Обоснование кредитного рейтинга. Уровень риска рейтингуемого выпуска облигаций ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации» (далее — Эмитент), единственным участником которого является АО «ДОМ.РФ» (ААА(RU), прогноз «Стабильный»; далее — ДОМ.РФ, Учредитель Эмитента, Поручитель), соответствует, по мнению АКРА, уровню риска ДОМ.РФ — AAA(RU). Соответственно, АКРА присвоило данному долговому инструменту кредитный рейтинг на уровне ААА(RU).
Ключевые характеристики выпуска
Объем эмиссии |
10 млрд руб1 |
ISIN |
RU000A104AQ2 |
Дата размещения / дата погашения |
23.12.2021 / 15.11.2023 |
Обеспечение |
Поручительство ДОМ.РФ и залог прав требования по займам / средств на залоговых счетах. |
Порядок погашения |
Купонный платеж — периодический, выплачивается каждые шесть месяцев, 15 апреля и 15 ноября; дополнительно финансируется субсидией Правительства Российской Федерации в размере ключевой ставки Банка России (далее — субсидия). В базовом сценарии (исключающем дефолтные события) источники погашения — поступления Эмитента по договорам займа, выданным на реализацию проектов, резервная линия ДОМ.РФ, а также субсидия. |
Источник: АКРА, данные эмитента
1 Объем может быть увеличен не более чем на 50% по усмотрению Эмитента по итогам сбора заявок, что не повлияет на уровень кредитного рейтинга настоящего выпуска.
Кредитный рейтинг основан на финансовой поддержке Эмитенту от единственного участника — ДОМ.РФ (ААА(RU), прогноз «Стабильный»), единого института развития в жилищной сфере, 100% акций которого принадлежат Правительству Российской Федерации. ДОМ.РФ действует на основании Федерального закона от 13.07.2015 № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при этом одной из основных целей деятельности ДОМ.РФ (ААА(RU), прогноз «Стабильный») является выполнение национальных инициатив, направленных на улучшение качества и доступности жилья в России. Настоящий кредитный рейтинг присвоен рассматриваемому выпуску облигаций Эмитента в размере 10 млрд руб. и не является оценкой АКРА всех выпусков по программе облигаций (далее — Программа), подготовленной для реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2459 «Об утверждении Правил финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации» (далее — Правила), а также Постановления Правительства Российской Федерации от 22.03.2021 № 439 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу "ДОМ.РФ" в виде вкладов в имущество, не увеличивающих его уставный капитал, в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат специализированных обществ проектного финансирования по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям, Правил финансового обеспечения (возмещения) затрат специализированных обществ проектного финансирования по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710». АКРА не проводило анализ активной части (проектов, займов) Эмитента в рамках Правил/Программы, но принимало во внимание ограничения в этой части, установленные Правилами.
АКРА отмечает, что подготовка документации в рамках Программы осуществлялась с участием независимого юридического консультанта Linklaters CIS, который также подготовил юридическое заключение по данному выпуску. Linklaters CIS является международной юридической компанией, имеющей филиал в России и обладающей высоким уровнем экспертизы в сфере сделок проектного и долгового финансирования.
В отношении облигаций предусмотрена многоуровневая структура обеспечения и мер кредитной поддержки, которая сочетает в себе:
-
поручительство ДОМ.РФ (ААА(RU), прогноз «Стабильный») в отношении каждого отдельного выпуска облигаций, которое предоставляется в отношении номинала и купонных платежей;
-
общее залоговое обеспечение в отношении всех выпусков облигаций в виде залога прав требования по договорам займа и по залоговым счетам;
-
предоставление Эмитенту субсидии из федерального бюджета на осуществление купонных выплат по облигациям в размере ключевой ставки Банка России (ежедневный расчет);
-
обязательство ДОМ.РФ (ААА(RU), прогноз «Стабильный») приобретать у Эмитента права требования по займам, соответствующим критериям дефолтных займов;
-
предоставление Эмитенту займа (резервной линии) ДОМ.РФ (ААА(RU), прогноз «Стабильный»).
АКРА обращает внимание, что в рамках Программы не осуществляется уступка Эмитенту права требования от каких-либо первоначальных кредиторов (оригинаторов). Соответственно, рассматриваемый выпуск облигаций не является секьюритизацией кредитных требований, и в отношении облигаций не применяются установленные российским законодательством правила о принятии рисков первоначальными кредиторами по обязательствам, денежные требования по которым составляют залоговое обеспечение.
По мнению АКРА, кредитное качество рейтингуемого выпуска облигаций Эмитента полностью определяется кредитоспособностью Поручителя, так как ДОМ.РФ (ААА(RU), прогноз «Стабильный») будет предоставлять финансовую поддержку Эмитенту и, соответственно, данному выпуску облигаций на протяжении всего периода их обращения с помощью изложенных ниже механизмов обеспечения:
-
Поручительство по всей сумме выпуска, включая как номинал, так и купоны за весь срок обращения облигаций, согласно условиям которого ДОМ.РФ (ААА(RU), прогноз «Стабильный») несет солидарную ответственность с Эмитентом перед держателями облигаций. Помимо этого, в рамках выпуска предусмотрено обеспечение в виде залога денежных требований, которое раскрывается через условие кросс-дефолта, также защищающее интересы держателей облигаций рассматриваемого выпуска. Триггером для кросс-дефолта для держателей облигаций любого выпуска считается одновременное наступление следующих обстоятельств: неисполнение обязательств по облигациям одного из выпусков, обращение держателей облигаций к Поручителю по одному из выпусков, а также отказ Поручителя исполнять свои обязательства в рамках требований по одному из выпусков в течение установленного срока. При наступлении события неисполнения обязательств Эмитента Поручитель обязуется выполнить свои обязательства без обращения владельцев облигаций (автоматически).
-
В целях минимизации рисков разрыва ликвидности предусмотрена возможность заключения договора займа между Эмитентом и ДОМ.РФ (ААА(RU), прогноз «Стабильный»). Рамочный договор уже заключен и служит первым уровнем защиты кредитного качества выпуска для покрытия возможных кассовых разрывов.
-
Поручитель обязан приобретать у Эмитента дефолтные займы (по цене, равной размеру задолженности по договорам займа перед Эмитентом, включая сумму основного долга и начисленные, но неуплаченные проценты за пользование дефолтным займом). Для исполнения указанного обязательства ДОМ.РФ (ААА(RU), прогноз «Стабильный») заключил с Эмитентом рамочное соглашение о предоставлении опциона на заключение договора уступки права требования по договору займа.
-
ДОМ.РФ (ААА(RU), прогноз «Стабильный») получает и транслирует Эмитенту поддержку со стороны Правительства Российской Федерации в форме субсидии из федерального бюджета на цели финансового обеспечения (возмещения) затрат Эмитента на выплату процентного купонного дохода по облигациям в размере ключевой ставки Банка России.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен выпуску облигаций ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации» (RU000A104AQ2) впервые. Пересмотр кредитного рейтинга ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных АО «ДОМ.РФ», ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, ООО «СОПФ Инфраструктурные облигации» и АО «ДОМ.РФ» принимали участие в процессе его присвоения.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА оказывало АО «ДОМ.РФ» дополнительные услуги, ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации» дополнительные услуги оказаны не были. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.