Кредитный рейтинг Кемеровской области — Кузбасса (далее — Кемеровская область, Кузбасс, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки в совокупности с умеренными рисками рефинансирования обязательств. Рейтинг Области поддерживается существенным объемом капитальных расходов бюджета и наличием значительного объема свободной ликвидности. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают зависимость экономических и бюджетных показателей от доминирующей в Регионе отрасли (добыча угля) и отрицательный модифицированный бюджетный дефицит в текущем и прогнозном периодах.
Область расположена в Сибирском федеральном округе. Численность населения Области составляет 2,6 млн человек (1,8% населения РФ). Валовой региональный продукт (ВРП) Области по итогам 2019 года составил 1,1 трлн руб. (приблизительно 1,2% совокупного ВРП регионов РФ).
Ключевые факторы оценки
Умеренно низкий уровень долговой нагрузки. По оценкам АКРА, на конец 2021 года соотношение долга Области и ее текущих доходов может составить до 42%, а на конец 2022 года — до 54%. Данные показатели соответствуют умеренно низкому уровню долговой нагрузки.
По состоянию на 01.12.2021 в структуре долга Области преобладают бюджетные (41%) и банковские кредиты (36%), облигации и иные долговые обязательства составляют по 11%, оставшаяся часть приходится на государственные гарантии. До конца 2022 года Региону предстоит погасить 44% совокупного объема долга, в том числе весь банковский долг. Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный1 за 2018–2022 годы уровень процентных расходов составляет порядка 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
В 2021 году Правительство Российской Федерации реструктурировало бюджетный кредит в размере 6,0 млрд руб., предоставленный Области годом ранее для рефинансирования кредита Управления Федерального казначейства (УФК). Кроме того, Регион привлек бюджетный кредит на сумму 3,6 млрд руб. для замещения коммерческого долга. Данные меры способствуют снижению как рисков рефинансирования долговых обязательств Региона, так и процентных расходов на обслуживание долга.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Высокий уровень ликвидности бюджета. Область регулярно размещает средства на депозитах. По состоянию на 01.12.2021 средства, размещенные Регионом на банковских депозитах, в 3,4 раза превышали среднемесячные расходы его бюджета за девять месяцев 2021 года. Управление временно свободными остатками бюджетных средств позволяет бюджету получать дополнительные доходы и частично компенсировать расходы на обслуживание долга.
Рост доходов областного бюджета в 2021 году обусловлен благоприятной конъюнктурой на мировом рынке угля и металлов. За девять месяцев 2021 года совокупные доходы увеличились на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, а налоговые и неналоговые доходы (ННД) — на 53%. Наибольший вклад в рост доходов областного бюджета внесли поступления по налогу на прибыль, которые на фоне благоприятной конъюнктуры на мировом рынке угля и металлов увеличились более чем вдвое. Расходы областного бюджета за девять месяцев текущего года снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1%, а промежуточный дефицит в сумме 21 млрд руб. сменился промежуточным профицитом в размере 15 млрд руб.
Законом об областном бюджете на 2021 год предусмотрены рост совокупных доходов на 20%, ННД — на 42% и расходов — на 3%, а также исполнение бюджета с дефицитом порядка 10% ННД. Финансирование дефицита планируется осуществить преимущественно за счет увеличения долговой нагрузки. По оценкам АКРА, фактический дефицит по итогам 2021 года может оказаться значительно ниже запланированного уровня.
Усредненная доля ННД в общих доходах Кемеровской области (без учета субвенций) в 2018–2022 годах составит 78%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) за указанный период будет равно 3%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -11%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и о потребности в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов. Усредненные капитальные расходы в 2018–2022 годах составят 18% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций).
Высокая концентрация экономики на добывающем секторе. Основой экономики Области является добыча угля и связанные с ней отрасли. Традиционно крупнейшими налогоплательщиками Области являются предприятия угольной и металлургической промышленности. В 2020 году семь из десяти крупнейших налогоплательщиков Региона работали в этих сферах. Основной вклад в налоговые поступления в бюджет Области вносит угольная промышленность. По оценкам АКРА, после снижения до 21% в 2020 году доля налоговых поступлений от добычи угля по итогам десяти месяцев 2021 года возросла до 28% вследствие улучшения конъюнктуры на мировом рынке. Налоговые поступления в областной бюджет от металлургической промышленности за указанный период, по оценкам АКРА, увеличились до 12%. Среди остальных отраслей промышленности можно выделить производства кокса, а также химических веществ и продуктов, на которые за десять месяцев 2021 года пришлось порядка 5% налоговых доходов Региона.
Усредненный ВРП на душу населения Области в 2016–2019 годах составлял 69% от среднестранового показателя. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2017–2020 годах превышало 3,5.
Ключевые допущения
- исполнение бюджета в 2021 году в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете;
-
снижение ННД в 2022 году не более чем на 6% по сравнению с 2021–м;
-
исполнение бюджета в 2022 году с дефицитом не более 13% ННД.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
сохранение высокого уровня свободной ликвидности;
-
пересмотр долговой политики Региона в сторону снижения доли краткосрочного долга;
-
достижение устойчивого положительного значения модифицированного бюджетного дефицита и баланса текущих операций;
-
сокращение отставания Региона от среднестрановых уровней по части экономических показателей;
-
достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
исполнение областного бюджета в 2021 году с дефицитом более 10% ННД;
-
рост долговой нагрузки по итогам текущего года выше 55% текущих доходов Области;
-
существенное снижение уровня ликвидности областного бюджета.
Рейтинги выпусков
Кемеровская область, 35002 (ISIN RU000A0ZYB40), срок погашения — 26.09.2024, объем эмиссии — 9 млрд руб., — A-(RU).
Обоснование. Облигационный выпуск Кемеровской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Кемеровской области — Кузбасса.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Кемеровской области — Кузбасса и облигационного выпуска Кемеровской области (ISIN RU000A0ZYB40) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Кемеровской области — Кузбасса и ее государственных ценных бумаг (ISIN RU000A0ZYB40) были опубликованы АКРА 29.08.2017 и 02.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Кемеровской области — Кузбасса, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Кемеровской области (ISIN RU000A0ZYB40) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Кемеровской областью — Кузбассом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Кемеровской области — Кузбасса принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Кемеровской области — Кузбасса дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.