми месяцев 2021 года составил 2 млрд руб. (за аналогичный период 2020 года — 4,8 млрд руб.).

Зависимость региональной экономики от добычи нефти. Более четверти ВРП Томской области (в 2019 году — 27,5%) приходится на добычу полезных ископаемых, главным образом нефти. Ухудшение структуры остаточных запасов, ведение добычи на месторождениях с большой степенью выработанности и рост доли трудноизвлекаемых запасов обусловили снижение добычи нефти в Регионе в течение последних шести лет. ВРП на душу населения остается ниже среднестранового уровня (89% в 2019 году). Безработица в Области снизилась с 9,1% в 2011 году до 5,5% в 2019-м, однако в 2020 году выросла до 8,7%. В 2020 году соотношение среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения превысило 3,8 раза.

Ключевые допущения

  • использование бюджетного кредита, полученного в целях замещения коммерческого долга, в полном объеме на погашение коммерческих заимствований Области;

  • исполнение бюджета в 2021 году с дефицитом не более 12% ННД;

  • рост ННД в 2021 году на 28% и в 2022-м на 4%;

  • сокращение капитальных расходов в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • улучшение графика погашения долга (снижение риска рефинансирования значительной доли долга, подлежащего погашению в течение двух лет);

  • снижение уровня зависимости от источников внешней ликвидности;

  • снижение долговой нагрузки ниже 55% текущих доходов.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • изменение долговой политики Области в пользу использования краткосрочных инструментов;

  • рост долговой нагрузки выше 80% текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Томская область, 34055 (ISIN RU000A0JW1K9), срок погашения — 19.06.2023, объем эмиссии — 7 млрд руб., — BBB(RU).

Томская область, 34062 (ISIN RU000A0ZYMJ7), срок погашения — 19.12.2024, объем эмиссии — 7 млрд руб., — BBB(RU).

Томская область, 35067 (ISIN RU000A1024L7), срок погашения — 23.07.2027, объем эмиссии — 20 млрд руб., — BBB(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Томской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Томской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Томской области и облигационных выпусков Томской области (RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7, RU000A1024L7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Томской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7, RU000A1024L7) были опубликованы АКРА 10.04.2018, 10.04.2018, 10.04.2018 и 13.05.2021. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Томской области, а также кредитных рейтингов выпусков государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7, RU000A1024L7) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных администрацией Томской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Томской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Томской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.


Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.