Кредитный рейтинг Оренбургской области (далее — Оренбургская область, Область, Регион) обусловлен умеренной операционной эффективностью бюджета, низкой долговой нагрузкой и плавным графиком погашения долга. Уровень кредитного рейтинга ограничивают умеренные показатели развития экономики по сравнению со среднестрановыми значениями и зависимость экономических и бюджетных показателей от доминирующей в Регионе отрасли.

Оренбургская область расположена в Приволжском федеральном округе (ПФО), на стыке двух континентов — Европы и Азии. Регион граничит с пятью областями РФ и Казахстаном. В Области проживает 1,3% населения РФ, на ее долю приходится 1,2% совокупного валового регионального продукта (ВРП) российских регионов. Ежегодно Область обеспечивает порядка 3% добычи нефти и газа в стране.

Ключевые факторы оценки

Низкий уровень долговой нагрузки с минимальным риском рефинансирования. На начало 2021 года отношение долга к текущим доходам Региона находилось на уровне 21,7%, что соответствует низкой долговой нагрузке. В соответствии с ожидаемым исполнением бюджета Области на конец года данное соотношение также будет соответствовать низкой долговой нагрузке. На 01.11.2021 долг Региона составлял 20,2 млрд руб. и был представлен облигациями (40%) и бюджетными кредитами (60%). Благодаря такой структуре долга процентные расходы являются необременительными для Региона; кроме того, они частично покрываются процентными доходами от размещения средств бюджета на депозитах. Соотношение усредненных1 процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета Оренбургской области (без учета субвенций) за период с 2018 по 2022 год составит менее 2%. Большая часть долга (74% общего объема) подлежит погашению после 2024 года. С 2021 по 2024 год Региону необходимо рефинансировать не более 8% долга ежегодно. Область не участвует в программе замещения коммерческого долга бюджетными кредитами, учитывая более низкий, чем определено программой, уровень долговой нагрузки. Предполагаемый объем инфраструктурных бюджетных кредитов, которые потенциально может получить Область, составляет 5,87 млрд руб. Получение кредитов в таком объеме изменит оценку соотношения долга и текущих доходов Области, однако при прочих равных условиях не повлияет на итоговый уровень кредитного рейтинга.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Умеренная операционная эффективность бюджета при существенном объеме капитальных расходов и значимом объеме собственных доходов. Текущий закон о бюджете Области предполагает, что налоговые и неналоговые доходы (ННД) областного бюджета вырастут на 15% относительно 2020 года и незначительно превысят показатели 2019–го. Положительная динамика ННД в 2021 году будет в первую очередь связана с поступлениями по налогам на товары и услуги, а также по налогу на прибыль, рост которых ожидается на уровне 49 и 20% соответственно. В то же время ожидаемое исполнение бюджета Области в 2021 году — профицит в размере 1,4 млрд руб. с превышением ожидаемых ННД над прогнозируемыми законом о бюджете на 11%. По итогам девяти месяцев 2021 года бюджет исполнен с профицитом в размере 7,2 млрд руб.

Бюджет Региона характеризуется умеренным уровнем операционной эффективности: усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов стабильно положительное и за период 2018–2022 годов составит 6,1%. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов за указанный период составит -3,7%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов Региона для финансирования текущих расходов, но для финансирования капитальных расходов отчасти необходимо дополнительно привлекать заемное финансирование или использовать накопленную ликвидность.

Отношение усредненных ННД и усредненных совокупных доходов (без учета субвенций) в период 2018–2022 годов будет находиться на умеренно высоком уровне и составит 73,4%.

Усредненная доля капитальных расходов в 2018–2022 годах составит порядка 18,3% совокупных расходов (без учета субвенций). В среднем Регион финансирует порядка половины капитальных расходов самостоятельно. Это позволяет рассматривать капитальные расходы в качестве возможного резерва для сокращения расходов бюджета в случае снижения его доходной части.

Существенный объем накопленной ликвидности. Оценка ликвидности бюджета Региона обусловлена имеющимися у него средствами на счетах бюджета и депозитами при отсутствии невыбранных кредитных линий в банках со сроком погашения более двенадцати месяцев.

Остатки средств, сформированные на 01.10.2021, покрывают величину среднемесячных расходов Области за истекший период 2021 года, а также превышают половину государственного долга Области и многократно превышают объем государственного долга, погашаемого в оставшийся период 2021 года.

Для финансирования возможных кассовых разрывов Регион заключил договор с Управлением Федерального казначейства (УФК), но средства УФК не привлекались с начала 2019 года.

Умеренно развитая экономика с концентрацией на добыче углеводородов. Основой экономики Области является добыча углеводородов и связанные с ней отрасли. По оценкам АКРА, в налоговых поступлениях в бюджет Региона за период с 2016 по 2020 год на добычу, обработку и реализацию углеводородов в среднем приходилось в среднем 40% ежегодно. По данным Области, в 2020 году налоговые поступления от десяти крупнейших налогоплательщиков составили 33,6% консолидированного бюджета Региона; пять из них принадлежат к нефтегазодобывающей отрасли, они обеспечили 25,3% налоговых поступлений.

Структура ВРП Области по видам деятельности близка к структуре налоговых поступлений в ее бюджет — наибольшая доля ВРП приходится на добывающий сектор (41% в 2019 году). Исходя из прогноза социально-экономического развития Области, структурные изменения ВРП в среднесрочном периоде маловероятны.

Усредненный за 2016–2019 годы показатель ВРП на душу населения в Регионе составляет порядка 86% усредненного среднестранового значения.

Соотношение усредненных показателей заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2017–2020 годах составило 3,3, а уровень безработицы в Регионе в 2020 году незначительно превысил среднероссийский показатель.

КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ

  • исполнение бюджета Области в 2021 году с дефицитом, не превышающим 9% ННД;

  • частичное использование свободной ликвидности для финансирования дефицита бюджета в прогнозном периоде;

  • следование консервативной долговой политике с привлечением долгосрочных заимствований в случае необходимости финансирования дефицита бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост уровня диверсификации экономики;

  • отсутствие необходимости использования накопленных средств для финансирования дефицита бюджета;

  • рост баланса текущих операций.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • отставание темпов роста ВРП Региона относительно среднестрановых;

  • существенное снижение ликвидности бюджета при одновременном увеличении объема долга.

РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ

Оренбургская область, 35003 (ISIN RU000A0JVM81); срок погашения — 03.07.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — A+(RU).

Оренбургская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYKH5); срок погашения — 02.12.2027, объем эмиссии — 4 млрд руб., — A+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Оренбургской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Оренбургской области.

РЕГУЛЯТОРНОЕ РАСКРЫТИЕ

Кредитные рейтинги Оренбургской области и выпусков облигаций Оренбургской области (RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Оренбургской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были опубликованы АКРА 31.01.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Оренбургской области и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Оренбургской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Оренбургской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Оренбургской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Дмитрий Куликов
Старший директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.