Соответствие выпуска Положению Банка России от 19.12.2019 № 706-П

В рамках выпуска социальных биржевых облигаций серии 001P-06R ПАО «Ростелеком» (далее — Облигации) АКРА осуществило верификацию соответствия проектов, планируемых к рефинансированию за счет привлекаемых от выпуска Облигаций средств и направленных на развитие общественной жизни, международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования (в соответствии с Положением Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг»).

Представленные ПАО «Ростелеком» (далее — Эмитент) комплексные проекты направлены на рефинансирование понесенных ранее затрат (в объеме более 10 млрд руб.) по двум направлениям:

  • проект «Создание инфраструктуры для подключения к сети "Интернет" социально значимых объектов (СЗО)»;

  • проект «Устранение цифрового неравенства (УЦН)» (далее именуемые совместно — Проекты).

Оба Проекта реализуются в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура».

Оба Проекта относятся к категориям социальных проектов, указанным в Принципах социальных облигаций Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) в редакции 2021 года (далее — ПСО-2021):

  • создание доступной базовой инфраструктуры;

  • обеспечение доступа к социально значимым услугам.

Рефинансирование аналогичных проектов за счет выпуска социальных облигаций допускается как в международной, так и в российской практике.

Реализация Проектов позволяет добиться положительного социального эффекта, который выражается в:

  • подключении к интернету СЗО (в том числе организаций образования и здравоохранения);

  • увеличении числа людей, имеющих своевременный доступ к информации, базам знаний, центрам компетенций в здравоохранении;

  • увеличении точек доступа беспроводного интернета (Wi-Fi) в населенных пунктах численностью населения от 100 до 500 человек;

  • увеличении числа пользователей беспроводного интернета и современной сотовой связи в населенных пунктах численностью населения от 100 до 500 человек;

  • улучшении качества жизни жителей малонаселенных пунктов за счет повышения доступности современных услуг связи, в том числе за счет создания условий для подключения к высокоскоростному интернету школ, больниц и иных государственных учреждений.

Краткая информация о Проектах, рефинансируемых за счет выпуска социальных облигаций, и об их социальном эффекте приведена в Приложении 1.

АКРА подтверждает, что Проекты, рефинансируемые за счет выпуска социальных Облигаций, соответствуют всем базовым международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) в редакции 2021 года (ПСО-2021).

Условия эмиссии Облигаций предполагают наличие права владельцев Облигаций требовать досрочного погашения в случае нарушения Эмитентом условий о целевом использовании полученных денежных средств, что позволяет идентифицировать планируемые к выпуску Облигации как социальные.

Таким образом Агентство подтверждает соответствие планируемого выпуска Облигаций Положению Банка России от 19.12.2019 N 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг».

Соответствие выпуска Принципам социальных облигаций ICMA

АКРА подтверждает, что планируемый выпуск Облигаций Эмитента соответствует всем базовым критериям ПСО-2021. Направление использования средств (Проекты, рефинансируемые в рамках выпуска Облигаций, направлены на реализацию целей, соответствующих категориям социальных проектов ICMA, и на развитие общественной жизни, а также имеют положительный социальный эффект), процесс оценки и отбора проектов, подходы к управлению средствами и предоставлению отчетности Эмитента, представленные в документе «Положение об устойчивом финансировании ПАО "Ростелеком"» (далее — Положение), в полной мере отвечают критериям ПСО-2021, в связи с чем планируемый выпуск Облигаций можно считать социальным.

КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКА

Эмитент

ПАО «Ростелеком»

Кредитный рейтинг эмитента

AA(RU), прогноз «Стабильный»

Вид, серия и иные идентификационные признаки ценных бумаг

Социальные биржевые облигации бездокументарные процентные неконвертируемые с централизованным учетом прав серии 001P-06R, размещаемые в рамках программы биржевых облигаций, имеющей идентификационный номер 4-00124-A-001P-02E от 15.12.2015

Планируемый объем эмиссии

Не более 10 млрд руб.

