Кредитный рейтинг Акционерного общества «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» (далее — НБУ, Банк) на уровне BB по международной шкале отражает его высокую значимость для страны и, соответственно, мнение АКРА об очень высоком потенциале поддержки со стороны государства. Оценка собственной кредитоспособности (ОСК) НБУ по международной шкале (bb) обусловлена лидирующими конкурентными позициями финансового института, имеющего статус крупнейшего государственного банка и приоритет в кредитовании стратегически важных проектов и секторов экономики, наряду с миссией по развитию экспортного потенциала Республики Узбекистан. ОСК также учитывает финансовый профиль, характеризующийся высоким уровнем достаточности капитала, умеренно высоким качеством активов и средними показателями фондирования и ликвидности. Сдерживающее влияние на ОСК в ближайшие 12–18 месяцев продолжат оказывать относительно высокие по сравнению с мировыми риски операционной среды.

Кредитный рейтинг НБУ по национальной шкале для Российской Федерации определен на уровне A-(RU) в соответствии с Методологией сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале АКРА, с кредитными рейтингами, присвоенными по национальной шкале АКРА для Российской Федерации.

«Стабильный» прогноз по кредитным рейтингам отражает тесные связи Банка с Республикой Узбекистан и ожидания АКРА относительно сохранения кредитоспособности суверена на текущем уровне в ближайшие 12–18 месяцев.

Одновременно АКРА присвоило готовящемуся выпуску облигаций старшего необеспеченного долга НБУ (RU000A103VY4) ожидаемый кредитный рейтинг по национальной шкале для Российской Федерации на уровне eA-(RU). Этот уровень соответствует рейтингу Банка по национальной шкале.

НБУ — крупнейший государственный банк в Республике Узбекистан, конечным собственником 100% акций которого является государство в лице Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан (58,5%) и Министерства финансов Республики Узбекистан (41,5%).

Ключевые факторы оценки

Очень высокая степень поддержки со стороны государства. АКРА полагает, что несостоятельность НБУ может стать критическим препятствием для стабильного развития экономики и обусловить серьезный репутационный риск для Республики Узбекистан. Тем не менее влияние внешней поддержки на кредитный рейтинг на данный момент нейтрально в силу и без того достаточно высокого в локальном контексте уровня собственной кредитоспособсности Банка.

НБУ является первым в рэнкинге банков страны по объему активов, что обуславливает его значимость для экономики и финансовой системы. Кроме того, на Банк приходится крупнейшая доля депозитов физических лиц в Республике Узбекистан, и на его счетах в приоритетном порядке размещаются средства государства и государственных бюджетных организаций (порядка 40% ресурсной базы на середину 2021 года, в том числе примерно 12% составляют деньги прямых акционеров). Около половины ссудного портфеля формируют кредиты, предоставленные в соответствии c государственными инициативами. В связи с этим порядка 41% кредитного портфеля покрыто гарантиями государства, которые смягчают кредитные риски. Гарантиями государства также обеспечено порядка 46% обязательств самого Банка. История значительных капитальных вложений, особенно в 2019 году, а также в 2017–м, говорит о готовности и способности страны оказывать регулярную и экстренную помощь. Значимость НБУ для Республики Узбекистан подтверждают планы правительства сохранить контроль над его деятельностью в отличие от многих иных государственных банков, о намерении приватизировать которые было объявлено официально.

Умеренно низкая оценка операционной среды является компонентом ОСК и отражает оценку АКРА экономических и отраслевых рисков, присущих любому банку, осуществляющему свою деятельность в Республике Узбекистан. Оценка учитывает мнение Агентства об уровне страновых рисков и корректируется с учетом негативного влияния специфических для банковского сектора Республики Узбекистан факторов. Одним из них является существенная долларизация отрасли (примерно половина совокупного баланса сектора номинирована в валюте) вместе с зависимостью от средств, получаемых от нерезидентов (примерно 35% всех обязательств). По мнению АКРА, такая особенность финансового сектора усложняет работу банков, усиливая дестабилизацию сектора в периоды рыночной турбулентности, экономического стресса, обесценения национальной валюты и т. д. Дополнительным ограничением операционной среды выступает высокая степень вмешательства государства в функционирование банковской системы с преобладанием значительного числа банков с государственным участием (примерно 82% от активов сектора) и директивного кредитования в экономике. Указанные факторы, по мнению АКРА, ослабляют конкуренцию, обуславливая дисбалансы в отрасли.

