Кредитный рейтинг Томска (далее — Томск, Город) обусловлен умеренно низким уровнем относительной долговой нагрузки и стабильными показателями развития городской экономики, ограниченной в возможностях по увеличению доходной базы бюджета. Рейтинг сдерживается возрастающей потребностью бюджета в привлечении дополнительного долгового финансирования на капитальные цели, снижающимся объемом баланса текущих операций и существенной зависимостью доходов Города от трансфертов из бюджета Томской области.

Томск является административным центром Томской области (Сибирский федеральный округ). Население Города в 2020 году составило 590 тыс. человек. По оценке АКРА, доля Города в объеме отгруженной продукции Томской области ежегодно составляет порядка 30%.

Ключевые факторы оценки

Умеренный бюджетный профиль с возрастающей потребностью в привлечении долгового финансирования. Соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в 2021 году составит 0,3%, а по итогам 2020 года этот показатель был равен 3%. Значительное снижение обусловлено в первую очередь ожидаемым приростом текущих расходов Города. АКРА полагает, что усредненное1 соотношение указанных выше показателей за 2018–2022 годы останется положительным (0,2%), что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов. Однако в случае возможного недополучения доходов в 2021 году Томску придется перейти на долговое финансирование части текущих расходов.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Доля капитальных расходов в совокупных расходах Города оценивается как высокая. Усредненное значение этого показателя за 2018–2022 годы составит порядка 20%, при этом АКРА отмечает, что ежегодно капитальные расходы более чем на две трети финансируются за счет бюджета Томской области.

Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Томска (без учета субвенций) за указанный выше период составит 59%.

Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов, по прогнозу АКРА, останется отрицательным и достигнет - 5%, что указывает на рост потребности бюджета в привлечении дополнительного долгового финансирования.

Решение о бюджете Города от 05.10.2021 предусматривает рост его совокупных доходов на 18% относительно показателя 2020 года. Однако ННД увеличатся лишь на 4% в основном благодаря росту поступлений по налогам на имущество на 25%. Основной прирост доходов Города будет обеспечен увеличением на 28% объема безвозмездных поступлений от вышестоящего областного бюджета, что говорит об усилении зависимости городского бюджета от Томской области. Планируется, что расходная часть бюджета увеличится на 22%, а дефицит составит 15% ННД и будет профинансирован по большей части за счет заемных средств.

За девять месяцев 2021 года объем доходов бюджета Томска составлял 13,0 млрд руб., что на 15% превышает показатель за аналогичный период предыдущего года. ННД бюджета увеличились на 14% к прошлогоднему уровню: налоги на имущество выросли на 31%, налоги на совокупный доход — на 23%, НДФЛ — на 7%, а безвозмездные поступления увеличились на 16%. Расходы бюджета на 01.10.2021 выросли на 7%, а дефицит бюджета составил 86 млн руб. (годом ранее дефицит превысил 907 млн руб.).

АКРА исходит из предположения, что в течение оставшегося периода 2021 года темпы роста расходной части бюджета не превысят прогнозируемые Решением о бюджете показатели, при этом рост доходов бюджета может превзойти плановые значения. В таком случае объем дефицита сформируется меньше прогнозных значений. Ожидается, что дефицит будет профинансирован в полном объеме за счет привлечения кредитных ресурсов и ценных бумаг.

Умеренно низкая долговая нагрузка при умеренных рисках рефинансирования. На начало 2021 года долг Томска составлял 4,2 млрд руб. и был представлен облигациями и коммерческими кредитами (63 и 37% соответственно). По состоянию на 01.10.2021 долг Города значительно сократился — на 1,3 млрд руб. (до 2,9 млрд руб.). Большая часть погашенной задолженности пришлась на банковские кредиты, а их доля в долговом портфеле снизилась до 22%. Для погашения коммерческих кредитов Город использовал средства автономных и бюджетных учреждений. Текущий график погашения долга Томска сбалансирован, пик выплат приходится на 2022 год, когда Городу необходимо погасить или рефинансировать 28% своих долговых обязательств. В оставшийся период 2021 года погашению подлежит 21% долга (613 млн руб.).

