Кредитный рейтинг Рязанской области (далее — Область, Регион) обусловлен умеренно низкой долговой нагрузкой на бюджет, высокой долей капитальных расходов и умеренными показателями социально-экономического развития.
Область входит в состав Центрального федерального округа, расположена рядом с крупнейшим внутрироссийским рынком сбыта — Московским регионом. Область имеет высокий уровень моноцентричности: деловая активность сконцентрирована в административном центре — городе Рязани, где проживает порядка 50% населения Региона. Объем валового регионального продукта (далее — ВРП) Области близок к 0,5% суммарного ВРП российских регионов. На территории Региона проживает около 0,8% населения страны.
Ключевые факторы оценки
Высокая доля капитальных расходов наполовину обеспечена собственными средствами. Бюджет Области характеризуется достаточной долей собственных доходов в совокупном объеме ее доходов (без учета субвенций): за период с 2018 по 2022 год усредненное1 значение показателя составит 72%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (без учета субвенций) в данный период будет находиться на уровне 24%. В среднем Регион финансирует половину капитальных расходов за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета, а остальную часть — за счет собственных средств.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за указанный выше период составит 12%, что говорит о достаточном уровне текущих доходов для покрытия текущих расходов. На протяжении 2016–2019 годов показатель модифицированного бюджетного дефицита (далее — МБД) был положительным, однако с 2018 года наблюдается его снижение до отрицательных величин. Соотношение усредненных за 2018–2022 годы МБД и текущих доходов будет слабоотрицательным (-3%), что указывает на возможный рост долга или снижение остатков средств на счетах бюджета.
За десять месяцев 2021 года налоговые и неналоговые доходы (далее — ННД) Региона выросли на 22% к аналогичному периоду 2020 года. Данный рост в основном был обеспечен увеличением поступлений по налогам на совокупный доход, налогам на товары и по налогу на прибыль организаций (на 45, 34 и 19% соответственно). Расходы выросли лишь на 9%, в результате чего за десять месяцев 2021 года профицит увеличился в три раза относительно показателя за аналогичный период прошлого года.
Исходя из текущей версии закона о бюджете, в 2021 году ожидается рост совокупных доходов (как за счет увеличения ННД, так и за счет роста безвозмездных поступлений). Вместе с тем ожидаемое повышение совокупных расходов приведет к исполнению бюджета с дефицитом в размере 10% ННД. Бюджет 2022 года, как ожидается исходя из закона, будет исполнен с дефицитом на уровне 3% ННД.
Стабильный уровень долговой нагрузки с растущим риском рефинансирования. Планируемый дефицит текущего года будет профинансирован за счет остатков средств, а также благодаря привлечению незначительного объема заемного финансирования (в основном посредством рыночных займов). В результате ожидаемое соотношение долга и текущих доходов на конец 2021 года составит 37%, что чуть лучше результата прошлого года. По оценкам АКРА, в 2022 году это соотношение существенно не изменится, несмотря на прогнозируемый дефицит бюджета.
По состоянию на 01.12.2021 объем государственного долга незначительно сократился относительно уровня начала года в связи с погашением части банковских и бюджетных кредитов. Долг Региона представлен бюджетными и банковскими кредитами (61 и 39% соответственно). Максимальный размер выплат и рефинансирования долга приходится на 2022 год (41%), в основном это банковские кредиты.
По состоянию на 01.12.2021 объем ликвидности превосходит объем долга, который Области необходимо погасить в 2022 году.
Расходы на обслуживание госдолга Региона являются необременительными для его бюджета: усредненный уровень процентных расходов в 2018–2022 годах составит 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
Часть накопленной ликвидности может быть направлена на финансирование бюджетного дефицита. Текущие остатки средств на счетах бюджета примерно вдвое превышают размер среднемесячных расходов за последние 12 месяцев (кроме того, остатки покрывают более половины госдолга). Согласно действующему закону о бюджете Области, часть накопленных средств будет направлена на финансирование дефицитов бюджета текущего года и последующих лет.
Диверсифицированная экономика с относительно низким уровнем безработицы. Уровень диверсификации экономики Области достаточно высок: по оценке АКРА, доля крупнейшего — государственного — сектора экономики составляет около 18% налоговых доходов областного бюджета. В структуре продукции, отгруженной в 2018–2019 годах, доля произведенных нефтепродуктов составила порядка 15%. Стабильная отраслевая структура налоговых поступлений и невысокая концентрация на волатильных секторах экономики обуславливают относительную устойчивость Региона к негативным макроэкономическим явлениям.
В 2017–2020 годах усредненная заработная плата превысила усредненный прожиточный минимум в Регионе более чем в три раза, а уровень безработицы был ниже среднероссийского показателя. Усредненные темпы роста ВРП на душу населения Области в 2018–2019 годах оказались ниже темпов роста среднестранового показателя за указанный период.
Ключевые допущения
-
использование накопленной ликвидности для финансирования дефицита бюджета в текущем и следующем годах;
-
сохранение высокой доли собственных средств в капитальных расходах.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рефинансирование значительной части коммерческого долга долгосрочными заимствованиями;
-
сохранение положительного значения МБД;
-
рост показателей социально-экономического развития.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост долговой нагрузки свыше 55% текущих доходов;
-
снижение собственной ликвидности бюджета;
-
снижение усредненного соотношения баланса текущих операций и текущих доходов до уровня ниже 10%.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Рязанской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Рязанской области был опубликован АКРА 16.10.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Рязанской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Рязанской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Рязанской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Рязанской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.