Очень высокая оценка бизнес-профиля отражает лидирующие позиции НБУ на рынке банковских услуг Республики Узбекистан: по состоянию на 01.10.2021 на НБУ приходилось примерно 20% активов сектора и порядка 15% средств физических лиц. Прочные конкурентные позиции, статус самого крупного государственного банка наряду с устоявшимися взаимоотношениями с ключевыми государственными компаниями Республики Узбекистан и международными долгосрочными инвесторами способствуют стабильности бизнеса и устойчивости финансовых показателей Банка. Указанные преимущества вместе с высокой капитализацией НБУ несколько смягчают риски, ассоциируемые с высокой концентрацией на отдельных именах. Так, двадцать крупнейших заемщиков и десять крупнейших контрагентов составляют примерно половину кредитного портфеля и активов до вычета резервов соответственно, тогда как десять крупнейших кредиторов формируют около 55% всех обязательств.

Агентство ожидает сохранение указанных выше параметров бизнес-модели в перспективе ближайших 12–18 месяцев. Вместе с тем, в соответствии с утвержденной в мае 2020 года новой стратегией трансформации бизнеса, к 2025 году АКРА ожидает планомерное сокращение доли кредитов государственным предприятиям и бюджетным организациям (на сегодняшний день порядка половины портфеля), а также рост негосударственного сегмента. Подобное смещение фокуса, вероятно, приведет к росту маржинальности деятельности, однако доля кредитного портфеля, гарантированного государством, будет сокращаться. Кроме того, развиваемые линии бизнеса могут потребовать освоения новых навыков и компетенций. АКРА отмечает, что НБУ осознает наличие возможных трудностей и в рамках указанной стратегии ведет работу над совершенствованием систем риск-менеджмента, управления кадрами и модернизацией IT-инфраструктуры.

Высокая оценка достаточности капитала обусловлена сильными текущими показателями достаточности собственных средств — капитал первого уровня, рассчитанный согласно базельским стандартам, составил 19% на 01.01.2021; локальный регуляторный коэффициент основного капитала составил 19,9% на ту же дату и закрепился на уровне 20% к концу третьего квартала 2021 года. Такие высокие текущие значения обеспечивают комфортную подушку капитала для абсорбции непредвиденных убытков на горизонте ближайших 12–18 месяцев.

Умеренно высокая рентабельность, выражающаяся в коэффициенте усредненной генерации капитала (КУГК) за пять полных последних лет на уровне 1,22%, поддерживает капитализацию НБУ. АКРА ожидает стабилизации показателя на несколько более высоких значениях по результатам 2021 года, но не выше 1,5%, поскольку основной объем кредитных убытков, связанных с пандемией, уже отражен в 2020 году в соотвествии с МСФО.

Умеренно высокий риск-профиль. АКРА оценивает долю потенциально проблемных требований (классифицируемых в Стадию 3 согласно МСФО) на уровне около 3,8% от совокупных активов до вычета резервов и 4,5% от кредитного портфеля на середину 2021 года. Несмотря на то что резервы под обесценение покрывают 129% от указанных проблемных активов (или 4,9% от всех активов) и 127% от проблемных кредитов (или 5,8% от всех кредитов), дополнительное давление на качество активов и капитал может оказывать возросшая доля кредитов Стадии 2 согласно МСФО (4,1% активов до вычета резервов и 4,9% кредитного портфеля на середину 2021 года). Кроме того, среди крупнейших заемщиков НБУ есть организации, требующие отдельного внимания, поскольку они вовлечены в сегменты, которые, по мнению АКРА, наиболее сильно пострадали из-за пандемии. АКРА считает соответствующие кредиты регулярными преимущественно за счет наличия государственных гарантий и потенциала внешней поддержки. Доля таких позиций составляет дополнительные 12% от всех активов до вычета резервов и 14,3% кредитного портфеля.

Будучи финансовым институтом, нацеленным на развитие экспортных направлений, НБУ имеет большую долю выданных займов, номинированных в валюте, — порядка 70% кредитов. Смягчение соответствующих кредитных рисков происходит за счет наличия валютной выручки у таких заемщиков — экспортеров, а также в целом за счет наличия большого пула кредитов (порядка 41% от портфеля на середину 2021 года), обеспеченных государственными гарантиями. В то же время длинная открытая валютная позиция на уровне 13% капитала первого уровня по состоянию на конец сентября 2021 года хоть и находится в рамках регулируемого диапазона, оценивается как относительно высокая и в случае непредвиденного укрепления национальной валюты может спровоцировать заметные валютные убытки.

Средние фондирование и ликвидность. Значительную часть фондирования (порядка 60% обязательств) составляют относительно стабильные и долгосрочные по своей природе средства от международных институциональных инвесторов и прямых акционеров банка. Дополнительно порядка трети обязательств приходится на депозиты, преобладающую часть которых формируют крупнейшие национальные компании страны с прочными партнерскими взаимоотношениями с НБУ.

