Кредитный рейтинг Челябинской области (далее — Челябинская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки наряду с плавным графиком погашения долга, значительным объемом остатков средств на счетах и незначительной потребностью бюджета в использовании накопленной ликвидности для финансирования капитальных расходов. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают показатели экономического развития, часть которых не превышает среднестрановой уровень, а также зависимость доходов регионального бюджета от доминирующей отрасли.
Челябинская область входит в состав Уральского федерального округа. В Области проживает 3,5 млн человек (порядка 2% населения РФ). В 2019 году валовой региональный продукт (ВРП) Региона составил 1 546 млрд руб. (порядка 1,7% совокупного ВРП регионов РФ).
Ключевые факторы оценки
Сбалансированные бюджетные показатели при незначительной потребности в использовании накопленных средств. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2018–2022 годы составит 22%. При этом баланс текущих операций по итогам 2021 года останется положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2018–2022 годы составит порядка 32%, что соответствует наивысшему уровню гибкости бюджетных расходов по методологии АКРА. В среднем капитальные расходы примерно на три четверти финансируются Регионом за свой счет.
Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит по итогам 2021 года 80% (оценка показателя за 2020-й — 76%). Это связано, с одной стороны, с прогнозным снижением объема безвозмездных поступлений, а с другой стороны, со значительным приростом собственных доходов бюджета.
Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -2%, существенно превысив показатель за 2017–2020 годы (-8%). Во многом это обусловлено сверхдоходами от металлопромышленного комплекса. Тем не менее, как отмечает АКРА, у бюджета Области сохраняется незначительная потребность в использовании накопленных средств для финансирования капитальных расходов.
За восемь месяцев 2021 года объем доходов бюджета Региона более чем на 40% превысил доходы за аналогичный период 2020-го. ННД бюджета за указанный период увеличились на 65% к прошлогоднему уровню: налог на прибыль вырос более чем в два с половиной раза, налоги на совокупный доход — на 58%, НДФЛ — на 14%. Объем безвозмездных поступлений практически не изменился относительно показателя за аналогичный период 2020 года, как и объем расходов бюджета (прирост составил порядка 0,5%). Промежуточный профицит бюджета за указанный период составил 33% ННД, полученных за восемь месяцев (годом ранее дефицит был немногим менее 10% ННД).
По прогнозу Области, в текущем году ННД могут вырасти на 48% при одновременном сокращении безвозмездных поступлений на 17% к показателю предыдущего года. По мнению АКРА, расходная часть областного бюджета сохранится на уровне 2020 года. В этом случае бюджет Челябинской области будет исполнен с профицитом, что позволит ей увеличить объем остатков на счетах к концу года.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Низкая долговая нагрузка при плавном графике погашения долга. На 01.10.2021 долг Области снизился относительно начала года на 0,5 млрд руб. и составил 25,2 млрд руб. Снижение абсолютной величины долга в текущем году обусловлено списанием части государственных гарантий Региона. Большую часть долга (56%) на 01.10.2021 составляют бюджетные кредиты, порядка 28% долгового портфеля занимают облигации, а оставшаяся часть приходится на государственные гарантии Области. Текущий график погашения долга Региона сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В ближайшие четыре года Челябинской области необходимо погасить или рефинансировать 25% долга, а до конца 2021 года погашению подлежат 0,7 млрд руб. (порядка 3% от общего объема долга).
В 2021 году Область подала заявку на участие в программе предоставления из федерального бюджета инфраструктурных бюджетных кредитов в соответствии с доведенными лимитами, а также приняла участие в программе строительства инфраструктуры в Регионе, организованной АО «ДОМ.РФ» (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»).
На конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 15%. АКРА ожидает снижение данного показателя по итогам 2021 года до 11%, что соответствует низкому уровню долговой нагрузки по методологии Агентства. Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2018–2022 годы уровень процентных расходов не превысит 0,2% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
Объем доступной ликвидности возрастет благодаря росту налоговых поступлений. С начала 2021 года остатки на счетах Области в среднем более чем на 70% покрывали ежемесячные расходы бюджета. На 01.10.2021 объем накопленных средств превысил 40 млрд руб.; по мнению АКРА, он может быть использован для финансирования дефицитов будущих периодов. По данным на 01.07.2021, у Области отсутствует просроченная кредиторская задолженность. Челябинская область размещает накопленную ликвидность на депозитах, что позволяет ей получать процентные доходы. На начало 2021 года у Области не было открытых, но неиспользованных кредитных линий сроком более одного года.
Умеренно диверсифицированная экономика со значительной концентрацией на металлургическом комплексе. По расчетам АКРА, более 30% налоговых поступлений Области может приходиться на металлообрабатывающие отрасли, а по состоянию на конец 2021-го эта доля, возможно, еще и возрастет. По итогам 2020 года восемь из десяти крупнейших по выручке предприятий Области относились к сферам деятельности, связанным с металлургическим комплексом. Наиболее крупные предприятия Региона — металлургические комбинаты ПАО «ММК», ПАО «ЧТПЗ» и ПАО «ЧМК».
В 2016–2019 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 71% от среднестранового уровня. Усредненный уровень безработицы за период с 2017 по 2020 год был равен 6,2%. При этом по итогам 2020 года уровень безработицы (по методологии МОТ) по Области оказался на уровне 6,8%. Среднемесячная заработная плата в Регионе в 2020 году более чем в три раза превысила региональный прожиточный минимум.
Ключевые допущения
-
исполнение доходной части бюджета в пределах параметров, прогнозируемых Областью;
-
расходы бюджета в 2021 году на уровне 2020-го;
-
аккумулирование свободной ликвидности на счетах Региона;
-
сокращение абсолютной величины долга не менее чем на 4% по итогам 2021 года к аналогичному показателю 2020-го.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
повышение уровня диверсификации экономики;
-
отсутствие необходимости использования накопленных средств для финансирования капитальных расходов.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение величины операционного баланса до уровня ниже 20% от объема текущих доходов;
-
увеличение соотношения долга и текущих доходов выше 30%;
-
значительное сокращение доступной ликвидности при росте расходной части бюджета.
Рейтинги выпусков
Челябинская область, 35001 (ISIN RU000A102FV5), срок погашения — 30.11.2027, объем эмиссии — 7 млрд руб., — АA(RU).
Челябинская область, 35002 (ISIN RU000A102L61), срок погашения — 17.12.2027, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АA(RU).
Челябинская область, 35003 (ISIN RU000A102L79), срок погашения — 17.12.2027, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АA(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Челябинской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Челябинской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Челябинской области и облигационных выпусков Челябинской области (ISIN RU000A102FV5, RU000A102L61, RU000A102L79) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Челябинской области и облигационных выпусков Челябинской области (ISIN RU000A102FV5, RU000A102L61, RU000A102L79) были опубликованы АКРА 26.12.2017, 01.12.2020, 21.12.2020 и 21.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Челябинской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Челябинской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Челябинской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Челябинской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Челябинской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.