Кредитный рейтинг Госкорпорации «Роскосмос» (далее — Корпорация) оценен на уровне паритета с Российской Федерацией вследствие очень высокой степени поддержки Корпорации со стороны государства и высокой степени зависимости государства и Корпорации от однородных факторов риска.
Корпорация была учреждена на основании Федерального закона от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в целях осуществления реформы ракетно-космической отрасли РФ. Корпорация наделена полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять общее руководство, государственное и нормативно-правовое регулирование космической деятельности, а также является уполномоченным органом управления в области исследования, освоения и использования космического пространства. Предприятия, принадлежащие Корпорации, обеспечивают работы по созданию ракетно-космической техники, в том числе двойного назначения, координацию работ по развитию и поддержанию ГЛОНАСС, осуществляют международную космическую деятельность и координацию работ, проводимых на космодромах Байконур и Восточный. На базе Корпорации консолидированы практически все российские организации, задействованные в решении указанных выше задач.
Принимая во внимание тот факт, что активы Корпорации формируются в первую очередь в интересах государства, АКРА считает, что определение оценки собственной кредитоспособности (ОСК) нецелесообразно, и использует только Методологию анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой.
Ключевые факторы оценки
Очень высокая степень поддержки со стороны государства определяется очень высокой оценкой таких субфакторов, как «Исключительность реализуемых функций» и «Собственность, контроль и регулирование», высокими оценками субфакторов «Роль в экономике и репутационные риски» и «Гарантии или иные каналы получения поддержки», а также средней оценкой субфактора «Социальная роль».
Исключительность реализуемых функций Корпорации определяется ее статусом государственной корпорации. Корпорация создана Российской Федерацией и осуществляет свою деятельность на основании отдельного ФЗ. Предприятия Корпорации являются исполнителями контрактов в рамках гособоронзаказа и федеральных целевых программ (ФЦП).
Предприятия Корпорации являются не только производителями продукции по экспортным контрактам (к примеру, поставка ракетных двигателей для NASA), но и поставщиками услуг (например, пилотируемые полеты на МКС), невыполнение обязательств по которым может привести как к финансовым потерям государства, так и к реализации политических и репутационных рисков. Корпорация занимает монопольное положение на российском рынке. Тем не менее деятельность Корпорации не вносит значительного вклада в российскую экономику и не играет существенной социальной роли в масштабах страны. По состоянию на конец 2020 года среднесписочная численность сотрудников предприятий Корпорации составляла около 170 тыс. человек.
Акционерный и операционный контроль со стороны государства. Высшим органом управления Корпорации является наблюдательный совет. В состав наблюдательного совета Корпорации входят одиннадцать членов, в том числе пять представителей Президента Российской Федерации и пять представителей Правительства Российской Федерации, а также генеральный директор Корпорации, являющийся членом наблюдательного совета Корпорации по должности. В настоящий момент в состав наблюдательного совета входят: Борисов Ю. И. (заместитель Председателя Правительства Российской Федерации), Левитин И. Е. (помощник Президента Российской Федерации), Лихачев А. Е. (генеральный директор Госкорпорации «Росатом»), Григорьев А. И. (генеральный директор Фонда перспективных исследований), Шальков Д. В. (помощник Президента Российской Федерации — начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации), Суровикин С. В. (главнокомандующий Воздушно-космическими силами РФ), Горнин Л. В. (первый заместитель министра финансов РФ), Файзуллин И. Э. (министр строительства и ЖКХ РФ), Решетников М. Г. (министр экономического развития РФ), Шадаев М. И. (министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ), Рогозин Д. О. (генеральный директор Корпорации).
Для выполнения поставленных задач государство осуществляет в том числе бюджетное финансирование, предоставляет субсидии и целевые средства в рамках ФЦП.
Президент Российской Федерации утверждает перечень предприятий и организаций, подлежащих передаче Корпорации, а также назначает членов наблюдательного совета и генерального директора Корпорации.
Высокая зависимость Корпорации от однородных факторов риска с государством выражается в высокой доле государственных трансфертов и государственных заказов в выручке Корпорации.
Ключевые допущения
-
сохранение полного акционерного и операционного контроля со стороны государства;
-
своевременность и достаточность государственных мер поддержки для выполнения Корпорацией своих финансовых обязательств.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
потеря полного операционного и акционерного контроля со стороны государства;
-
снижение системной значимости Корпорации для государства.
Компоненты рейтинга
ОСК: отсутствует.
Поддержка: паритет с РФ.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен Госкорпорации «Роскосмос» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Госкорпорации «Роскосмос» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Госкорпорацией «Роскосмос», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Госкорпорация «Роскосмос» принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Госкорпорации «Роскосмос» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.