Регистрационный номер выпуска

На дату публикации не присвоен

Дата начала размещения

На дату публикации не определена

Срок обращения

Не более 1 456 дней

Источник: АКРА, данные эмитента

ПАО «Ростелеком» — крупнейший в России провайдер цифровых услуг и решений, присутствующий во всех сегментах рынка, ведущий провайдер услуг фиксированной телефонии в большинстве регионов и крупнейший оператор широкополосного доступа в интернет (ШПД). Эмитент интегрирует повестку устойчивого развития в свою деятельность, о чем свидетельствуют следующие инициативы:

  • Эмитент интегрировал Цели в области устойчивого развития ООН (далее — ЦУР ООН) в управление компанией и учитывает их при подготовке годового отчета и при разработке проектов в области устойчивого развития;

  • Эмитентом подготовлен отчет об ESG в рамках годового отчета за 2020 год, в том числе определены вклад отдельных направлений деятельности Эмитента в ЦУР ООН и приоритетные для Эмитента ЦУР ООН, рассчитан ряд ключевых индикаторов воздействия на окружающую среду и общество (прямые и косвенные выбросы парниковых газов, потребление воды и электроэнергии, затраты на защиту окружающей среды и др.);

  • Эмитентом принят ряд политик в сфере ESG, в том числе экологическая политика; политика в области охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности; положение о производственном экологическом контроле; этический кодекс; антикоррупционная политика;

  • ESG-риски интегрированы в программу управления рисками Эмитента, в частности, учтены риски охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, риски противодействия коррупции, а также риски нехватки квалифицированного персонала;

  • реализуются инициативы по снижению собственного воздействия Эмитента на окружающую среду. В частности, Эмитент реализует принципы «зеленого офиса» и приступил к использованию автоматических датчиков энерго- и водопотребления, внедряет раздельный сбор отходов, применяет экологически безопасные расходные материалы и использует электронный документооборот, а также видео-конференц-связь;

  • рассматриваемые в данном заключении проекты («Устранение цифрового неравенства» и «Создание инфраструктуры для подключения к сети "Интернет" СЗО») также описаны в годовом отчете Эмитента за 2020 год с указанием достигнутых социальных эффектов и планов по дальнейшей реализации проектов.

Ключевые факторы оценки

Эмитент предоставил АКРА документы, содержащие критерии приемлемости проектов, которые могут быть рефинансированы за счет выпуска социальных Облигаций, процесс оценки и отбора таких проектов, подходы к управлению средствами и будущей отчетности.

На основании предоставленных Эмитентом документов Агентством были сделаны заключения о соответствии проектов четырем базовым критериям ПСО-2021, а именно:

  • использование средств;

  • процесс оценки и отбора проектов;

  • управление средствами;

  • отчетность.

 Использование средств

Цели выпуска социальных Облигаций Эмитента четко сформулированы и соответствуют ПСО-2021. Все средства, привлеченные в рамках размещения оцениваемого выпуска социальных Облигаций, будут направлены на рефинансирование ранее понесенных затрат на реализацию двух проектов:

  • проект «Создание инфраструктуры для подключения к сети "Интернет" СЗО»;

  • проект «Устранение цифрового неравенства (УЦН)».

Указанные Проекты реализуются на территории 44 субъектов Российской Федерации.

Таким образом, 100% поступлений от выпуска Облигаций будет направлено исключительно на рефинансирование вышеуказанных Проектов, подпадающих под категории социальных проектов ICMA «Обеспечение доступа к социально значимым услугам» и «Создание доступной базовой инфраструктуры» согласно ПCО-2021.

Эмитент предоставил Агентству: (1) полный список Проектов и их описание; (2) данные по уже достигнутым и целевым параметрам социальных эффектов от реализации Проектов; (3) сроки финансирования и обобщенные финансовые параметры Проектов; (4) данные по фактически созданным и планируемым точкам доступа в рамках проекта по УЦН в разбивке по субъектам Российской Федерации и населенным пунктам; (5) данные по фактически подключенным и планируемым к подключению СЗО в разбивке по субъектам Российской Федерации; (6) проект отчета о надлежащем (целевом) использовании привлеченных средств в рамках рассматриваемого выпуска Облигаций.

