Кредитный рейтинг ПАО «ФСК ЕЭС» (далее — Компания, ФСК ЕЭС) присвоен на уровне кредитного рейтинга финансовых обязательств Правительства Российской Федерации, что обусловлено высоким уровнем поддержки Компании со стороны государства и средней степенью зависимости государства и Компании от однородных факторов риска.

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК) Компании на уровне аа связана в основном с ее специфической ролью монопольного оператора единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС), являющейся стратегической инфраструктурой в сфере энергоснабжения экономики и населения, а также с высокой рентабельностью бизнеса, низким уровнем долговой нагрузки и высоким уровнем ликвидности. Сдерживающее влияние на уровень ОСК Компании оказывает ее отрицательный свободный денежный поток, обусловленный существенным объемом капитальных вложений в рамках масштабной инвестиционной программы, целью которой является повышение эффективности основных средств.

ФСК ЕЭС осуществляет передачу электроэнергии по магистральным линиям и оказывает услуги по технологическому присоединению к электросетям. Компания относится к субъектам естественных монополий, и тарифы на ее услуги регулируются государством. Основными потребителями предоставляемых ФСК ЕЭС услуг по передаче электроэнергии являются региональные электросетевые компании, энергосбытовые компании и крупные промышленные предприятия, а услуг по технологическому присоединению — электрогенерирующие компании и крупные промышленные потребители. 80,13% акций Компании находятся в собственности ПАО «Россети», 19,28% — в свободном обращении, 0,59% — у Росимущества. В 2020 году функции единоличного исполнительного органа ФСК ЕЭС переданы ПАО «Россети». При этом акционерное соглашение между ПАО «Россети» и Росимуществом о порядке управления и голосования акциями ФСК ЕЭС осталось в силе.

Ключевые факторы оценки

Высокая степень поддержки Компании со стороны государства. ФСК ЕЭС — ключевой элемент инфраструктуры энергоснабжения экономики и населения России, нарушение функционирования которой способно нарушить энергоснабжение целых регионов. Компания включена в перечень системообразующих организаций России, имеющих стратегическое значение. ФСК ЕЭС участвует в ключевых стратегических проектах в части их обеспечения энергетической инфраструктурой (энергоснабжение Олимпиады в Сочи, электрификация БАМа и Транссиба и др.). Для реализации данных мероприятий со стороны государства неоднократно оказывалась финансовая поддержка, например, в форме взносов в уставный капитал или выпуска инфраструктурных облигаций на сумму 140 млрд руб. с их последующим выкупом Государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» (ранее — Внешэкономбанк). В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» прямая или косвенная доля государства в капитале Компании не может быть ниже 50% плюс одна акция. Государство осуществляет акционерный и операционный контроль за деятельностью ФСК ЕЭС.

Инфраструктурная монополия с умеренным регуляторным риском. Регуляторный риск для Компании нивелирован малой долей ее услуг в конечной цене на электроэнергию (около 7%), высоким текущим уровнем тарифа, обеспечивающим среднюю рентабельность по FFO до процентных платежей и налогов на уровне 56%, что должно снизить негативные последствия в случае заморозки тарифов. Сбытовые риски незначительны, о чем свидетельствует низкий уровень просроченной дебиторской задолженности (более трех месяцев) на конец 2020 года, составивший 2,1% от выручки. Компания осуществляет масштабную инвестиционную программу, на которую направляет в среднем порядка 48% выручки (с учетом планов по электрификации инфраструктурного проекта по расширению Восточного полигона). Практика прошлых лет свидетельствует об относительной гибкости инвестиционной программы, размер которой может быть существенно изменен при неблагоприятных условиях. Так, в 2014–2015 годах инвестиционная программа была сокращена на 40%.

Низкая долговая нагрузка. По состоянию на 30.09.2021 объем долгового портфеля Компании составил 226,5 млрд руб. Практически весь долг представлен рублевыми облигационными займами с фиксированными и плавающими ставками. Процентный риск плавающей ставки по долгосрочным облигациям частично нивелирован высоким покрытием процентных платежей денежным потоком. По результатам 2020 года отношение общего долга (с учетом пенсионных обязательств) к FFO до чистых процентных платежей составило 1,96х, а в 2021–2022 годах среднегодовое значение данного показателя ожидается на уровне 2,7х (в 2019 году — 1,9х). Рост долга связан с финансированием инвестиционной программы Компании, при этом инвестиционная программа финансируется главным образом за счет тарифных источников.

