* Приведенная в настоящем отчете информация актуальна на 27.08.2021.

Компоненты кредитного рейтинга

Оценка экономического профиля

Оценка экономического профиля1

3

Оценка финансового профиля

Оценка финансового профиля2

3

Кредитный рейтинг

АА-(RU)

Прогноз

«Стабильный»



1 Оценка присваивается по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
2 Оценка присваивается по шкале от 1 до 15 баллов, где 1 — наилучшая оценка.

Белгородская область (далее — Белгородская область, Область, Регион) входит в состав Центрального федерального округа и граничит с Курской и Воронежской областями, а также с Украиной. Численность населения Региона составляет 1,5 млн человек (1% населения РФ). Порядка двух третьих населения Области проживает в городах. Крупнейшие города Белгородской области — Белгород (394 тыс. человек), Старый Оскол (224 тыс. человек), Губкин (86 тыс. человек).

Белгородская область является аграрно-индустриальным регионом благодаря географическим особенностям территории. В Области частично расположен один из крупнейших по запасам железорудных бассейнов в мире — Курская магнитная аномалия (КМА), что объясняет ресурсодобывающую направленность экономики. Наряду с этим около 70% территории Региона покрывают черноземные почвы, что позволяет активно развивать сельское хозяйство и пищевую промышленность.

На территории Белгородской области расположен ряд крупных предприятий, большая часть которых ориентирована на добычу и переработку железной руды: АО «Лебединский ГОК» (добыча железных руд), АО «Стойленский ГОК» (добыча железных руд), ООО «Яковлевский ГОК» (добыча железных руд), АО «ОЭМК им. А. А. Угарова» (производство горячекатаного проката), АО «Комбинат КМАруда» (добыча железных руд) и другие. Вместе с тем ряд ключевых предприятий Области ориентированы на сельское хозяйство и пищевую промышленность: АО «ЭФКО» (производство растительных и животных масел), ЗАО «Свинокомплекс Короча» (разведение свиней), ООО «ТД «Агро-Белогорье» (торговля мясом и мясными продуктами) и прочие.

По оценке Области, ее валовой региональный продукт (ВРП) по итогам 2020 года составит 993,6 млрд руб., или около 1% совокупного ВРП регионов РФ. В структуре ВРП наибольшую долю (порядка 19%) занимают отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых.

Ключевые факторы оценки

Оценка экономического профиля

Экономика Белгородской области характеризуется умеренными показателями социально-экономического развития и существенной зависимостью от добывающего сектора. Значимые доли экономики также формируют отрасли сельского хозяйства, торговли и обрабатывающей промышленности. ВРП Области составил 955,9 млрд руб. по итогам 2019 года. По оценке Региона, объем ВРП за 2020 год мог составить 993,6 млрд руб. До 2018 года ВРП по физическому объему прирастал существенно быстрее, чем у совокупности субъектов ЦФО и России в целом, но затем темпы прироста сравнялись.


Рисунок 1. Динамика индекса физического объема ВРП Белгородской области в сравнении с динамикой совокупного индекса ВРП субъектов ЦФО и субъектов РФ


Источник: Росстат, расчеты АКРА

Подушевой ВРП в Области составил 617 тыс. руб. в 2019 году. За период с 2013 по 2019 год этот показатель в среднем увеличивался на 9% ежегодно, что соответствует темпам прироста среднестранового подушевого ВРП. Усредненный3 ВРП на душу населения Белгородской области в 2016–2019 годах составил 96% от среднестранового показателя.