Объем ликвидных активов адекватен профилю фондирования, в частности его стабильности и срочности, и составляет 11,5% баланса на середину 2021 года.

Ключевые допущения

  • сохранение принятой бизнес-модели, лидирующих рыночных позиций Банка, его роли и значимости для экономики Республики Узбекистан на горизонте 12–18 месяцев.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКАЛЕ

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • оценочное мнение АКРА о повышении кредитоспособности Республики Узбекистан.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • оценочное мнение АКРА об ухудшении кредитоспособности Республики Узбекистан;

  • признаки снижения потенциала внешней поддержки одновременно с ухудшением собственной кредитоспособности Банка.

ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКАЛЕ ДЛЯ РФ

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • оценочное мнение АКРА о повышении кредитоспособности Республики Узбекистан.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • оценочное мнение АКРА об ухудшении кредитоспособности Республики Узбекистан;

  • признаки снижения потенциала внешней поддержки одновременно с ухудшением собственной кредитоспособности Банка.

Компоненты рейтинга ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКАЛЕ

ОСК: bb.

Поддержка: АКРА оценивает степень поддержки от государства как очень высокую, однако этот компонент рейтинговой оценки имеет нейтральный эффект на финальный рейтинг.

Рейтинги выпусков

Обоснование ожидаемого кредитного рейтинга. Планируемая эмиссия (RU000A103VY4) является старшим необеспеченным долгом Банка. По причине отсутствия структурной и контрактной субординации готовящегося выпуска АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам НБУ. Согласно Методологии присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации, для присвоения ожидаемого кредитного рейтинга по национальной шкале для Российской Федерации указанному выпуску используется кредитный рейтинг НБУ по международной шкале на уровне BB, прогноз «Стабильный», и применяется Методология сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале АКРА, с кредитными рейтингами, присвоенными по национальной шкале АКРА для Российской Федерации. В соответствии с этой методологией, ожидаемый кредитный рейтинг облигационного выпуска по национальной шкале АКРА для Российской Федерации устанавливается на уровне еA-(RU).

Заемщик

Акционерное общество «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан»

Кредитный рейтинг эмитента по международной шкале

BB, прогноз «Стабильный»

Фактический эмитент

Акционерное общество «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан»

Тип ценной бумаги

Процентные документарные облигации на предъявителя с обязательным централизованным хранением

Тип долга

Старший необеспеченный

Объем эмиссии

10 млрд руб.

Предварительная дата размещения

-

Ожидаемый срок обращения

Три года

ISIN

RU000A103VY4

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Акционерного общества «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» был присвоен по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по международной шкале, а также Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой. Кредитный рейтинг Акционерного общества «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале АКРА, с кредитными рейтингами, присвоенными по национальной шкале АКРА для Российской Федерации, и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Ожидаемый кредитный рейтинг выпуску облигаций Акционерного общества «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» (RU000A103VY4) был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской ФедерацииМетодологии сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале АКРА, с кредитными рейтингами, присвоенными по национальной шкале АКРА для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг выпуску облигаций Акционерного общества «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» (RU000A103VY4) будет присвоен АКРА после получения финальной документации. В случае существенных отличий финальной документации от полученных предварительных материалов АКРА может изменить рейтинг эмиссии относительно уровня ожидаемого кредитного рейтинга.

Кредитные рейтинги по международной шкале и национальной шкале для Российской Федерации были присвоены Акционерному обществу «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» впервые. Пересмотр кредитных рейтингов и прогнозов по кредитным рейтингам Акционерного общества «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза. Ожидаемый кредитный рейтинг был присвоен облигациям Акционерного общества «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» (RU000A103VY4) впервые. Очередное рейтинговое действие ожидается в течение 180 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитные рейтинги Акционерного общества «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» и ожидаемый кредитный рейтинг выпуска облигаций Акционерного общества «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» (RU000A103VY4) были присвоены на основании данных, предоставленных Акционерным обществом «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием отчетности Акционерного общества «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан». Кредитные рейтинги и ожидаемый кредитный рейтинг выпуска облигаций (RU000A103VY4) являются запрошенными, Акционерное общество «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» принимало участие в процессе их присвоения.

При присвоении кредитных рейтингов и ожидаемого кредитного рейтинга выпуску облигаций (RU000A103VY4) использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Акционерному обществу «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов и ожидаемого кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Сурен Асатуров
Заместитель директора, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 80, доб. 130
Михаил Полухин
Директор, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 03 47
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.