Отрицательный свободный денежный поток и высокий уровень ликвидности. По прогнозам АКРА, в 2021–2023 годах свободный денежный поток Компании будет находиться на отрицательном уровне (в 2019 году составил 7,4 млрд руб., в 2020 году — минус 5 млрд руб.). Главный фактор, влияющий на формирование отрицательного денежного потока, — высокие капитальные затраты. Ликвидность Компании оценивается АКРА как высокая: объем погашаемого долга в ближайшие годы будет умеренным, при этом возможно привлечение новых заимствований. Компания имеет широкий доступ к внешним источникам ликвидности (по состоянию на 30.09.2021 у Компании открыты кредитные линии на сумму 100 млрд руб., значительный объем средств (56 млрд руб.) находится на счетах и депозитах в банках).

Ключевые допущения

  • средние темпы индексации тарифов и роста инфляции в период с 2021 по 2023 год: на уровне 4 и 4,2% соответственно;

  • реализация Компанией программы капитальных вложений в соответствии с заявленными сроками и объемами;

  • выплата дивидендов в размере не выше 50% от скорректированной чистой прибыли по МСФО или РСБУ (применяется наибольшая из двух величин).

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • потеря контроля со стороны государства, в частности несоблюдение на практике положений акционерного соглашения с ПАО «Россети»
    по управлению Компанией;

  • существенное снижение уровня системной значимости ФСК ЕЭС для экономики РФ;

  • значительное сокращение объема оказываемой поддержки со стороны государства и увеличение выплат (дивидендов или иного) в пользу ПАО «Россети».

Компоненты рейтинга

ОСК: аа.

Поддержка: паритет с РФ.

Рейтинги выпусков

Облигации ПАО «ФСК ЕЭС» (RU000A0ZYJ91), срок погашения — 23.10.2052, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АAА(RU).

Облигации ПАО «ФСК ЕЭС» (RU000A0ZZQN7), срок погашения — 19.10.2023, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АAА(RU).

Облигации ПАО «ФСК ЕЭС» (RU000A101CL5), срок погашения — 11.01.2035, объем эмиссии — 15 млрд руб. (размещенный объем — 10 млрд руб.), — АAА(RU).

Облигации ПАО «ФСК ЕЭС» (RU000A101LX1), срок погашения — 11.04.2035, объем эмиссии — 15 млрд руб. (размещенный объем — 10 млрд руб.), — АAА(RU).

Облигации ПАО «ФСК ЕЭС» (RU000A1028T1), срок погашения — 02.10.2035, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АAА(RU).

Облигации ПАО «ФСК ЕЭС» (RU000A1036S6), срок погашения — 21.05.2036, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АAА(RU).

Обоснование. Перечисленные выше эмиссии являются старшим необеспеченным долгом ПАО «ФСК ЕЭС» . По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Компании. В соответствии с методологией АКРА, рейтинги эмиссий приравниваются к кредитному рейтингу ПАО «ФСК ЕЭС».

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги ПАО «ФСК ЕЭС» и выпусков облигаций ПАО «ФСК ЕЭС» (ISIN RU000A0ZYJ91, ISIN RU000A0ZZQN7, ISIN RU000A101CL5, ISIN RU000A101LX1, ISIN RU000A1028T1, ISIN RU000A1036S6) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг ПАО «ФСК ЕЭС» был опубликован 28.11.2017, кредитный рейтинг выпуска (ISIN RU000A0ZYJ91) — 12.12.2017, кредитный рейтинг выпуска (ISIN RU000A0ZZQN7) — 25.10.2018, кредитный рейтинг выпуска (ISIN RU000A101CL5) — 30.01.2020, кредитный рейтинг выпуска (ISIN RU000A101LX1) — 29.04.2020, кредитный рейтинг выпуска (ISIN RU000A1028T1) — 20.10.2020, кредитный рейтинг выпуска (ISIN RU000A1036S6) — 09.06.2021.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ПАО «ФСК ЕЭС» и кредитных рейтингов облигационных выпусков ПАО «ФСК ЕЭС» (ISIN RU000A0ZYJ91, ISIN RU000A0ZZQN7, ISIN RU000A101CL5, ISIN RU000A101LX1, ISIN RU000A1028T1, ISIN RU000A1036S6) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ПАО «ФСК ЕЭС», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги были присвоены на основании консолидированной отчетности ПАО «ФСК ЕЭС» по МСФО. Кредитные рейтинги являются запрошенными, ПАО «ФСК ЕЭС» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА оказывало ПАО «ФСК ЕЭС» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Денис Красновский
Эксперт, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 188
Александр Гущин
Директор - руководитель направления среднего бизнеса, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 89, доб. 121
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.