3 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Структура ВРП Области по видам экономической деятельности диверсифицирована. Наибольшую долю ВРП Белгородской области по итогам 2019 года формирует добыча полезных ископаемых (19%); добыча в основном сконцентрирована на руде черных металлов, что объясняется наличием КМА с богатыми залежами металлических руд на территории Области. При этом, по мнению Агентства, доля сегмента «Добыча полезных ископаемых» в ВРП будет расти в среднесрочной перспективе (после ожидаемого падения в 2020 году на фоне снижения спроса на продукцию металлопромышленного комплекса), что в большей степени связано с получением сверхдоходов в 2021 году от данного сектора экономики. Вторую по объему долю ВРП составляет вид деятельности «Сельское хозяйство» (17%), который в значительной степени развит в Регионе благодаря географическим условиям. АКРА отмечает, что большая доля с/х в структуре экономики может негативно сказываться на объеме налоговых поступлений, поскольку сельское хозяйство получает значительное количество льгот от Региона, а также сильно зависит от сезонности и погодных факторов. На третьем месте — отрасли обрабатывающей промышленности (15%). Обрабатывающие производства в значительной мере диверсифицированы, поскольку в Области хорошо развиты пищевая промышленность, а также металлургическое производство, однако это не отражается в структуре ВРП. Значимую долю ВРП формирует отрасль оптовой и розничной торговли (13%). Отрасли бюджетной сферы формируют порядка 10% ВРП Области.

Рисунок 2. Структура ВРП Белгородской области, 2019 год




Источник: Росстат, расчеты АКРА

В 2019 году промышленные отрасли совокупно сформировали 37% ВРП Региона. Для индекса промышленного производства (ИПП) Области характерны опережающие среднестрановые темпы роста, при этом по итогам 2020 года индекс снизился существенно меньше, чем у всех регионов России в совокупности. ИПП в 2020 году составил 101,5% к уровню 2019–го, за восемь месяцев 2021 года рост данного показателя составил 2,6% к соответствующему периоду предыдущего года. Снижение темпов прироста данного показателя в 2020 году обусловлено в первую очередь влиянием на экономику Региона пандемии COVID-19, однако положительный прирост сохранился.


Рисунок 3. Динамика ИПП Белгородской области в сравнении со среднероссийским показателем


Источник: Росстат, расчеты АКРА

Соотношение усредненных за период с 2017 по 2020 год средней номинальной начисленной заработной платы по полному кругу предприятий по Белгородской области и прожиточного минимума Области превысило 3,5 раза. Аналогичный показатель, рассчитанный для 2017 года, составлял 3,1, что указывает на его планомерный рост.

Усредненный за период 2017–2020 годов уровень безработицы по методологии МОТ составил 4,5%. За весь период анализа (начиная с 2013 года) безработица в Области не превышала 4,9% (пик за весь анализируемый период пришелся на 2020 год). Низкий уровень безработицы отчасти объясняется значительной долей сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности в экономике, которые традиционно обеспечивают высокую занятость населения. В 2020 году пик безработицы в 5,4% пришелся на май–июль, но к сентябрю–ноябрю показатель снизился до 5,2%, а среднегодовое значение составило 4,9%.

Отраслевая структура занятости в экономике демонстрирует преобладание обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и торговли. По отчетным данным за 2020 год, совокупно в этих трех сферах трудилось порядка 46% (348 тыс. человек) от общей численности занятых в экономике, как и годом ранее. Значительная доля населения (22%) занята в государственном секторе экономики, который подразделяется на отрасли государственного управления, образование, здравоохранение и деятельность в области культуры, спорта, досуга и развлечений. Отрасли добычи, которые формируют наибольшую долю налоговых поступлений в бюджет Области, наоборот, характеризуются наименьшей долей занятых (3,5%).


Рисунок 4. Отраслевая структура занятости Белгородской области по отчету за 2020 год

 

* Государственный сектор представляет собой совокупность отраслей бюджетной сферы.
Источник: Белгородская область, расчеты АКРА

Отраслевая структура налоговых поступлений указывает на преобладание добывающих отраслей. Негосударственный сектор экономики умеренно диверсифицирован и демонстрирует значительную зависимость от цен на добываемые и обрабатываемые в Области металлы. По мнению АКРА, за последние четыре года наибольшая доля налоговых поступлений (36% — усредненная доля за 2017–2020 годы) приходилась на отрасли, связанные с металлургическим производством4. В 2021 году Область ожидает получение сверхдоходов от металлургического комплекса в связи с благоприятной конъюнктурой на рынке металлов, при этом усредненная доля налоговых поступлений от отраслей металлургического производства может превысить 40%, что негативно скажется на оценке показателя диверсификации экономики. Отрасль оптовой торговли — вторая по объему налоговых поступлений после совокупности отраслей металлургического комплекса, ее усредненная доля за 2017–2020 годы составляет 9%. Значительная концентрация в других внебюджетных секторах экономики отсутствует. Государственный сектор экономики, по оценкам АКРА, формирует порядка 14,7% налоговых доходов Области в 2017–2020 годах и не является самым значимым сектором краевого бюджета.