Долговая нагрузка на городской бюджет умеренно низкая: на конец текущего года, по прогнозу АКРА, долг Города может незначительно превысить 30% его текущих доходов. Процентные расходы необременительны и по итогам года составят 2% расходов (без учета субвенций).

По состоянию на 01.10.2021 объем остатков на счетах Города составил порядка 134 млн руб. (с учетом средств автономных и бюджетных учреждений). С начала 2021 года остатки на счетах Томска, исключая средства автономных и бюджетных учреждений, покрывали в среднем не более 11% его ежемесячных расходов. Однако для финансирования возможных кассовых разрывов у Томска открыты кредитные линии со сроком погашения более одного года общим объемом свыше 1,5 млрд руб.

В текущем году Томск не заключал договор с Управлением Федерального казначейства на предоставление краткосрочных бюджетных кредитов.  

Сравнительно высокие показатели развития экономики обусловлены наличием крупных предприятий на территории Города. В Томске расположены крупные промышленные предприятия, среди которых: ООО «Томскнефтехим» (производство химических органических веществ), ООО «Газпром трансгаз Томск» (транспортировка газа по трубопроводам), ООО «Газпромнефть-Восток» (добыча нефти), АО «Томскгазпром» (добыча природного газа), ООО «КДВ Групп» (оптовая торговля пищевыми продуктами), ОАО «Томское пиво» (производство пива). По оценке АКРА, Город ежегодно формирует порядка трети от объема отгруженной продукции Томской области. В структуре отгруженной продукции наибольшую долю (порядка 78%) в 2020 году занимала обрабатывающая промышленность, которая характеризуется значительным уровнем диверсификации.

По итогам 2020 года усредненная номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций на территории Города почти в 3,5 раза превысила прожиточный минимум в Томске. Усредненный уровень официально зарегистрированной безработицы по Городу, который исторически был почти в два раза ниже уровня безработицы, зафиксированного в Томской области, значительно вырос по итогам 2020 года. Зарегистрированная в Томске безработица достигла 5,4%, практически сравнявшись с показателем Томской области, который составляет 5,9%.

Ключевые допущения

  • прирост объема безвозмездных поступлений не менее чем на 28% относительно 2020 года;

  • объем расходов бюджета в 2021 году не выше уровня, запланированного по текущий версии Решения о бюджете;

  • рост абсолютной величины долга по итогам 2021 года в соответствии с плановыми показателями.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост операционной эффективности бюджета за счет снижения объема текущих расходов;

  • снижение потребности бюджета в привлечении долгового финансирования;

  • исполнение бюджета без дефицита по итогам 2021 года;

  • снижение долговой нагрузки по итогам текущего года;

  • значительный рост остатков на счетах бюджета Города.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • дальнейшее снижение уровня операционной эффективности бюджета;

  • рост долговой нагрузки на бюджет Города в совокупности с привлечением краткосрочных долговых обязательств;

  • снижение объема доступной ликвидности бюджета.

Рейтинги выпусков

Томск, 34006 (ISIN RU000A0JWZ10), срок погашения — 14.11.2021, объем эмиссии — 1 млрд руб., — ВВВ(RU).

Томск, 34007 (ISIN RU000A1018A2), срок погашения — 22.12.2024, объем эмиссии — 1 млрд руб., — ВВВ(RU);

Томск, 34008 (ISIN RU000A102LR1), срок погашения — 27.12.2025, объем эмиссии — 1 млрд руб., — ВВВ(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Томска, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Томска.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Томска и выпусков облигаций Томска (ISIN RU000A0JWZ10, RU000A1018A2, RU000A102LR1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Томска и кредитные рейтинги выпусков государственных ценных бумаг Томска (ISIN RU000A0JWZ10, RU000A1018A2, RU000A102LR1) были опубликованы АКРА 17.06.2020, 17.06.2020, 17.06.2020 и 29.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Томска, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Томска ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Томском, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Томска принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Томска дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Максим Першин
Эксперт, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.