Кредитный рейтинг Кировской области (далее — Кировская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки и сбалансированными операционными показателями бюджета с незначительной потребностью в привлечении дополнительного финансирования на капитальные цели. Дополнительную поддержку кредитному рейтингу Региона оказывает ожидаемый по итогам текущего года рост объема остатков средств на счетах Области. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают умеренные показатели развития региональной экономики, частично зависящей от государственного сектора, а также риски рефинансирования краткосрочной части долга.
Кировская область входит в состав Приволжского федерального округа. В Области проживает 1,3 млн человек (порядка 1% населения РФ), а объем ее валового регионального продукта (ВРП) за 2019 год составил 370 млрд руб. (0,4% от совокупного ВРП субъектов РФ). В 2020 году ВРП Области, согласно ее оценке, составит 382 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Умеренные показатели бюджетного профиля с незначительной потребностью в привлечении дополнительного финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2018–2022 годы составит 5%. На протяжении последних четырех лет баланс текущих операций сохраняется положительным. АКРА полагает, что по итогам 2021 года показатель также останется положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Усредненное значение доли капитальных расходов в совокупных расходах за 2018–2022 годы составит порядка 13%, что, согласно методологии АКРА, соответствует умеренно высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы на две трети финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета.
Усредненная за аналогичный период доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 57%.
Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов прогнозируется на околонулевом уровне (-0,2%), что указывает на финансирование большей части капитальных расходов без привлечения дополнительного финансирования.
Актуальная версия закона о бюджете Области на период 2021–2023 годов предусматривает в 2021 году рост доходной части бюджета на 11% к уровню 2020–го, при этом объем безвозмездных поступлений практически не изменится в сравнении с прошлогодним уровнем. Ожидается, что объем ННД увеличится на 21%, преимущественно за счет увеличения поступлений от налога на прибыль и акцизных платежей. Расходная часть бюджета возрастет на 13% относительно 2020 года. Плановый дефицит в 3% ННД будет полностью покрыт остатками на счетах Области.
За девять месяцев текущего года объем доходов бюджета Области более чем на 14% превысил доходы за аналогичный период 2020–го. ННД бюджета за этот период увеличились на 35% к прошлогоднему уровню: налог на прибыль вырос более чем вдвое, НДФЛ — на 11%, налоги на товары и услуги — на 35%. Безвозмездные поступления сократились только на 4%, в том числе объем дотаций — на 15%. Расходы бюджета на 01.10.2021 превышали уровень прошлого года на 4%, а промежуточный профицит составлял более 17% ННД, или около 5,3 млрд руб. (годом ранее профицит составил менее 1% ННД).
АКРА полагает, что в текущем году доходы Области могут вырасти более существенно, чем предусмотрено актуальной версией закона о бюджете, при этом расходная часть может быть исполнена в соответствии с плановыми назначениями. Это приведет к снижению объема дефицита относительно прогнозного уровня. Сформировавшийся по итогам года дефицит бюджета будет полностью профинансирован за счет остатков на счетах Региона.
Проект закона о бюджете на 2022–2024 годы предусматривает исполнение бюджета в 2022 году с дефицитом в 3% ННД. Большая часть ожидаемого дефицита будет профинансирована за счет заемных средств.
Умеренно низкая долговая нагрузка с рисками рефинансирования в краткосрочной перспективе. По состоянию на 01.10.2021 долг Кировской области составлял 23,7 млрд руб., что на 3% ниже объема на начало года. Снижение абсолютной величины долга в текущем году обусловлено погашением части краткосрочных банковских кредитов. Долговой портфель представлен бюджетными (76%) и банковскими кредитами (24%). Текущий график погашения долга подразумевает значительные выплаты в 2022 году, когда Области необходимо погасить или рефинансировать 28% совокупного долга. Часть долга, погашаемая в 2022 году, в основном представляет собой банковские кредиты. По мнению АКРА, данная ситуация может привести к росту рисков рефинансирования для Региона, поскольку объем погашаемых средств эквивалентен 17% прогнозируемых на 2022 год ННД. В оставшийся период 2021 года Области необходимо погасить 0,9 млрд руб. (4% от общего объема долга Региона).
На конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 37%. АКРА ожидает снижение данного показателя по итогам 2021 года до 33%, что соответствует умеренно низкому уровню долговой нагрузки по методологии Агентства. Снижение уровня долговой нагрузки в текущем году связано в первую очередь с ожидаемым приростом текущих (в основном налоговых) доходов Области. По итогам 2022 года уровень долговой нагрузки может вернуться к показателю 2020–го ввиду финансирования ожидаемого дефицита бюджета.
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2018–2022 годы уровень процентных расходов не превысит 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
Объем доступной ликвидности может увеличиться благодаря росту налоговых поступлений. С начала 2021 года остатки на счетах Области покрывали в среднем 70% ежемесячных расходов бюджета. По состоянию на 01.10.2021 объем средств на счетах Региона превышал 7,0 млрд руб., что является наибольшей величиной за весь период наблюдений. По мнению АКРА, промежуточный профицит бюджета позволит Области продолжить накапливать средства в текущем году.
По данным на 01.10.2021, у Области отсутствует просроченная кредиторская задолженность. Кировская область заключила договор c Управлением Федерального казначейства о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатка средств в текущем году, но средства пока не привлекались.
Умеренные показатели развития экономики, частично зависящей от отраслей госсектора. Наиболее крупные предприятия Региона — это предприятия деревообрабатывающей, металлургической и пищевой промышленности. На территории Кировской области располагаются филиал АО «ОХК «Уралхим», АО «Омутнинский металлургический завод», АО «Вятич», ООО «Вятский фанерный комбинат» и др.
По оценкам Агентства, наибольшая доля налоговых поступлений от зарегистрированных на территории Области предприятий приходится на отрасли, связанные с обрабатывающей промышленностью. Усредненная доля указанных налоговых поступлений за 2017–2020 годы составила порядка 27%, однако обрабатывающие производства в Регионе в значительной мере диверсифицированы и представлены совокупностью отраслей металлургического и химического производства, деревообработкой, пищевой промышленностью и прочим. Вторую по величине долю после обрабатывающей промышленности занимает сфера оптовой и розничной торговли, которая формирует порядка 15% налоговых поступлений за аналогичный период. Показатели концентрации налоговых поступлений указывают на высокий уровень диверсификации в негосударственном секторе экономики. В то же время совокупность отраслей, формирующих государственный сектор, обеспечивает более 23% налоговых поступлений за аналогичный период, что указывает на частичную зависимость от этой сферы.
Экономика Области характеризуется сравнительно низкими показателями ВРП на душу населения (46% от среднестранового значения). Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2017–2020 годы превышает 250%, что положительно сказывается на оценке экономического профиля Области. Усредненный за 2017–2020 годы уровень безработицы составил 5,2%.
Ключевые допущения
-
прирост ННД Области по итогам 2021 года на 23% к уровню 2020–го при исполнении плановых назначений объема безвозмездных поступлений;
-
исполнение расходной части бюджета в пределах параметров, прогнозируемых Областью;
-
финансирование прогнозного бюджетного дефицита за счет использования накопленной ликвидности.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
увеличение доли собственных доходов в совокупных доходах бюджета;
-
достижение устойчивого положительного соотношения модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов;
-
снижение уровня долговой нагрузки ниже 30%;
-
устойчивое снижение доли краткосрочного долга ниже 20% от абсолютной величины долга;
-
рост объема остатков на счетах Региона.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
увеличение зависимости экономики от отраслей государственного сектора;
-
рост доли краткосрочного долга выше 40% от абсолютной величины долга;
-
значительное сокращение доступной ликвидности бюджета.
Рейтинги выпусков
Ключевые характеристики выпуска
Регистрационный номер / ISIN: RU35001KIR0 / RU000A0ZZXZ7
Объем эмиссии / в обращении |
5 млрд руб. / 1 тыс. руб. |
Дата выпуска / дата погашения |
14.12.2018 / 05.12.2025 |
Обоснование. Указанный выше облигационный выпуск Кировской области, по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Кировской области — BBB+(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Кировской области и облигационного выпуска Кировской области (ISIN RU000A0ZZXZ7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Кредитные рейтинги Кировской области и облигационного выпуска Кировской области (ISIN RU000A0ZZXZ7) были присвоены АКРА впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Кировской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Кировской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Кировской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Кировской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Кировской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.