Крупнейшие компании Белгородской области в основном ориентированы на добычу и обработку черных металлов, что связано с частичным расположением КМА на территории Региона, а также на пищевую промышленность ввиду наличия обширных территорий с черноземными почвами. По итогам 2020 года шесть из десяти крупнейших по выручке предприятий были заняты в сферах пищевой промышленности, сельского хозяйства и торговли. Еще три крупнейших компании были заняты в сфере добычи и обработки металлических руд.



4 В целях оценки диверсификации экономики налоговые поступления от отраслей добычи металлических руд и металлургического производства суммируются.

Таблица 1. Крупнейшие по выручке предприятия, зарегистрированные в Белгородской области, 2020 год

Предприятие

Вид деятельности

Выручка, млн руб.

прибыль
До налогообложения, млн руб.

АО «Лебединский ГОК»

Добыча железных руд открытым способом

151 190

222 692

ООО «КРЦ «ЭФКО-Каскад»

Торговля оптовая пищевыми маслами и жирами

131 263

531

АО «ОЭМК им. А. А. Угарова»

Производство сортового горячекатаного проката

104 070

(- 888)

АО «Стойленский ГОК»

Добыча железных руд открытым способом

98 114

66 828

ЗАО СК «Короча»

Разведение свиней

55 827

(- 149)

АО «ЭФКО»

Производство растительных и животных масел и жиров

40 082

223

АО «Приосколье»

Разведение сельскохозяйственной птицы

35 952

661

ООО «Газпром межрегионгаз Белгород»

Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами

31 619

19

ООО «ТД «Агроторг»

Торговля оптовая зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных

30 522

(- 52)

ООО «ТД «Агро-Белогорье»

Торговля оптовая мясом и мясными продуктами

24 858

9

Источник: СПАРК-Интерфакс

Демографическая ситуация в Регионе в 2010–2020 годах характеризуется миграционным притоком и естественной убылью населения, в результате чего среднегодовая численность населения в указанном периоде начала снижаться лишь в 2018 году, когда коэффициент естественного снижения населения превысил коэффициент миграционного притока. По итогам 2020 года ситуация усугубится из-за негативного влияния пандемии коронавируса, последствия которой привели к увеличению убыли населения и значительному сокращению миграционных потоков.


Рисунок 5. Динамика и факторы изменения численности населения Белгородской области, 2010–2020 годы



Источник: Белгородская область, Белгородстат, расчеты АКРА

Оценка бюджетного профиля

Бюджетный профиль Региона характеризуется как умеренно сильный с незначительной потребностью в использовании дополнительного финансирования на капитальные цели в кратко- и среднесрочной перспективе. Налоговые доходы бюджета Области в значительной мере зависят от конъюнктуры цен на рынке металлов с учетом временного лага уплаты налога на прибыль (НП). Это связано с тем, что НП — основной по доле налог в составе налоговых и неналоговых доходов (ННД, собственные доходы) Региона — формируется по большей части в отраслях металлопромышленного комплекса. За период с 2016 по 2020 год НП в среднем формировал порядка 38% ННД ежегодно. По итогам 2020 года доля НП в собственных доходах бюджета, как и номинальный объем поступлений, заметно сократилась из-за снижения спроса на металлургическую продукцию и общего негативного влияния пандемии COVID-19 и сопутствующих ей ограничений, что в свою очередь привело к снижению ННД по итогам года. По мнению АКРА, в 2021 году доля НП в составе собственных доходов бюджета может значительно увеличиться ввиду получения Областью сверхдоходов от металлургического комплекса, что будет способствовать росту ННД. НДФЛ — второй по доле налог в ННД — формирует в среднем 26% собственных доходов бюджета и отличается заметно меньшей волатильностью, чем НП. Третьим по доле (в среднем 15% за 2016–2020 годы) является налог на имущество. Значимую долю (в среднем 11% за аналогичный период) формирует совокупность налогов на товары и услуги.