Получено письменное заключение о том, что вводимые объекты не являются объектами капитального строительства и экологическая экспертиза не требуется. Реализация проектов не наносит какого-либо существенного вреда окружающей среде и обществу.

В качестве целевой группы Эмитентом рассматриваются все жители населенных пунктов, где реализуются указанные Проекты, т. к. данные пункты представляют собой удаленные и малонаселенные города / села / хутора / прочие населенные пункты, в которые экономически нерентабельно проводить высокоскоростной интернет (проект «Устранение цифрового неравенства (УЦН)»). Аналогичный подход применяется для проекта по созданию инфраструктуры для подключения СЗО к интернету. Эмитентом представлено обоснование того, что проведение высокоскоростного интернета в рассматриваемые населенные пункты экономически нерентабельно и является социальной функцией. Использование в качестве целевой группы населения в целом по географическому признаку, без выделения какой-либо узкой социальной категории, допускается ПСО-2021 в случае, если решается проблема, значимая для данной территории.

АКРА считает применяемое для выпуска Облигаций использование средств соответствующим ПСО-2021.

Процесс оценки и отбора проектов

Эмитентом принята прозрачная процедура оценки и отбора проектов, которая описана в Положении. В соответствии с ним к категории социальных проектов Эмитент относит проекты, направленные на решение или смягчение определенной социальной проблемы и/или на достижение иного положительного социального результата.

Заявленные в рамках рассматриваемого выпуска Облигаций Проекты Эмитент относит к категории социальных проектов в соответствии с Положением, так как они направлены на создание доступной базовой инфраструктуры (инфраструктура связи и доступа к сети Интернет).

В соответствии с процедурой, установленной Эмитентом, отбор проектов осуществляет департамент финансов, который в этих целях запрашивает информацию у департамента экономики и инвестиций, и департамента реализации комплексных проектов. В соответствии с Положением перечень таких проектов утверждает правление Эмитента, которое одновременно подтверждает их соответствие требованиям.

Кроме того, на момент выпуска Облигаций Эмитент уже начал реализацию рассматриваемых Проектов, которые ранее были профинансированы другими финансовыми инструментами (в том числе банковскими кредитами).

Проекты, отобранные Эмитентом для оцениваемого выпуска Облигаций (см. Приложение 1), относятся к категориям «Создание доступной базовой инфраструктуры» и «Обеспечение доступа к социально значимым услугам» согласно ПСО-2021 и соотносятся со следующими ЦУР ООН:

  • ЦУР № 4: Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех;

  • ЦУР № 8: Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех;

  • ЦУР № 9: Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям;

  • ЦУР № 10: Сокращение неравенства внутри стран и между ними;

  • ЦУР № 11: Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов.

В то же время Эмитентом не были привлечены внешние эксперты для отбора Проектов и оценки социальных эффектов по ним, что ограничивает присвоенную оценку.

В целом, по мнению АКРА, описанный алгоритм свидетельствует об эффективном процессе оценки и отбора проектов и соответствует рыночным практикам и ПСО-2021.

Управление средствами

Процедура управления средствами от выпуска социальных облигаций изложена в Положении. В соответствии с Положением средства от размещения социальных Облигаций Эмитента будут зачислены на выделенный счет Эмитента, затем выделены на рефинансирование утвержденных Проектов на условиях решения о выпуске социальных Облигаций.

При этом Агентство отмечает, что так как 100% средств от эмиссии социальных Облигаций Эмитента планируется направить на рефинансирование расходов по социально значимым Проектам, понесенных в 2020 году и в первом–втором кварталах 2021 года, Эмитентом не был подготовлен отдельный документ по порядку размещения поступлений от эмиссии социальных Облигаций. Кроме того, в связи с направлением 100% средств от эмиссии социальных Облигаций на рефинансирование, временного размещения неиспользованных средств от рассматриваемого выпуска Облигаций не возникает.

