Кредитный рейтинг Краснодарского края (далее — Краснодарский край, Край, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки, низким риском рефинансирования долговых обязательств Края в среднесрочной перспективе, стабильными бюджетными показателями, умеренно высокой диверсификацией налоговых доходов и высоким уровнем собственной ликвидности бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг Региона оказывают средние значения некоторых показателей социально-экономического развития.

Краснодарский край входит в состав Южного федерального округа, в Крае проживает почти 4% населения РФ и создается порядка 3% совокупного валового регионального продукта (ВРП) российских регионов. Краснодарский край — устойчивый лидер по показателям сельского хозяйства среди субъектов РФ, крупный российский курорт и важный транспортный узел.

Ключевые факторы оценки

Умеренно низкий уровень долговой нагрузки при низком риске рефинансирования долговых обязательств. По оценкам АКРА, на конец 2021 года соотношение долга Края и его текущих доходов (по методологии АКРА) составит 32%, в 2022–м указанное соотношение сохранится на том же уровне. Данный показатель говорит об умеренно низком уровне долговой нагрузки Региона. На 01.10.2021 долг Края был представлен бюджетными кредитами (71% долговых обязательств Края) и облигациями (29%).

В 2021 году Правительство РФ реструктурировало бюджетный кредит, предоставленный Краю годом ранее для рефинансирования кредита Управления Федерального казначейства (УФК). Текущий (на 01.10.2021) график погашения долга свидетельствует о низком риске его рефинансирования: в 2021–2023 годах ежегодный объем погашения (рефинансирования) не превышает 7% текущего объема долга. Вследствие высокой доли бюджетных кредитов в структуре долга Края расходы на обслуживание долга необременительны для бюджета Края (усредненный1 уровень процентных расходов в 2018–2022 годах составит порядка 1% совокупных расходов бюджета без учета субвенций).


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Высокий уровень ликвидности бюджета. Край своевременно выполняет расходные обязательства и размещает временно свободные средства на банковских депозитах. На 01.10.2021 остатки на счетах по учету средств краевого бюджета превышали его среднемесячные расходы за восемь месяцев 2021 года более чем вдвое.

Стабильные показатели бюджетного профиля. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в общих доходах Края (без учета субвенций) в 2018–2022 годах составит порядка 81%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) за указанный период будет равно 10%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов близко к нулю. Данные показатели говорят о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и финансирования капитальных расходов. Усредненные капитальные расходы в 2018–2022 годах составят 13% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Капитальные расходы финансируются преимущественно за счет собственных средств, что позволяет рассматривать их в качестве возможного резерва для сокращения расходов в случае снижения доходов краевого бюджета.

Законом о краевом бюджете на 2021 год предусмотрено исполнение бюджета с дефицитом порядка 9% ННД. Финансирование дефицита планируется осуществить за счет остатков средств, аккумулированных в предыдущие годы. По оценкам АКРА, фактический дефицит по итогам 2021 года может оказаться ниже запланированного уровня.

Промежуточный профицит краевого бюджета по итогам восьми месяцев 2021 года составил 26 млрд руб., что в пять раз больше данного показателя за аналогичный период прошлого года. Совокупные доходы в указанном периоде увеличились на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, ННД — на 26%, расходы — на 5%.

Диверсифицированная экономика с показателями развития, близкими к среднестрановым. Среди основных отраслей, формирующих большую часть ВРП Региона, — транспорт и связь (по территории Края пролегают крупные трубопроводы), торговля и ремонт, сельское хозяйство (по объему производства сельскохозяйственной продукции Краснодарский край занимает лидирующие позиции среди регионов РФ). Кроме того, весомый вклад в ВРП вносят обрабатывающая промышленность (в частности, пищевое производство, чьи перспективы роста определяет переработка сельхозпродукции, и нефтепереработка), а также сектор услуг. Налоговая отдача от отраслей неравномерна, что связано с особенностями налогового законодательства и с присутствием на территории Края консолидированных групп налогоплательщиков. Наибольшую долю налоговых поступлений в бюджет Региона обеспечивают такие сектора, как «Оптовая торговля» и «Транспорт» (в частности, трубопроводный транспорт), которые, по оценке АКРА, в 2017–2020 годах формировали порядка 13 и 18% налоговых поступлений в бюджет Региона соответственно. ВРП на душу населения остается ниже среднестранового уровня (70% в 2019 году). Безработица в Крае снизилась с 6,0% в 2015 году до 4,8% в 2019–м, в 2020 году показатель увеличился до 5,7%. В 2020 году среднемесячная заработная плата в Регионе втрое превысила региональный прожиточный минимум (для трудоспособного населения).

Ключевые допущения

  • рост ННД в 2021 году на 8% по сравнению с 2020–м с последующим увеличением в 2022 году на 6%;

  • исполнение бюджета в 2021 году с дефицитом 7%;

  • сохранение консервативной долговой политики;

  • сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение соотношения долга и текущих доходов Края до уровня ниже 30%;

  • рост гибкости расходов бюджета;

  • сокращение отставания экономических показателей Региона от среднестрановых уровней.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение уровня самодостаточности бюджета Региона;

  • рост соотношения долга и текущих доходов Края выше 50%;

  • снижение капитальных расходов краевого бюджета до уровня ниже 10%;

  • значительное снижение уровня ликвидности бюджета.

Рейтинги выпусков

Краснодарский край, 35001 (ISIN RU000A0JXYS9), срок погашения — 09.08.2024, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА-(RU).

Краснодарский край, 35002 (ISIN RU000A0ZZ8X4), срок погашения — 03.06.2025, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА-(RU).

Краснодарский край, 35003 (ISIN RU000A1011B5), срок погашения — 12.11.2026, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА-(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Краснодарского края, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Краснодарского края.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Краснодарского края и выпусков облигаций Краснодарского края (RU000A0JXYS9, RU000A0ZZ8X4, RU000A1011B5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Краснодарского края и государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0JXYS9) были опубликованы АКРА 18.10.2017, выпуска RU000A0ZZ8X4 — 17.10.2018, выпуска RU000A1011B5 — 12.11.2019. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Краснодарского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0JXYS9, RU000A0ZZ8X4, RU000A1011B5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Краснодарским краем, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Краснодарского края принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Краснодарского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.


Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.