Рисунок 6. Динамика ННД бюджета Белгородской области в сопоставлении со среднегодовой ценой на железную руду, млн руб.


Источник: Росказна, Trading Economics, расчеты АКРА

За исследуемый период (с 2013 года) Область исполняла бюджет с дефицитом, за исключением 2017, 2018 и 2020 годов. По итогам 2019 года дефицит бюджета Области составил 2% (1,8 млрд руб.) ННД. В 2020 году бюджет был исполнен без дефицита (профицит составил 39 млн руб.) благодаря умеренному приросту расходов и значительному приросту безвозмездных поступлений. За 2020 год доходы бюджета Региона составили 111,4 млрд руб., что на 9% выше аналогичного показателя 2019 года. При этом ННД сократились на 2% за аналогичный период. Снижение ННД обусловлено в первую очередь уменьшением объема поступлений по НП на 15%. При этом за истекший год поступления по НДФЛ выросли на 13%, что, однако, не смогло в полной мере компенсировать падение собственных доходов Области. Безвозмездные поступления в региональный бюджет возросли на 44% (+10,8 млрд руб.) по итогам 2020 года. В частности, дотации увеличились более чем в два раза (с 3,1 до 7,2 млрд руб.), что является наибольшим показателем для Области за весь период наблюдений. Как и у большинства субъектов РФ, расходы бюджета Белгородской области значительно увеличились: расходная часть бюджета по итогам года составила 111,3 млрд руб., что на 7% (+7,6 млрд руб.) больше показателя 2019 года. Более чем на четверть за прошедший год увеличились расходы на социальную политику (+4,3 млрд руб.) и здравоохранение (+2,9 млрд руб.).

За первое полугодие 2021 года объем доходов бюджета Белгородской области в полтора раза превысил доходы за аналогичный период прошлого года. ННД бюджета увеличились на 77% к прошлогоднему уровню: поступления по НП выросли более чем в три раза, по налогам на совокупный доход — на 60%, по налогам на товары и услуги — на 13%. Безвозмездные поступления за первую половину 2021 года снизились на 14%, в том числе объем дотаций сократился на 36%. Расходы бюджета в первом полугодии 2021–го остались на уровне прошлого года, а промежуточный профицит бюджета составил более 32% ННД (годом ранее дефицит составлял 14% ННД). По мнению АКРА, полученные средства могут быть направлены Областью на финансирование дефицитов будущих периодов.

По прогнозу Области, в 2021 году ННД увеличатся на 28% при одновременном сокращении объема безвозмездных поступлений на 20% к показателям предыдущего года. Увеличение объема ННД ожидается в первую очередь в связи с ростом поступлений по НП, обусловленному благоприятной конъюнктурой на рынке металлов. Предполагается, что расходная часть бюджета увеличится на 15%. Ожидаемый дефицит в 3% ННД будет полностью профинансирован за счет свободной ликвидности.

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Белгородской области в 2018–2022 годах составит 12%, при этом баланс текущих операций, по мнению Агентства, в 2021 году сохранится положительным ввиду значительного роста текущих доходов. Как минимум восемь лет подряд значение величины баланса текущих операций Региона держится на положительном уровне, что говорит о полной обеспеченности текущих расходов текущими доходами. Таким образом, необходимость использовать накопленные средства или привлекать новые на эти цели отсутствует. По прогнозу АКРА, в среднесрочном периоде показатель также сохранится на положительном уровне.

Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов станет отрицательным, достигнув отметки минус 2%. Это указывает на то, что финансирование капитальных расходов происходит по большей части за счет доходов бюджета, но может также потребоваться частичное использование накопленной ликвидности или привлечение незначительного объема дополнительного заемного финансирования. В прогнозном сценарии на 2022 год потребность бюджета в использовании дополнительных средств незначительно увеличится.