Эмитент также готов привлечь аудитора для проверки соответствия целевого использования средств, полученных от выпуска социальных Облигаций, на предмет отсутствия оснований у инвесторов (держателей Облигаций) требовать досрочного погашения Облигаций (в силу нарушения условий целевого расходования средств).

С учетом наличия утвержденного Положения и предварительных параметров эмиссионной документации Агентство считает процедуру управления средствами достаточной с точки зрения раскрытия информации для инвесторов.

По мнению АКРА, процедура по управлению средствами в полной мере соответствует ПСО-2021.

Отчетность

Эмитент обязуется публиковать информацию о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения Облигаций, в составе отчета о надлежащем (целевом) использовании привлеченных средств (далее — Отчет) ежегодно и до тех пор, пока не будет инвестирован эквивалент суммы от объема размещенных социальных Облигаций, раскрывать информацию о распределении средств от размещения социальных Облигаций на своем корпоративном сайте, на странице в сети Интернет, предоставляемой Эмитенту одним из аккредитованных агентств, по адресу: https://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=141, а также на сайте ПАО Московская Биржа.

Отчет будет содержать следующие данные:

  • (1) наименования Проектов;

  • (2) описание Проектов;

  • (3) описание использования денежных средств, полученных от выпуска Биржевых Облигаций;

  • (4) долю финансирования Проектов за счет других источников;

  • (5) сведения о расходовании (распределении) привлеченных средств;

  • (6) сведения о достижении качественных и количественных показателей реализации Проектов;

  • (7) сведения о состоянии Проектов на дату окончания отчетного периода (один год).

Для рассматриваемого выпуска Облигаций Эмитентом был представлен Агентству проект Отчета. Эмитент в полной мере раскрыл Агентству планируемое содержание каждого пункта Отчета.

По мнению Агентства, приведенная процедура раскрытия информации в полной мере соответствует ПСО-2021.

Дополнительные факторы оценки

Организационная структура и стратегия

Эмитент определил цели социального характера при подготовке к выпуску социальных Облигаций; соотнес их с ЦУР ООН; определил подразделения, которые будут отвечать за реализацию рассматриваемых Проектов социальной направленности.

Эмитент в целом ориентирован на устойчивое развитие, что подтверждается фактами, изложенными в годовом отчете за 2020 год (см. стр. 3 настоящего пресс-релиза). Кроме того, Эмитент определил качественные и количественные параметры в сфере ESG, достижение которых запланировано в рамках реализации стратегии Эмитента на 2021–2025 годы (далее — Стратегия). Эмитентом запланирована разработка программ, детализирующих механизмы достижения указанных целей.

Рассматриваемые в рамках данного заключения Проекты соотносятся с одной из целей в сфере ESG, обозначенной Эмитентом в Стратегии, а именно: «Содействие продвижению и реализации ESG-принципов среди клиентов».

Агентство также высоко оценивает общее качество корпоративного управления и стратегического планирования Эмитента, в том числе результаты прошлого стратегического цикла Эмитента, а также отмечает высокий уровень информационной прозрачности Эмитента.

Финансовая реализуемость проектов

На момент размещения выпуска Облигаций реализация рассматриваемых Проектов уже начата. Эмитентом приведена информация о доходах, получаемых в результате реализации проектов «Устранение цифрового неравенства» и «Создание инфраструктуры для подключения к сети "Интернет" СЗО» на территории 44 субъектов Российской Федерации. В этой связи Агентство считает вероятность финансовой реализуемости проектов крайне высокой.

Ключевые допущения

  • целевое использование средств, полученных от выпуска Облигаций;

  • реализация Проектов в соответствии с информацией, представленной Эмитентом.

Компоненты оценки

Соответствие выпуска Облигаций ПСО: соответствует.

