Подтверждение кредитного рейтинга АКБ «Держава» ПАО (далее — Банк «Держава», Банк) на уровне BBB-(RU) отражает базовые ожидания Агентства, что в ближайшие 12–18 месяцев Банк продолжит придерживаться текущей бизнес-модели, сохраняя адекватные показатели капитализации и прибыльности, а также устойчивые метрики ликвидности.
Изменение прогноза с «Негативного» на «Стабильный» связано с тем, что, вопреки прошлогодним ожиданиям Агентства, у Банка отсутствовала отрицательная динамика по качеству активов и забалансовых обязательств кредитного характера за последние 12–18 месяцев.
Банк «Держава» — небольшой по размеру активов московский банк, специализирующийся на предоставлении банковских гарантий и услуг маркет-мейкера, на операциях с ценными бумагами и в меньшей степени на кредитовании физических лиц и предприятий малого и среднего предпринимательства. По данным на 01.10.2021, Банк занимал на российском рынке 88-е место по величине собственных средств и 98-е по величине активов. Бенефициарным контролирующим акционером Банка является Ентц С. Л. (около 99% акций). Оставшаяся миноритарная доля принадлежит Полякову В. Ю.
Оценка бизнес-профиля на уровне bb+ отражает, с одной стороны, невысокие рыночные позиции Банка «Держава» в российской банковской системе, с другой — относительно диверсифицированную структуру доходов, в которой порядка 40% составляют комиссии, преимущественно от гарантийного бизнеса в рамках государственных заказов. Оставшаяся часть в основном приходится на процентные доходы от кредитного портфеля и портфеля ценных бумаг, распределенные примерно в равных объемах.
Банк «Держава» имеет устоявшуюся рентабельную бизнес-модель с фокусом на гарантийном бизнесе. Это направление деятельности останется для Банка ключевым в ближайшие 12–18 месяцев. Кредитный портфель составляет небольшую часть бизнеса и, по мнению АКРА, управляется достаточно рискованно. К таким рискованным активам Агентство, в частности, относит примерно 46% совокупных кредитов на конец сентября 2021 года — часть портфеля, предоставленная физическим лицам под залог недвижимости.
Адекватная оценка капитализации и прибыльности базируется на высокой в сравнении с прочими российскими банками рентабельности операционной деятельности: коэффициент усредненной генерации капитала (КУГК) за пять последних полных лет был равен 228 б. п., рентабельность среднего капитала за период с 2017-го по середину 2021-го года варьировалась вокруг 25%. Таким образом, стабильная прибыльность деятельности позволяет Банку «Держава» поддерживать комфортные значения балансовой капитализации. По состоянию на начало октября 2021 года достаточность основного капитала по российскому регулированию (Н1.2) составила 10,6%.
Агентство ожидает, что в следующие 12–18 месяцев подтвержденные временем высокие финансовые результаты сохранятся, а показатель Н1.2 останется в пределах 9–12%. Последний во многом будет зависеть от темпа роста гарантийного бизнеса, и не исключено, что соответствующие планы, согласно пониманию АКРА, могут корректироваться менеджментом Банка в будущем. Текущий базовый сценарий Агентства до конца 2022 года предполагает рост объема гарантий на 35% относительно середины 2021-го.
Удовлетворительная оценка риск-профиля. Невысокое, хотя и улучшающееся в течение последних 12 месяцев, качество кредитного портфеля остается основным сдерживающим фактором оценки риск-профиля. Доля потенциально проблемных кредитов, по оценкам АКРА, составляет примерно 30% совокупного портфеля и такую же часть основного капитала Банка (40–45% и примерно 40% соответственно годом ранее). Большая часть потенциально проблемных займов по-прежнему приходится на кредиты физическим лицам под залог недвижимости. В то же время Агентство отмечает, что значительный вклад в снижение указанных долей внесли стремительные темпы роста объемов кредитования (по состоянию на начало октября 2021 года рост в годовом выражении составил порядка 31%).
Сопоставимые темпы наблюдались и по основному (гарантийному) бизнесу (по состоянию на начало октября 2021 года рост в годовом выражении составил порядка 27%). Кроме того, Агентство понимает, что быстрое расширение гарантийного бизнеса может продолжиться и в 2022 году. По мнению АКРА, такие ощутимые темпы роста могут стать причиной повышенных кредитных убытков по мере вызревания портфелей. На текущий момент доля потенциально проблемных гарантий, по оценкам АКРА, составляет порядка 1% портфеля, или около 14% основного капитала.
Дополнительные риски — примерно 7% основного капитала — обуславливаются наличием облигаций Аргентины, характеризующейся нестабильным кредитным качеством.
АКРА ожидает снижения значения рыночного риска, рассчитанного в рамках достаточности капитала по российскому регулированию, ниже 75% основного капитала в ближайшие 12 месяцев (127% на начало октября 2021 года). Снижение чувствительности к этому типу риска будет обеспечиваться планируемым сокращением портфеля бумаг, оцениваемых по справедливой стоимости.
Адекватная позиция по фондированию и ликвидности. Большая часть баланса Банка (порядка 80% на конец сентября 2021 года) представлена относительно ликвидными активами, что обуславливает комфортное управление рисками ликвидности. При этом АКРА отмечает относительно высокую концентрацию фондирования. В частности, по оценкам Агентства, порядка 65–70% клиентских средств прямо или косвенно связаны с собственниками Банка.
Ключевые допущения
-
сохранение принятой бизнес-модели на горизонте 12–18 месяцев;
-
снижение значения рыночного риска, рассчитанного в рамках достаточности капитала по российскому регулированию, ниже 75% основного капитала в ближайшие 12 месяцев.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
значительное улучшение качества гарантий и активов;
-
рост норматива Н1.2 до уровней, устойчиво превосходящих 12%.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
ухудшение качества активов и внебалансовых требований;
-
существенные кредитные убытки в результате реализации стратегии быстрого роста объемов гарантий и кредитов;
-
признаки обострения регуляторного давления или проявления репутационных рисков;
-
сохранение значения рыночного риска, рассчитанного в рамках достаточности капитала по российскому регулированию, устойчиво выше 75% основного капитала;
-
признаки ослабления бизнес-профиля из-за высококонкурентной среды или прочих факторов.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): bbb-.
Корректировки: отсутствуют.
Поддержка: отсутствует.
Рейтинги выпусков
Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг АКБ «Держава» ПАО был опубликован АКРА 29.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу АКБ «Держава» ПАО ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных АКБ «Держава» ПАО, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием отчетности АКБ «Держава» ПАО по МСФО и отчетности АКБ «Держава» ПАО, составленной в соответствии с требованиями Указания Банка России от 08.10.2018 № 4927-У. Кредитный рейтинг является запрошенным, АКБ «Держава» ПАО принимал участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало АКБ «Держава» ПАО дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.