Усредненная доля ННД в доходах Региона (без учета субвенций) за аналогичный период составит 80%, что выше аналогичного показателя 2020 года ввиду прогнозируемого снижения объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета.

Усредненное значение доли капитальных расходов в совокупных расходах за 2018–2022 годы составит порядка 18%, что, согласно методологии АКРА, соответствует высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы по большей части финансируются за свой счет, за период с 2016 по 2022 год лишь порядка четверти объема капитальных расходов придется на трансферты из федерального бюджета.

Нарушения бюджетного законодательства со стороны Области в процессе анализа не выявлены.

Оценка долгового профиля

Долговая нагрузка Белгородской области вплоть до 2020 года включительно характеризовалась как умеренно низкая с незначительными рисками рефинансирования в краткосрочном периоде. По итогам 2021 года АКРА ожидает, что уровень долговой нагрузки Региона, рассчитываемый по методологии Агентства как соотношение долга и текущих доходов, станет низким. Помимо роста объема текущих доходов АКРА ожидает снижение абсолютной величины долга по итогам текущего года, что положительным образом скажется на указанном показателе.

Структура долгового портфеля указывает на использование практически всех доступных долговых инструментов за исключением прочих. За весь период наблюдений (с 2014 года по прогнозный 2022–й) в среднем порядка 45% долга приходится на государственные облигации Белгородской области. Бюджетные кредиты в среднем составляют порядка четверти долгового портфеля за аналогичный период, при этом по итогам 2021 года на их долю придется порядка трети общего объема долга. Объем банковских кредитов сокращался в течение всего периода наблюдений и по итогам 2019 года составил 14% долга. По результатам 2020 года весь банковский долг был погашен. Объем выданных гарантий также постоянно уменьшается (сократился более чем в пять раз с 2014 по 2020 год). В среднем гарантии составляют около 19% долгового портфеля Области.

Рисунок 7. Структура государственного долга Белгородской области, млн руб.


* Оценка АКРА.
Источник: Минфин России, Белгородская область, расчеты АКРА

По итогам 2020 года долг Белгородской области вырос на 9% (+2,8 млрд руб.) и на 01.01.2021 составлял 32,5 млрд руб. На начало года долг Региона был на 62% представлен облигациями, на 28% — бюджетными кредитами, порядка 10% составляли гарантии. График погашения долга был сбалансирован без значительных пиковых выплат. В течение 2021 года Региону предстояло погасить или рефинансировать 15% долга (4,9 млрд руб.).

На 01.08.2021 долг Белгородской области составил 27,4 млрд руб. Снижение абсолютной величины долга в текущем году обусловлено погашением облигаций и списанием части гарантий Региона. Как и на начало года, большая часть долга (61%) приходится на облигации, 33% долгового портфеля занимают бюджетные кредиты, оставшаяся часть приходится на государственные гарантии Области. Текущий график погашения долга Региона также сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В ближайшие два года Области необходимо погасить или рефинансировать 20% долга, а до конца 2021 года погашению подлежат 1,4 млрд руб., или 5% от общего объема долга Региона.


Рисунок 8. Графики погашения государственного долга Белгородской области на 01.01.2021 и на 01.08.2021, млн руб.


Источник: Белгородская область, расчеты АКРА

На конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 33%. АКРА ожидает снижение данного показателя по итогам 2021 года до 21%, что соответствует низкому уровню долговой нагрузки по методологии Агентства.

Процентные расходы необременительны для Региона и имеют тенденцию к снижению в связи с отказом от банковских кредитов и планомерным снижением абсолютной величины долга. Усредненный за 2018–2022 годы уровень процентных расходов не превысит 1,5% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

Белгородская область не нарушала обязательств в рамках дополнительных соглашений по реструктуризации бюджетных кредитов перед Минфином России.

Совокупный долг муниципальных образований на начало 2020 года не превышал 4 млрд руб., что составляло 18% их собственных доходов.