Уровень оценки: SR2.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Оценка проектов, рефинансируемых в рамках выпуска социальных облигаций ПАО «Ростелеком», на соответствие международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования и/или устойчивого развития, а также самих облигаций — на соответствие ПСО-2021 была проведена на основании Методологии оценки социальных долговых обязательств и долговых обязательств в области устойчивого развития.

Мнение АКРА о соответствии проектов, рефинансируемых ПАО «Ростелеком», международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования и/или устойчивого развития, а также самих облигаций ПАО «Ростелеком» ПСО-2021 публикуется Агентством впервые. Пересмотр оценки соответствия возможен в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Мнение АКРА о соответствии проектов, рефинансируемых ПАО «Ростелеком», международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования и/или устойчивого развития, а также о соответствии облигаций ПАО «Ростелеком» ПСО-2021 основано на данных, предоставленных ПАО «Ростелеком», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Оценка соответствия проектов, рефинансируемых ПАО «Ростелеком», международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования и/или устойчивого развития, а также оценка соответствия облигаций ПАО «Ростелеком» ПСО-2021 была запрошенной, ПАО «Ростелеком» принимало участие в процессе оценки.

При присвоении оценки использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологии.

Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были.

Присвоенная оценка не является кредитным рейтингом.

Приложение 1. Описание проектов, рефинансируемых за счет выпуска социальных облигаций, и достигаемых социальных эффектов

Наименование проекта

Описание проекта

Соответствие ЦУР ООН

Решение социальной проблемы

Достигаемые социальные эффекты

1

Проект «Создание инфраструктуры для подключения к сети "Интернет" социально значимых объектов (СЗО)».

В рамках реализации проекта Эмитент должен подключить 29 790 СЗО (в том числе объекты образования, здравоохранения и другие.

В рамках реализации проекта предоставлена возможность использования современных цифровых технологий сотрудникам государственных учреждений.

  • ЦУР № 4.

  • ЦУР № 9.

  • ЦУР № 11.

 

Низкий уровень цифровизации и использования высокоскоростного интернета в СЗО ряда регионов России.

Количественные:

  • Число СЗО, подключенных к интернету (целевое значение — 29 790 СЗО накопленным итогом к концу 2021 года). На конец 2020 года было подключено 17 976 СЗО накопленным итогом.

Качественные:

  • Улучшение качества жизни жителей малонаселенных пунктов за счет повышения доступности современных услуг связи, в том числе за счет создания условий для подключения к высокоскоростному интернету школ, больниц и иных государственных учреждений.
  • Повышение эффективности деятельности государственных учреждений.

2

Проект «Устранение цифрового неравенства (УЦН)».

Организация точек доступа в интернет со скоростью не менее 10 Мбит/с в населенных пунктах с численностью от 250 до 500 человек (в том числе в сельской местности, в удаленных и труднодоступных районах). Услуга доступа в интернет с использованием точек доступа предоставляется Эмитентом бесплатно. А также организация точек доступа с возможностью оказания услуг подвижной радиотелефонной связи (ПРТС) в населенных пунктах с населением от 100 до 500 человек.

  • ЦУР № 8.

  • ЦУР № 9.

  • ЦУР № 10.

Низкий уровень доступности беспроводного интернета и современной сотовой связи в населенных пунктах численностью населения от 100 до 500 человек.

Количественные:

  • Количество точек доступа беспроводного интернета (Wi-Fi) в населенных пунктах численностью населения от 250 до 500 человек (целевое значение — 13 923 точки доступа накопленным итогом к концу 2021 года). На конец 2020 года было подключено 12 433 точки накопленным итогом.

Качественные:

  • Улучшение качества жизни жителей малонаселенных пунктов за счет повышения доступности современных услуг связи.

Источники: ПАО «Ростелеком»

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Владимир Горчаков
Заместитель директора, руководитель группы оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 132
Агата Постнова
Эксперт, группа оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 157
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.