По данным Региона, просроченная кредиторская задолженность на 01.07.2021 отсутствует.

АКРА не располагает сведениями о наличии у Области просроченных долговых обязательств.

Оценка профиля ликвидности

С начала 2021 года остатки на счетах Области практически вдвое превышали ежемесячные расходы бюджета. По состоянию на 01.08.2021 объем средств на счетах Региона превышал 33,5 млрд руб., что является наибольшей величиной за весь период наблюдений. По мнению АКРА, промежуточный профицит бюджета позволит Области продолжить накапливать средства в текущем году. 

Рисунок 9. Баланс ликвидности5 Белгородской области





5Соотношение остатков денежных средств на счетах на начало месяца и расходов бюджета в предстоящем месяце.
Источник: Белгородская область, Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Белгородская область заключила договор c Управлением Федерального казначейства о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатка средств в текущем году. Средства не привлекались в связи с отсутствием необходимости.

У Области нет открытых кредитных линий.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в пределах параметров, прогнозируемых Областью;

  • финансирование прогнозного бюджетного дефицита за счет использования накопленной ликвидности;

  • сокращение абсолютной величины долга на 22% по итогам 2021 года к аналогичному показателю 2020–го.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост уровня диверсификации экономики;

  • сохранение положительного модифицированного бюджетного дефицита в среднесрочной перспективе;

  • сохранение величины операционного баланса на уровне выше 10% от объема текущих доходов.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение соотношения долга и текущих доходов выше 30%;

  • значительное сокращение доступной ликвидности бюджета.

Рейтинги выпусков

Белгородская область, 35011 (ISIN RU000A0JXTW1); срок погашения — 11.06.2024, объем эмиссии — 4 млрд руб., — АA-(RU).

Белгородская область, 34012 (ISIN RU000A100PP0); срок погашения — 05.08.2024, объем эмиссии — 2 млрд руб., — АA-(RU).

Белгородская область, 34013 (ISIN RU000A100Y84); срок погашения — 15.10.2024, объем эмиссии — 2 млрд руб., — АA-(RU).

Белгородская область, 34014 (ISIN RU000A101PA0); срок погашения — 16.05.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АA-(RU).

Белгородская область, 34015 (ISIN RU000A101RB4); срок погашения — 29.05.2025, объем эмиссии — 2,7 млрд руб., — АA-(RU).

Белгородская область, 34016 (ISIN RU000A1025F6); срок погашения — 18.09.2025, объем эмиссии — 4,5 млрд руб., — АA-(RU).

Обоснование. Перечисленные выше облигационные выпуски Белгородской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Белгородской области — AA-(RU).

Рейтинговая история

27.08.2021 — АА-(RU), прогноз «Стабильный».

09.03.2021 — АА-(RU), прогноз «Стабильный».

18.09.2020 — АА-(RU), прогноз «Негативный».

30.04.2020 — АА-(RU), прогноз «Стабильный».

15.11.2019 — АА-(RU), прогноз «Стабильный».

27.05.2019 — АА-(RU), прогноз «Стабильный».

06.12.2018 — А+(RU), прогноз «Позитивный».

08.06.2018 — А+(RU), прогноз «Стабильный».

08.12.2017 — А+(RU), прогноз «Стабильный».

13.06.2017 — А+(RU), прогноз «Стабильный».

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Белгородской области и облигационных выпусков Белгородской области (ISIN RU000A0JXTW1, RU000A100PP0, RU000A100Y84, RU000A101PA0, RU000A101RB4, RU000A1025F6) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Белгородской области и облигационных выпусков Белгородской области (ISIN RU000A0JXTW1, RU000A100PP0, RU000A100Y84, RU000A101PA0, RU000A101RB4, RU000A1025F6) были опубликованы АКРА 13.06.2017, 19.06.2017, 05.08.2019, 16.10.2019, 19.05.2020, 01.06.2020 и 18.09.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Белгородской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Белгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Белгородской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Белгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Белгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

ПРиложение

Таблица 1. Сводные экономические показатели

 

2017

2018

2019

2020

Среднемесячная заработная плата, руб.

29 066

31 852

34 615

37 442

Среднегодовой прожиточный минимум, руб.

8 936

8 961

9 837

10 234

ВРП на душу населения, руб.

539 721

588 642

617 427

 

ВРП, млн руб.

837 307

911 598

955 952

 

Безработица, %

3,9%

4,0%

3,9%

4,9%

Источник: Росстат

Таблица 2. Сводные бюджетные показатели, млн руб.

 

2017

2018

2019

2020

2021 (оценка АКРА)

Доходы бюджета

78 249

93 655

101 848

111 376

125 708

       ННД

60 602

73 492

77 454

76 164

97 558

               Налог на прибыль организаций

24 084

32 391

32 356

27 524

-

               НДФЛ

14 801

16 476

19 030

21 570

-

               Налоги на товары (включая акцизы)

5 830

6 764

7 610

7 451

-

               Налоги на совокупный доход

2 120

2 598

2 953

3 202

-

               Налоги на имущество

9 296

11 057

10 281

10 040

-

               Иные ННД

4 471

4 206

5 223

6 375

-

       Безвозмездные поступления

17 646

20 163

24 394

35 212

28 150

Расходы бюджета

76 838

85 558

103 693

111 337

128 147

       Текущие расходы

58 445

67 984

81 049

85 525

-

       Расходы капитального характера

16 275

15 806

21 239

24 423

-

       Процентные расходы

2 119

1 769

1 406

1 388

-

Дефицит (-) / профицит

1 410

8 097

(-)1 845

39

(-)2 440

Текущие доходы

74 690

90 703

94 382

99 794

120 511

Баланс текущих операций

16 245

22 719

13 333

14 269

15 279

Модифицированный бюджетный дефицит

1 751

7 597

(-)1 678

123

(-)2 357

Источник: Белгородская область, Росказна, расчеты АКРА

Таблица 3. Бюджетные коэффициенты

2018

2019

2020

2021 (оценка АКРА)

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов

21,2%

17,8%

16,2%

11,8%

Усредненное соотношение ННД и совокупных доходов (за вычетом субвенций)

80,0%

79,8%

75,8%

80,1%

Усредненная доля капитальных расходов

19,2%

20,5%

22,0%

18,3%

Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов

5,0%

1,4%

0,8%

(-)2,0%

Источник: Белгородская область, расчеты АКРА

Таблица 4. Сводные показатели долговой нагрузки

 

2017

2018

2019

2020

2021 (оценка АКРА)

Совокупный объем долга, млн руб.

39 762

33 021

29 726

32 490

25 458

Облигации, млн руб.

15 175

12 600

12 975

20 200

15 670

Банковские кредиты, млн руб.

4 657

4 657

4 194

0

0

Бюджетные кредиты, млн руб.

9 902

9 493

9 084

9 084

8 674

Государственные гарантии, млн руб.

10 029

6 271 

3 473

3 206

1 114

Краткосрочный долг на начало года, млн руб.

-

-

4 785

7 783

4 939

Источник: Белгородская область, расчеты АКРА

Таблица 5. Коэффициенты долговой нагрузки и ликвидности бюджета

 

2018

2019

2020

2021 (оценка АКРА)

Соотношение долга и текущих доходов

36,4%

31,5%

32,6%

21,1%

Доля краткосрочного долга в совокупном долге

-

14,5%

26,2%

15,2%

Соотношение долга и ВРП

4,3%

3,6%

3,4%

2,8%

Соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом субвенций)

2,5%

1,8%

1,4%

1,5%

Коэффициент ликвидности

-

149,5%

82,0%

Источник: Белгородская область, расчеты АКРА

Analysts

Ilya Tsypkin
Expert, Sovereign and Regional Ratings Group
+7 (495) 139 03 45
Maxim Pershin
Associate Director, Sovereign and Regional Ratings Group
+7 (495) 139 04 85
We protect the personal data of users and process cookies only to personalize services. You can prevent the processing of cookies in your browser settings. Please read the terms of use of cookies on this website by clicking on more information.